Особенности Казахстана
Популярность средств индивидуальной мобильности (СИМ) в странах СНГ и субъектах РФ росла параллельно: к примеру, известная жителям Петербурга компания Whoosh пришла в Казахстан и Беларусь в 2022 году. Тогда по улицам Алма-Аты разъезжало всего 3 тысячи самокатов, в Астане почти вдвое меньше — 1,4 тысячи, а в Минске — 2 тысячи. Сейчас их число во всех трех городах выросло в среднем вдвое.
Казахстанцы используют электросамокаты, чтобы преодолеть так называемую последнюю милю, или пешеходный путь от и до основного транспорта. В Алма-Ате на двухколесном транспорте часто разъезжают в часы пик: город расположен в горной местности и имеет узкие улицы, которые тяжело справляются с интенсивным современным движением. Также большой трафик наблюдается от и до метро по проспекту Абая — одной из главных дорожных артерий. В отличие от того же Петербурга в Алма-Ате крайне неровный ландшафт. Самокат позволяет преодолевать неприятные участки без лишней нагрузки при подъеме в гору.
В столице Казахстана СИМ тоже успешно интегрировались в систему общественного транспорта. Жители Астаны пользуются кикшерингом, когда хотят добраться до торгового центра, спортивного зала или иных заведений. Вдобавок самокаты особенно востребованы в левобережной части города из-за внушительных расстояний между кварталами, экономя время при спешке, пояснили в Whoosh для «МК в Питере».
Что касается инфраструктуры, в Алма-Ате велодорожки и велополосы имеют удачное расположение: в основном вдоль улиц и проспектов, и совпадают с магистралями микромобильности. В Астане же многие велодорожки пролегают через парки и скорее подходят для прогулок, нежели для решения транспортных задач. К тому же доехать до нужной точки без выезда на тротуар или проезжую часть в казахстанской столице позволят меньше половины велодорожек. Впрочем, власти Астаны с этого года планируют всерьез развивать микромобильность и улучшать инфраструктуру города. Не исключено, что на это местных чиновников вдохновил пример Петербурга.
В Беларуси самокатчик — пешеход
В белорусской столице СИМ укрепились как дополнение к общественному транспорту. По данным Whoosh, 64% поездок на электросамокатах в Минске начинаются от метро. Самокаты здесь показывают себя как действенное транспортное решение в районах, где работа системы общественного транспорта не устраивает жителей (большие интервалы между составами, дальность станций метро и так далее). Плюс ко всему Минск, пожалуй, имеет наиболее привлекательную и развитую инфраструктуру для микромобильного транспорта из уже названных нами городов. Здесь и многокилометровые веломагистрали, и совмещенные с тротуаром велодорожки.
Кстати, в Казахстане и Беларуси электросамокаты по аналогии с Россией признаны частью транспортной системы на государственном уровне. Правила их вождения в ПДД Беларуси включили на полгода раньше, чем в России, — в 2022 году. В Казахстане немногим позже — в 2023‑м.
Любопытно, что в Беларуси самокатчик по закону приравнен к пешеходу. Иначе говоря, пользователю электросамоката запрещено передвигаться по полосам движения автотранспорта, но не нужно спешиваться на пешеходном переходе (достаточно лишь снизить скорость до скорости пешеходов). Тем не менее ПДД в Беларуси, Казахстане и России больше схожи, чем отличаются, подчеркнули в Whoosh. «Мы были рады этим изменениям и помогаем местным властям развивать культуру вождения с учетом принятых правил. В каждом городе мы ежегодно проводим Школу вождения при поддержке городских администраций», — сообщили в компании.
Также кикшеринговая компания периодически организует профилактические мероприятия с казахстанской и белорусской полицией аналогично работе с российскими правоохранителями. При этом сервис не забывает о помощи в создании необходимой инфраструктуры для микромобильного транспорта в указанных городах.
«Участвуем в нанесении разметки для парковок, делимся данными о наиболее популярных у наших пользователей маршрутах, чтобы город мог прокладывать велодорожки там, где они действительно востребованы», — резюмировали в Whoosh.