«Вы спонсируете врага». Нередко аферисты представляются сотрудниками полиции, силовых ведомств или спецслужб и сообщают, что через банковский счет человека направляются деньги ВСУ. А это, давит звонящий, подсудное дело. Разговаривают строго. Пытаются давить на совесть. Тон разговора обвинительный. Человека просто-напросто пытаются напугать. Все сводится к тому, что жертву убеждают перевести свои накопления на «безопасный счет». После этого деньги, конечно же, исчезают.
«С вашего счета пытаются снять деньги». Звонящий может представиться правоохранителем, сотрудником банка, агентом спецслужб. Разговаривать будут так, будто звонящий искренне волнуется за абонента. Итог тот же — совет перевести деньги на «безопасный счет».
«Установите приложение». Вопиющий случай мошенничества произошел недавно с пенсионеркой из Гатчины. Мошенник подошел к женщине прямо в отделении банка и предложил перевести сбережения «на более выгодный вклад». После этого он взял у жертвы телефон, установил на него вредоносное приложение (говорил, конечно, что это просто сервис банка) и перевел со счета старушки 11,3 млн рублей, вложив их в некие акции и облигации. Запомните: никогда не устанавливайте на свой телефон незнакомые приложения. Если вам нужен мобильный банк, сходите в отделение, возьмите талончик, попросите сотрудника «в окошке» вам помочь.
«У нас проверка». Аферисты могут прикинуться вашими коллегами и начальниками — да, технический прогресс и до этого дошел. Вы можете получить сообщение якобы от товарища с работы или руководителя с просьбой одолжить деньги или советом перевести свои накопления на безопасный счет, так как в организации якобы идет финансовая проверка и счета сотрудников могут «заморозить». Не верьте! Так мошенники хотят напугать вас и получить ваши деньги.
«Деньги нужно пересчитать». Да-да, аферисты могут заявить и такое. Сообщите, что с пересчетом своих сбережений справитесь сами, и повесьте трубку. А лучше всего вообще не отвечайте на звонок, если номер вам не знаком.
«Назовите номер СНИЛС». Одна из недавно появившихся схем — звонок якобы из поликлиники. Псевдомедработник сообщает, что им необходимо актуализировать базу или карточку пациента, для чего нужны паспортные данные и номер СНИЛС. Не смейте передавать эти данные! Получив их, мошенники, скорее всего, попробуют взломать ваш аккаунт на «Госуслугах» и оформить на вас кредит.
«Вам нужно поменять полис». Звонящий строго сообщает, что Минздрав якобы выпустил распоряжение, согласно которому нужно поменять полис ОМС. Могут грозить судами, если начнете отказываться. Особо упорных начинают пугать тем, кто они не смогут получить медицинскую помощь со своим «старым» полисом. Не поддавайте на уловки и шантаж! Оказание медицинской помощи гражданам России гарантировано Конституцией. И никто не имеет права заставлять вас менять страховую компанию. Поэтому не сообщайте никаких данных, которые запросят якобы для обновления полиса.
«Здравствуйте, я с Госуслуг». Аферисты не гнушаются представляться сотрудниками портала государственных услуг. Могут говорить, что ваш аккаунт пытаются взломать и нужен код из СМС, чтобы обезопасить его. Или начнут уверять, что с вашим банковским счетом происходят мошеннические действия, и опять же попросят код из СМС или продиктовать ваши личные и банковские данные. Это афера!
«Давайте обновим данные в Википедии». С таким предложением могут звонить общественным деятелям, изобретателям, ученым, профессорам — любому, чья биография есть в «Википедии». Согласившиеся теряют деньги со счетов.
«Вам положена выплата». Иногда мошенники давят на больное: сообщают, что в связи с каким-то крупным событием человеку положена выплата. После этого пытаются выяснить личные данные, чтобы потом получить доступ к деньгам жертвы.
Схем для обмана, увы, очень много. Мошенники представляются сотрудниками самых разных ведомств и организаций: полиции, поликлиники, следственного комитета, ФСБ, Центробанка, сотовой компании, Роскомнадзора, «Госуслуг», районных и городских администраций, Росфинмониторинга, интернет-магазинов, банков и так далее. Если уж вы ответили на звонок с неизвестного номера, включайте критическое мышление! А лучше всего, как только заходит разговор про деньги, бесплатные сертификаты, обновление баз и так далее, вешайте трубку.
Кстати, сейчас у банков и сотовых операторов есть программы по распознаванию или блокировке подозрительных звонков. Функцию можно включить в личном кабинете. Сервис предупредит, если решит, что вам звонит мошенник.
Сотрудники киберполиции России рассказали, как спастись от мошенников.
«Не сообщать никому по телефону пароли и коды из СМС (кем бы ни представлялся ваш собеседник) и не совершать никаких действий со своей картой под диктовку незнакомых вам лиц. Совершая покупки через сайты объявлений, производите оплату только по факту получения товара или услуги. Не переходить по незнакомым ссылкам и не скачивать неизвестные приложения на телефон. Будьте бдительны!» — говорят полицейские.
Кстати, обо всех схемах аферистов и методах защиты от них сотрудники киберполиции подробно рассказывают в своем телеграм-канале @cyberpolice_rus. Читайте, запоминайте: предупрежден — значит вооружен.