«История Первого Альтернативного»: культура, которую мы не потеряли

«История Первого Альтернативного»: культура, которую мы не потеряли
Фото: мк в питере

В мае этого года в издательстве АСТ вышла книга Сергея «Хоббита» Кормилицына «Никто никогда не вернет 2007. История Первого Альтернативного», которая, как бы громко это не прозвучало, стала событием в российской культуре. А если точнее, то в контркультуре, о которой на больших медийных площадках стали как-то забывать.

В литературе, будь она художественной, научно-публицистической или паче чаяния биографической, а книга Кормилицына, что называется, на стыке этих направлений, автор практически не отделим от своего произведения. Поэтому с автора мы и начнем.

VJ Хоббит, он же Сергей Александрович Кормилицын – журналист с многолетним стажем. Родом из нулевых. И это сразу говорит нам о том, что книга его написана легко и доступно. И, что главное, очень ярко.

Второй важный момент: несмотря на тезис в названии книги «никто никогда не вернет 2007», господин Кормилицын буквально живет в этом самом «альтернативном 2007-м», оставаясь ведущим на радио «Maximum» авторской программы Heavy Monday, которая все про то же, про «альтернативу» и контркультуру.

При этом, если перечислять «медийные регалии» Сергея Кормилицына помимо, собственно, A-One, то там фигурируют и 2x2, и MTV, и два полновесных, под несколько сотен тысяч подписчиков канала на YouTube, которые все про то же, с рассказами об истории контркультуры, интервью, полноценными журналистскими расследованиями о малоизвестных страницах истории тех или иных «альтернативных» творческих коллективов  («Серёжка Хоббит» и Hobsplay соответственно).

Ну, а параллельно, добавьте сюда регулярные перформансы в качестве ведущего российских «гик-фестивалей», типа Comic-Con Russia, MAXIFEST или «Фандом Фест ВКонтакте». В общем, автор в самом прямом смысле живет в том, о чем пишет.

Важно понимать, что «История Первого Альтернативного», хоть и подана стилистически легко, но представляет собой колоссальную журналистскую работу, в которой были собраны уникальные интервью и воспоминания, как многочисленных виджеев A-One, так и известных исполнителей типа Linkin Park, Slipknot и Nine Inch Nails и многих других. И да, большинство из этих высказываний сейчас просто не найти в Сети, да и вообще в открытом доступе. К сожалению, Интернет помнит не всё, или же этого материала попросту в Сети никогда и не было.

Композиционная ценность, а также качество работы над «Историей первого альтернативного» очевидны хотя бы потому, что вся эта «сборная солянка» из, казалось бы, разрозненных историй, комментариев, закулисных баек работы легендарного телеканала, сшиты в единое и неразрывное целое. Которое прочитывается на одном дыхании, единым потоком, хотя на соседних страницах там могут соседствовать ранние стихи самого Кормилицына, рассказы про дикие пьянки перед эфирами на A-One и интервью Кори Тейлора (Slipknot и Stone Sour). Иными словами, эта книга нечто куда большее, чем просто рассказ о золотых годах A-One. Она про золотые годы российской, да и мировой «альтернативы», как целого социально-культурного явления.

Но всё же, здесь нужно сказать и пару добрых слов про «Первый Альтернативный» образца 2006 и частично 2008 года, как таковой. Да, тот самый неповторимый 2007-й у Сергея Кормилицына несколько выходит за рамки строго календарного года.  

A-One того времени был постоянной, круглосуточной информационной бомбой. Ни до, ни после ни один из телеканалов не решался ставить в свою эфирную сетку такую музыку. Более того, A-One не просто «баловался с альтернативой», он сделал её краеугольным камнем своего вещания.

И с точки зрения истории современной культуры, уж простите этот невольный академизм, Первый Альтернативный внес огромный вклад в культуру нулевых. Начиная от банального «а что, так можно было?», до репрезентации огромного пласта мировой и российской культуры, которую все более или менее «цивилизованные» медиа просто боялись трогать.

И это если говорить только о музыке. Потому, что, если рассказывать про работу виджеев и всей остальной редакции каналов, то можно смело утверждать, что работа A-One на пике своей популярности была бесконечным творческим экспериментом. Но об этом, пожалуй, во всех подробностях лучше прочитать непосредственно в книге Сергея Кормилицына.

А еще это очень личная книга. История простого молодого человека, как бы сказали в политической среде, «из низов», который оказался в том месте, в то время и с такими устремлениями, которые позволили ему продемонстрировать миллионам таких же как он, что «можно еще и вот так». Что альтернативная тусовка – это не «рок из подворотни», а мировое явление, которое не просто есть, а широчайшим образом представлено в России.

Впрочем, не стоит думать, что «Никто никогда не вернет 2007. История Первого Альтернативного» - просто некая ностальгия по этакому «капустнику» с тяжелой музыкой на фоне. Несмотря на название, 2007-й, кажется, жив и в каком-то отдельном «возвращении» не нуждается.

Здесь можно упомянуть самые банальные цифры: первый тираж в 1000 экземпляров книги Кормилицына был продан буквально в первые несколько дней, общий тираж на текущий момент – 6000 экземпляров. Для сравнения, автобиография Пола Стэнли из KISS в России продалась тиражом 3000 экземпляров.

Это, впрочем, всего лишь цифры, которые, если говорить про культуру, а уж тем более культуру альтернативную, никогда не отражали действительности.

Реальность же, данная нам в ощущениях и в книге Сергея Кормилицина, заключается в том, что если A-One стал вкладом в культуру начала нулевых, то книга о том, что творилась в недрах этого телеканала и вокруг него – это не меньший вклад в историю российской культуры. А может статься, что и стимул на будущее. Тем более, что автор рассказал далеко не все истории и планирует не менее интересное продолжение о том, что еще происходило в безумно прекрасном и неповторимом альтернативном 2007-м.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру