Где на постсоветском пространстве самокаты полюбили так же сильно, как в Петербурге

Знакомые петербуржцам СИМ разъезжают и по улицам городов других государств

Еще пару лет назад рядовой петербуржец вряд ли мог представить, что поездка на электросамокате станет привычным способом добраться от дома до метро или остановки автобуса. Для этого кикшеринговые сервисы в тандеме с Петербургом и всей Россией проделали колоссальную работу, результаты которой помогают большему числу пешеходов влюбиться в самокаты. Причем не только на территории нашей необъятной страны.

Знакомые петербуржцам СИМ разъезжают и по улицам городов других государств
Whoosh в Минске. Фото предоставлены Whoosh

Особенности Казахстана

Популярность средств индивидуальной мобильности (СИМ) в странах СНГ и субъектах РФ росла параллельно: к примеру, известная жителям Петербурга компания Whoosh пришла в Казахстан и Беларусь в 2022 году. Тогда по улицам Алма-­Аты разъезжало всего 3 тысячи самокатов, в Астане почти вдвое меньше — 1,4 тысячи, а в Минске — 2 тысячи. Сейчас их число во всех трех городах выросло в среднем вдвое.

Казахстанцы используют электросамокаты, чтобы преодолеть так называемую последнюю милю, или пешеходный путь от и до основного транспорта. В Алма-­Ате на двухколесном транспорте часто разъезжают в часы пик: город расположен в горной местности и имеет узкие улицы, которые тяжело справляются с интенсивным современным движением. Также большой трафик наблюдается от и до метро по проспекту Абая — одной из главных дорожных артерий. В отличие от того же Петербурга в Алма-­Ате крайне неровный ландшафт. Самокат позволяет преодолевать неприятные участки без лишней нагрузки при подъеме в гору.

В столице Казахстана СИМ тоже успешно интегрировались в систему общественного транспорта. Жители Астаны пользуются кикшерингом, когда хотят добраться до торгового центра, спортивного зала или иных заведений. Вдобавок самокаты особенно востребованы в левобережной части города из-за внушительных расстояний между кварталами, экономя время при спешке, пояснили в Whoosh для «МК в Питере».

Whoosh в Казахстане. Фото предоставлены Whoosh

Что касается инфраструктуры, в Алма-­Ате велодорожки и велополосы имеют удачное расположение: в основном вдоль улиц и проспектов, и совпадают с магистралями микромобильности. В Астане же многие велодорожки пролегают через парки и скорее подходят для прогулок, нежели для решения транспортных задач. К тому же доехать до нужной точки без выезда на тротуар или проезжую часть в казахстанской столице позволят меньше половины велодорожек. Впрочем, власти Астаны с этого года планируют всерьез развивать микромобильность и улучшать инфраструктуру города. Не исключено, что на это местных чиновников вдохновил пример Петербурга.

В Беларуси самокатчик — пешеход

В белорусской столице СИМ укрепились как дополнение к общественному транспорту. По данным Whoosh, 64% поездок на электросамокатах в Минске начинаются от метро. Самокаты здесь показывают себя как действенное транспортное решение в районах, где работа системы общественного транспорта не устраивает жителей (большие интервалы между составами, дальность станций метро и так далее). Плюс ко всему Минск, пожалуй, имеет наиболее привлекательную и развитую инфраструктуру для микромобильного транспорта из уже названных нами городов. Здесь и многокилометровые веломагистрали, и совмещенные с тротуаром велодорожки.

Кстати, в Казахстане и Беларуси электросамокаты по аналогии с Россией признаны частью транспортной системы на государственном уровне. Правила их вождения в ПДД Беларуси включили на полгода раньше, чем в России, — в 2022 году. В Казахстане немногим позже — в 2023‑м.

Любопытно, что в Беларуси самокатчик по закону приравнен к пешеходу. Иначе говоря, пользователю электросамоката запрещено передвигаться по полосам движения автотранспорта, но не нужно спешиваться на пешеходном переходе (достаточно лишь снизить скорость до скорости пешеходов). Тем не менее ПДД в Беларуси, Казахстане и России больше схожи, чем отличаются, подчеркнули в Whoosh. «Мы были рады этим изменениям и помогаем местным властям развивать культуру вождения с учетом принятых правил. В каждом городе мы ежегодно проводим Школу вождения при поддержке городских администраций», — сообщили в компании.

Также кикшеринговая компания периодически организует профилактические мероприятия с казахстанской и белорусской полицией аналогично работе с российскими правоохранителями. При этом сервис не забывает о помощи в создании необходимой инфраструктуры для микромобильного транспорта в указанных городах.

«Участвуем в нанесении разметки для парковок, делимся данными о наиболее популярных у наших пользователей маршрутах, чтобы город мог прокладывать велодорожки там, где они действительно востребованы», — резюмировали в Whoosh.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 14 августа 2024

Заголовок в газете: Покоряя СНГ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру