Законопроект об отмене ЕГЭ не нашел поддержки в российском правительстве. Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин в беседе с 360.ru отметил, что в стране не готовы к серьезным переменам в системе госэкзамена.
«Законопроектов под названием «Анти-ЕГЭ» в Госдуме было несколько десятков. Почти в каждом третьем мне довелось быть автором или соавтором. Мое убеждение, начиная с 2002 года, состоит в том, что вреда от единого госэкзамена больше, чем пользы», — пояснил Смолин.
На недавних спецслушаниях в Рособрнадзоре политик вышел за рамки «обычного обсуждения» и представил идею госэкзамена с точки зрения трех основных образовательных задач.
Первая — подготовка кадров. Депутат отметил, что кадровый голод в стране очевиден и ЕГЭ никак не способствовало его разрешению: рабочих и инженеров больше не стало. А все по тому, что большинство ребят (около 60%) после 9 класса идут в техникумы, колледжи и училища. Но не на рабочие специальности, а на специалистов среднего звена, поэтому в стране до сих пор острая проблема со сварщиками, токарями, слесарями, электриками и т.д.
ЕГЭ не помогает подготовить инженеров, потому что изначально отсекает часть потенциальных абитуриентов технических вузов, которые боятся не сдать госэкзамен по профильной математике.
Вторая задача — воспитание гражданина. Здесь ЕГЭ выступает частью, так называемого, «мертвого формализованного образования»: оно фактически подменяет учителя — репетитором, настоящее образование — образовательными услугами, против которых сейчас все возмущаются.
Третья задача — многостороннее развитие личности, но старшеклассники из-за очень высокой цены ЕГЭ (репетиторы, престижность вузов) начинают изучать только те предметы, которые нужны для поступления. В результате — катастрофическое падение уровня общего среднего образования.
«Мы предложили самый мягкий вариант: если выпускник намерен поступить в московский или питерский вуз, и ему удобнее попытаться сделать это через ЕГЭ, мы такое право оставляем. Но если он поступает в вуз в своем регионе или в колледж/технику, то имеет право выбрать классический экзамен», — пояснил Смолин.