Пять случаев, которые удивили петербургских и ленинградских врачей

О нескольких удивительных случаях из практики врачей петербургских больниц — в нашем материале

За прошедший год в больницах Северной столицы высокотехнологичную медицинскую помощь получили 157 158 человек. В текущем году темпы возросли. Учитывая, что все мы индивидуальны, каждый случай, с которым сталкивались врачи, был по-своему уникален. И все же было несколько ситуаций, когда удивлены были даже медики. Но сложность заболеваний и состояний пациентов не помешали специалистам выполнить свою работу на отлично.

О нескольких удивительных случаях из практики врачей петербургских больниц — в нашем материале
Операция на сердце артистки длилась шесть часов. Фото: t.me/emergencypetersburg

«Сердце сшивали»

Киноактриса Елена Ростоцкая сама не ожидала, что плановое обследование обернется для нее шестичасовой операцией на «выключенном» сердце. Артистку настолько поглотило творчество, что она долгое время не уделяла должного внимания недомоганиям и принимала как данность регулярные недосыпания. Пройдя обследование в Елизаветинской больнице, Елена, известная зрителям по сериалам «Домашний арест» и «Последний мент», выяснила, что на съемочной площадке она не только проживала жизнь своих персонажей, но и перенесла на ногах два инфаркта. К моменту госпитализации часть миокарда не функционировала.

«Я жила вполсердца», — удивляется Елена.

Не замеченные актрисой инфаркты тем временем не обошлись без последствий. Врачи диагностировали у Ростоцкой серьезные проблемы с сосудами, крупную постинфарктную аневризму сердца и тромб.

«Вероятность разрыва аневризмы и летального исхода была очень высока», — сообщили в Елизаветинской больнице.

Операцию актрисе делали планово. На время хирургического вмешательства Елене остановили сердце, кровь по ее сосудам качал аппарат искусственного кровообращения.

В операционную бригаду вошли доцент кафедры ВМА им. Кирова, врач — сердечно-­сосудистый хирург Андрей Пелещок, сердечно-­сосудистые хирурги Владимир Кривопалов (к. м. н.) и Михаил Андреев, анестезиолог-­реаниматолог Николай Пилюгов, хирург Игорь Скирбо, кардиолог Екатерина Рыжих, медсестры-­анестезисты Елена Спицына и Ольга Николаева, а также операционная медсестра Анна Тихомирова.

Операция длилась шесть часов.

«Кардиохирурги буквально сшили пациентке новое сердце», — сообщили в Елизаветинской больнице.

По словам самих врачей, это было совсем не рядовое хирургическое вмешательство. Случай Елены довольно редкий.

На сегодня актриса уже оправилась после операции. Настолько, что накануне выписки она вместе с мамой, дочкой и четырьмя внуками отправилась собирать грибы у вертолетной площадки для санавиации, расположенной во дворе больницы. В палату улов не понесла, отдала на суп родным.

«Я столько раз играла роли врачей в кино, но сама в больницы никогда не попадала, — сообщила Елена Ростоцкая. — Теперь вижу эту жизнь с другой точки. Врачи буквально взяли меня за руку на границе того света и вернули обратно на землю, к моим любимым!»

Актриса припомнила народное название Елизаветинской больницы и сообщила, что для нее этот стационар «третий исцелительный».

Упрямая клипса

С этим случаем столкнулись также врачи Елизаветинской больницы. На обследование к ним пришла девушка, которая уже посетила несколько клиник. Диагноз вроде бы рядовой — «инородное тело 12‑перстной кишки». В одном из медучреждений пациентке даже выполнили эндовидеогастроскопию, во время которой обнаружили на стенке кишки 1,5‑сантиметровый предмет, но оторвать его не смогли: инородное тело впаялось в ткани.

Врачи Елизаветинской больницы, выполнив КТ, определили местоположение предмета и выяснили, что он металлический. В ходе эндоскопии медики удалили его. Выяснилось, что в ткани кишки впаялась медицинская клипса. Их обычно применяют как раз в эндоскопии для остановки кровотечения.

«Наблюдать за такими клипсами после операции или удалять их нет необходимости. Они, как правило, отваливаются от стенки сами, когда перестают нести функциональную нагрузку, и выходят по кишечному тракту. Здесь этого не случилось из-за глубокого внедрения в стенку, — рассказали врачи. — Все указывало на то, что ­когда-то девушке выполнялась гастроскопия. Возможно, что клипировали язву. Но, удивительный случай, — ни о каких вмешательствах пациентка вспомнить не смогла».

По словам медиков, в больницу практически каждый день поступают пациенты с диагнозом «инородное тело». Как правило, в ЖКТ застревают куски пищи. А одна из распространенных причин обращений к эндоскопистам пожилых людей — проглоченные зубные протезы.

Но такое, чтобы в кишке застряла клипса после операции, которой не было, у медиков в практике бывает редко.

Спасли от ампутации

Ежегодно на базе экстренного поста приемного отделения ЦМИЦ ОТ имени Р. Р. Вредена (Центра Вредена) выполняется около 50 операций по восстановлению отчлененных сегментов кисти. Но каждый случай — это многочасовая работа в операционной, в том числе в ночное время.

«Микрохирургические вмешательства зачастую бывают безальтернативны, вместе с тем они позволяют восстановить трудоспособность пациентов», — сообщили в Центре Вредена.

В августе в больницу из НИИ скорой помощи им. Джанелидзе на скорой доставили 28‑летнюю женщину, сотрудницу компании по изготовлению «похоронных» товаров. Пациентке во время работы на деревообрабатывающем станке отрезало руку. Врачи из больницы им. Джанелидзе остановили кровотечение, провели обезболивающую терапию и интубацию, после чего приняли решение срочно перевести женщину в Центр Вредена, чтобы специалисты выполнили операцию по реплантации отсеченного сегмента верхней конечности.

«В течение семи часов врачи боролись за восстановление кисти пациентки. После проведения первичной хирургической обработки было необходимо сопоставить и зафиксировать костные отломки — врачи выполнили металлоостеосинтез пяти пястных костей спицами. Далее хирурги приступили к кропотливой работе за операционным микроскопом для восстановления отсеченных вен, артерий, сухожилий и нервов», — рассказали в больнице.

Врачи Центра Вредена семь часов пришивали девушке отрубленную станком кисть. Фото: t.me/vredena_center

Операцию выполнил врач — трав­ма­толог-­ортопед 16‑го отделения Центра Вредена Артем Афанасьев, ассистировал ему ординатор второго года обучения Александр Чижов.

Им удалось спасти кисть молодой пациентке: операция прошла успешно, и девушка была переведена в палату для дальнейшего наблюдения.

Кожа снималась как чулки

Врачи Всеволожской больницы вернули возможность ходить жительнице Кронштадта, которую переехал многотонный грузовик. Удивительным было уже то, что переломов после ДТП у женщины было всего два: большой берцовой кости с одной стороны, лодыжки — с другой. Но проблемой и вызовом для врачей стала обширная травматическая отслойка мягких тканей.

«Медленно двигавшийся КамАЗ постепенно подминал под себя женщину огромными протекторами. Тяжелые колеса как бы защипывали кожу и отрывали ее от подлежащих мышц. При этом визуально ноги выглядели как будто нормально, переломы были без смещения. А фактически кожа была полностью отделена от мышц и фасций, как чулок. И под этим “чулком” перекатывалась огромная гематома», — объяснили врачи Всеволожской больницы.

По словам медиков, обычно при таких травмах кожу дренируют (удаляют накопившуюся под ней кровь), после чего она прирастает обратно. Но в данной ситуации травма была слишком обширной.

«Чтобы избежать некроза кожи, мягких тканей, а в дальнейшем сепсиса, ампутации ног или даже гибели пациентки, хирурги травматологического отделения решились на уникальное хирургическое вмешательство», — сообщили в больнице.

Операция длилась восемь часов. Травматологи-­ортопеды полностью отделили пациентке кожу на ногах, спецприбором очистили ее от остатков мягких тканей, убрали несколько нижних слоев (всего их у кожи семь) и сделали в ней несколько отверстий, чтобы в дальнейшем не скапливались гематомы.

«После сложной подготовки кожные лоскуты наложили на ноги и разровняли. Наложение швов при пересадке кожи требуется только в местах сгибов и соприкосновения со здоровой кожей», — сообщили в больнице.

Приживаемость составила 95%, отторжение кожных лоскутов возникло только на ахилле, но эту проблему решила повторная пересадка. А потом были долгие месяцы выздоровления. Пациентке пришлось заново учиться ходить.

«Когда был сделан первый шаг, медсестры плакали от радости вместе с пациенткой», — признались в больнице.

Вскоре после выписки женщина, несмотря на то что первое время передвигаться получалось только с помощью ходунков, вышла на работу. Сейчас она уже ходит сама, используя для страховки трость. Недавно она приезжала во Всеволожск, чтобы поблагодарить медиков, спасших ее ноги, — это заведующий операционным блоком Иван Ендовицкий, травматологи-­ортопеды Дмитрий Кветка и Вадим Ильин, а также перевязочная медсестра Елена Сластухина.

Минус 13 кило

Уникальную мультидисциплинарную операцию в середине сентября провели в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе: врачи удалили с живота 40‑летней пациентки более 10 кг лишней кожи и три грыжи. Такие масштабные вмешательства в Петербурге еще не проводились.

По словам женщины, родившейся в Финляндии, лишний вес у нее был с детства. Медики каждый раз списывали на проблемы с гормонами. Более 20 лет назад она переехала в Петербург, отучилась на историка, работает барменом. Она несколько лет была замужем, но детей у нее нет. Пять лет назад она начала борьбу с ожирением. Тогда она весила 224 килограмма при росте 160 см. Две операции по уменьшению желудка дали определенный эффект: постепенно женщине удалось сбросить вес до 102 килограммов. Но быстрое и внушительное сокращение массы тела привело к ожидаемой проблеме — появлению лишней кожи в области живота, коленей и внутренней стороны бедер. Полгода жительница Петербурга работала без выходных, чтобы накопить на пластическую операцию. Она обращалась во многие клиники за помощью, но получала отказ. Мол, случай сложный, да еще и немало сопутствующих болезней.

«Лишняя кожа — это не только эстетическая проблема, понятно, что это мешает во время занятий йогой и езды на велосипеде», — рассказала журналистам пациентка больницы Виена.

Специалисты НИИ скорой помощи им. Джанелидзе вызов приняли.

«У таких пациенток развивается изменение передней брюшной стенки. Кроме кожного каркаса, у них изменяется еще фасциальный и мышечный каркас. После похудения или набора веса нередко формируются грыжи», — отметил руководитель отдела термических поражений, главный внештатный специалист-­комбустиолог Минздрава РФ в СЗФО, д. м. н., профессор Евгений Зиновьев.

Сочетанную операцию выполнили абдоминальный хирург, заведующий 7‑м хирургическим отделением, к. м. н. Эдуард Цветков и пластический хирург, доцент учебного центра института, к. м. н. Тамара Гогохия. К слову, в больнице, узнав историю Виены, оплату услуг сократили вдвое.

Операция длилась девять часов. Пациентку оперировали сразу пять хирургов! С живота женщины аккуратно удалили кожно-­жировой фартук, вес которого составил 10 килограммов. Попутно врачи удалили и три грыжи.

«Такие операции проходят редко. Это очень интересный клинический случай. Пациентка молодая — 40 лет. Тяжелый анамнез: хронические заболевания, которые являются следствием избыточного веса и ожирения, — сахарный диабет, высокое давление. От лишней кожи очень страдает качество жизни. Такие пациенты не то что одежду не могут подобрать, им даже гигиену соблюдать тяжело, — рассказала Тамара Гогохия.Наша пациентка проснулась в новом теле. У нее теперь нет этого кожного чехла».

К слову, это не последняя операция для Виены. Следующим этапом станет удаление лишней кожи с похудевших ног женщины. Кстати, по словам врачей, сейчас гормоны у пациентки в порядке, а значит, в будущем ожирение ей не грозит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 25 сентября 2024

Заголовок в газете: Сердце актрисы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру