Маркетплейс, классифайд: в чем сходство и отличие?

Маркетплейсы являются новым направлением в Российской экономике, однако это направление развивается очень быстро. Далеко не всегда за счет честных методов конкуренции, но оставаясь в рамках законодательства.

Маркетплейс, классифайд: в чем сходство и отличие?
Фото: Freepik

Такие компании предоставляют услуги торговой площадки, но фактически получают возможность диктовать условия работы продавцам: цены, ассортимент, акции и скидки. Итогом становятся демпинг цен, снижение конкуренции и захват существенной доли рынка этими новыми гигантами экономики.

Аналогичным образом ситуация развивается не только в России. В США аналогично развивался сценарий с Amazon – отсутствие контроля привело к потере продавцами собственных каналов продаж и выдавливанию малого бизнеса с рынка, созданию невозможных для продолжения работы условий малого бизнеса.

Ограничить законодательно

В России ведется разработка законодательства, регламентирующего деятельность маркетплейсов. Его основная задача – отрегулировать отношения маркетплейсов с продавцами товаров и ПВЗ, запретить навязывание условий работы со стороны маркетплейсов–монополистов

Кроме того, существует отдельный мир классифайдов — платформ объявлений. Предлагаем разобрать принципы работы маркетплейсов и сравнить их с работой на классифайд–площадке!

Работа маркетплейсов и классифайд Ozon

Продавцы могут работать с компанией по трем системам продаж:

● FBO – продавцы продают товары со скадов Ozon, весь процесс от размещения товаров до упаковки продукции и отправки покупателю ложится на маркетплейс.

● FBS – продавец продаёт продукцию со своего склада, но через доставку Ozon.

● realFBS – продажи идут с собственного склада с доставкой через сторонних перевозчиков, маркетплейс используется в качестве торговой витрины.

Во всех трех случаях, маркетплейс выполняет основную роль – рекламной площадки. На которой возможны дополнительное продвижение, рекламные кампании и вывод объявлений в ТОП выдачи.

Комиссия компании составляет 4–24% в зависимости от категории товара. Сюда стоит прибавить услуги продвижения, а также стоимость хранения продукции на складе – бесплатное хранение только первые 120 дней, далее 60 дней за каждый литр товара 0,75 руб. в сутки., и после этого срока по 1,5 руб.

Площадка не принуждает устанавливать скидки, однако участвуя в дисконтной программе Ozon, продавцы получают продвижение объявлений. Принуждения нет, но и карточку товара в случае отказа, покупатель не увидит.

Wildberries

Форматы работы с продавцами аналогичны, используемым Ozon. При этом, Wildberries удерживает комиссию с каждой единицы товара в диапазоне 1–25% от стоимости товара. Используя склады компании, продавец получает скидку на 2%.

А вот здесь система скидок носит принудительный характер, площадка может сама установить дисконт до 70%. В итоге, продавцы заранее устанавливают завышенную цену, сразу продавая товар со скидкой – формируя образ выгодной покупки в глазах покупателя.

Яндекс Маркет

Помимо классических режимов работы, на этой площадке действует 4–ый формат продаж: Express, позволяющий срочно доставить товар покупателю (в течение 1–2 часов).

Комиссия маркетплейса составляет 3 – 21% от цены товара. Дополнительно берётся 1,3 - 2,7% за банковское обслуживание. Продвижение товаров и маркетинговые услуги оплачиваются отдельно.

Стоимость хранения и доставки товара зависят от габаритов, веса, региона и ряда параметров. Отдельно оплачивается дополнительное продвижение товаров площадкой. Негативный фактор – высокая комиссия при возврате, от 50 до 650 руб. за каждую единицу товара.

Мегамаркет

Условия практически аналогичны с Яндекс.Маркет, но формат «Экспресс» доступен только продавцам с 10 собственными точками торговли, а также накладывает обязательство в течение часа выдать товар покупателю на любой из них. Логистика доставки на ПВЗ выстроена через посредников – BoxBerry и др.

Комиссия составляет 2–12% с каждой единицы товара. Помимо этого, отличается оплата логистики: FBO и FBS – дополнительно 3% от стоимости заказа за доставку и 1,5% РКО. Выгоднее продажи с самостоятельной доставкой – платится только 1,5 РКО и комиссия выкупа. Для «Экспресс»–доставки оплачивается только комиссия выкупа.

Классифайды

Такие площадки ориентированы на частных лиц, а абсолютное большинство сделок проходит между физическими лицами. Также продавцом могут выступать и компании, для некоторых классифайд является основным каналом для сделок. Кроме того, подобные площадки вводят дополнительные опции для бизнеса и позволяют расширить возможности профиля. Вместе с тем один и тот же человек (профиль) может быть как покупателем, так и продавцом. Частные продавцы размещают свои товары бесплатно, в рамках лимитов. Те, кто ведут бизнес на классифайде, для открытия магазина (публикации товаров) выбирают тариф – в зависимости от уровня его объявления будут продвигаться площадкой, появляется дополнительный функционал оформления и ведения статистики, подключения сотрудников. Можно выбрать разные опции: платить только за размещения объявлений, подключить тариф с оплатой за целевые действия, либо тариф с оплатой за успешные транзакции через площадку.

Нет хранения товаров и своих складов, полностью отсутствует какая-либо инфраструктура, но есть доставка как дополнительная услуга. Продавцу достаточно отнести товар на ПВЗ одного из партнеров платформы. Сумма за оплату товара также замораживается с карты и перечисляется продавцу в момент получения товара. При этом большинство сделок проходят офлайн. А объявления представляют из себя нестандартизированную форму без учета, например, количества товара в наличии, поэтому, в отличие от маркетплейсов, не ведется учет ассортимента товаров в наличии.

Комиссий за продажу, которая проходит не через встроенную доставку, нет. Комиссия площадки – в случае использования доставки зависит от разных параметров — у частных пользователей она одна, у профессиональных — другая и зависит от типа тарифа. Аналогия очевидна.

Маркетплейс представляет собой оптимизированную онлайн-платформу по предоставлению продуктов и услуг. Другими словами, это электронная торговая площадка, играющая роль посредника между продавцом товара и покупателем, а купить товар самостоятельно, не проведя транзакцию через маркетплейс, невозможно. Классифайд же выступает «витриной» для товаров продавца – это означает, что продавцы самостоятельно формируют объявления о продаже товара, размещают информацию о нем, предлагают его к продаже, рекламируют, вводят его в гражданский оборот. А электронный ресурс как классифайд администрирует, представляет пространство на сайте для размещения товара, предоставляет промо- и маркетинговые услуги и т. п., то есть фактически является информационным посредником. Тем не менее перед классифайдами стоит задача по расширению сегмента профессиональных продавцов, их проверке и верификации, для внесения своей лепты в регулирование рынка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру