Как выбирали жилье в Петербурге 150 лет назад?

Как выбирали жилье в Петербурге 150 лет назад?
Фото: МК в Питере

В начале XX века Санкт-Петербург стал политическим и экономическим центром России, где жилье олицетворяло не только вкус, но и статус. Рынок недвижимости в этом городе был насыщен контрастами и противоречиями — от роскошных дворцов до скромных комнат. О том, с какими трудностями сталкивались жители дореволюционного Петербурга при выборе жилья и как изменилась ситуация сегодня, рассказываем в нашем материале.

Когда мы говорим о градоустройстве исторического Петербурга, первое, что приходит нам на ум, — это красивые дореволюционные дома на уютных улочках с большими комнатами и высокими потолками, резными парадными. Однако немногие знают, что до вплоть до начала 1900-х годов большинство Петербуржцев не имели возможности приобрести отдельное жилье в многоквартирном доме. Вариантов для жизни оставалось немного: строительство особняка (что было практически недоступно из-за крайне высоких цен на землю), либо аренда квартир в доходных домах или гостиницах.

К слову, до начала революции дома «под сдачу» составляли почти 80% всего жилого фонда Северной столицы. Такая ситуация сложилась во многом благодаря местным предпринимателям и дворянам, которые усмотрели выгоду в строительстве доходной недвижимости. Средняя рентабельность составляла около 8,5%, а иногда доходила и до 15%, что значительно выше среднего уровня дохода от недвижимости в европейских городах, который обычно не превышал 1-2%. Согласно этим данным, пятиэтажное здание могло полностью окупиться лишь за 5 лет после окончания работ.

И хоть мы привыкли думать, что в то время жилье строилось «для людей», сложно сказать, что застройщиков больше волновал комфорт, чем собственная выгода. Так, появились знаменитые дворы-колодцы, которые сегодня являются частью петербургской романтики. Предполагалось, что за фасадами, для строительства которых привлекали в основном иностранных архитекторов, будут скрываться закрытие зеленые дворики с благоустройством, так называемые патио. Однако, из-за высокой стоимости земли, акционеры быстро поняли, что прибыльнее эти участки застраивать жилым фондом. Кроме того, там можно было сэкономить и на внешней отделке, так как эту сторону дома никто не видел.

Наверное, вы не раз замечали, что в центральной части Петербурга совсем нет инфраструктуры для детей: садики располагаются на первых этажах жилых домов, а гуляют они внутри тех самых «колодцев». Но почему в дореволюционной России во дворах не строили детских площадок? Все дело в том, что в XIX веке, в России полностью отсутствовала социальная политика: воспитанием всегда занимались гувернантки, если речь о богатых семьях, а в бедных — сами матери. И даже если вы могли позволить себе няню, провести время с ребенком на прогулке возле дома было невозможно, приходилось ехать в общегородской сад, сквер или парк. 

В среднем высотность дома составляла пять или шесть этажей. При этом, абсолютной каждый угол, включая чердаки, подвалы и мансарды, который нередко достраивали позже, должны были быть экономически выгодным. Так, подвалы сдавались под склады, первые этажи, как и сегодня, отводились для магазинов, кафе и другой коммерческой недвижимости. Один из этажей нередко принадлежал самому владельцу дома. А самыми престижными считались второй и третий этажи, так как с них открывались самые красивые виды на каналы. А кроме того, обеспеченные люди не хотели высоко подниматься пешком. Квартиры на последних этажах предназначались для студентов и бедных военных: они были гораздо меньше по метражу и часто не имели собственные санузлы и кухни.  

Согласно историческим справкам, самым элитным районом Петербурга считался Адмиралтейский. Особенно ценились дома, с видом на воду: набережная Невы, канал Грибоедова или Мойки. Стоимость аренды «барской квартиры» могла составлять от 2 до 5 тысяч рублей в год (8 млн рублей по современным меркам). Также хорошими районами считались Литейный и Васильевский остров от 8 линии до стрелки. Как это не удивительно, но Петроградская сторона долгое время носила статус района с новостройками. Ведь до появления Троицкого моста добраться туда было сложно, и земля не была такой популярной.

Что же касается условий аренды, то они были гораздо строже, чем сегодня: запрещалось поздно возвращаться домой, делать любые перестановки (если речь идет о меблированной квартире) и перестройки. Кроме того, арендосъемщик был обязан самостоятельно содержать дворников и швейцаров.

После прихода советской власти большая часть доходных домов была национализирована и поделена на коммунальные квартиры, которые существуют в Петербурге и по сей день.

Как изменилась жизнь Петербуржцев сегодня?

Каждый из нас привык к величественному образу царского Петербурга, который мы видим в фильмах и других поп-культурных явлениях. Однако простым людям недворянского происхождения, стать частью этого мира было практически невозможно, поэтому комфорт их бытовой жизни оставлял желать лучшего.

И хотя сегодня приспособить историческую постройку для современной жизни сложно, возможность жить в центральной части города с благоустроенной территорией и красивым видом доступна практически каждому петербуржцу. Один из отличных вариантов — серый пояс Петербурга, который сегодня активно осваивают девелоперы. Неактуальным промышленным зонам, окружающим центр, дают новый импульс к трансформации в комфортные жилые комплексы или общественные пространства. Самые яркие примеры — Севкабель порт и Брусницын, располагающиеся на юго-западе Васильевского острова.

Кстати, Васильевский остров по праву можно назвать примером обновлений. На западе острова реализуется еще один масштабный городской проект по созданию нового морского фасада Петербурга, благодаря которому отдаленная часть одного из главных районов Петербурга наконец-то получит должное городское благоустройство.

Освоить эту территорию пытались еще с конца XVIII века, однако планам помешали Первая мировая война, революция и последующий затяжной экономический кризис. Пока в 60-е годы прошлого столетия территорию острова Голодай (ныне Декабристов) не решили отдать под типовую спальную застройку. И лишь современным девелоперам удалось возродить идею о создании острова-сада, благодаря возведению новых намывных территорий.

Жителям района доступно все, о чем мечтал петербуржец 150 лет тому назад: современная архитектура с удобными планировками, видовые квартиры, близость к центру. Но в отличие от наших предшественников, современные девелоперы также заботятся и о комфорте своих покупателей. Так, на намыве строят парки, развивают дорожную сеть, возводят социальную инфраструктуру.

В качестве примера можно рассмотреть работу строительного холдинга «Группы ЛСР», который внедряет новые стандарты градостроительства в Петербурге. Речь идет не только о внешней привлекательности домов, которые образуют тот самый фасад острова с Финского залива, но и о комфорте жителей во дворах: прогулочных, игровых и спортивных зонах. Кроме того, девелопер строит детские сады и школы. Первые из них уже были сданы в этом году.

Такой подход получил признание в мировом сообществе. На этом фоне строительство Северной части намыва было полностью доверено «Группе ЛСР». В рамках своего проекта, девелопер построит жилые, деловые и развлекательные кварталы, а также благоустроит городскую набережную.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру