Сначала принимать «Штандарт» отказались французские порты. На помощь команде фрегата, у которой практически не оставалось еды и воды, пришли моряки местного яхт-клуба: они на моторках в несколько ходок доставили на корабль воду в канистрах.
После этого фрегат ушел в территориальные воды Испании, но от местных властей поступил аналогичный французскому запрет. В итоге команда, среди которой трое подростков 13, 14 и 18 лет, вновь столкнулась с проблемой заканчивающихся ресурсов.
«На борту 15 человек из семи стран мира, у нас всегда международный экипаж», — сообщил тогда журналистам капитан «Штандарта» петербуржец Владимир Мартусь. На борту фрегата моряки из России, Франции, Испании, Нидерландов, США, Англии и других стран. Есть даже украинские беженцы, для которых «Штандарт» стал новым домом.
Мартусь отмечал, что запасов может хватить на три-четыре дня. В итоге 26 июля команда была вынуждена сняться с якоря.
«Мы поднимаем якорь, чтобы перейти немножко ближе к цивилизации, туда, где мы сможем набрать воды, купить еды. Миль 20 (32,2 км), поближе к городу Вига (Испания). Посмотрим, что получится», — сказал тогда капитан.
На помощь морякам пришли простые испанцы: они на сапбордах привезли на судно воду и даже целую кастрюлю пожаренного мяса (испанский аналог шашлыка). Команде же разрешили высадиться на шлюпке, чтобы пополнить запасы еды и постирать одежду в местной прачечной. После этого «Штандарт» взял курс в открытое море: в связи с распоряжением морской администрации Испании экипаж был вынужден направить судно за пределы территориальных вод страны.
Фрегат «Штандарт» — точная копия боевого корабля, построенного Петром Первым в 1703 году для обороны Санкт-Петербурга. Судно было воссоздано под руководством Владимира Мартуся в 1999 году.
Четыре года (в 2005, 2006, 2007 и 2009) «Штандарт» участвовал в празднике выпускников «Алые паруса» и был одним из символов Петербурга.
Отметим, капитан фрегата намерен обращаться напрямую в Евросоюз, чтобы попытаться добиться отмены санкций. Международная команда «Штандарта» запустила петицию с призывом к Совету Европы помочь защитить фрегат как часть мирового культурного наследия и исключить его из-под действия европейских санкций, разрешив ему вход в порты. На 26 июля ее подписали уже 5 тысяч человек.
Из досье «МК»
Первую шхуну Мартуся — «Св. Петр», построенную в 1991 году на Петрозаводской верфи, через несколько лет купил лондонский дизайнер, а потом сдал корабль в аренду на съемки первых «Пиратов Карибского моря». Она играла роль «Черной жемчужины».