Утрата под сердцем: психологи рассказали, как пережить перинатальную потерю

Эксперты объяснили, почему хорошо то, что мужчина и женщина по-разному горюют из-за смерти ребенка

«Это еще не ребенок», «забудь и живи дальше», «не переживай, родишь еще». Такие слова «поддержки» нередко могут услышать женщины, пережившие перинатальную утрату. Если говорить медицинскими терминами, под этим понимается гибель плода в период беременности, во время родов или в первые 28 дней после рождения. Тема детских смертей в обществе по-прежнему остается табуированной, хотя, согласно статистике, в России только за 2023 год зафиксировано 5304 случая смерти детей до года. В Петербурге, по данным Петростата, скончались 177 малышей (это на 22 больше, чем в 2022‑м).

Эксперты объяснили, почему хорошо то, что мужчина и женщина по-разному горюют из-за смерти ребенка
Фото: Pexels

Журналист «МК в Питере» поговорила со специалистами о том, почему происходят перинатальные потери, как и зачем женщин просят поскорее родить еще, насколько тяжело утрату нерожденного ребенка переживают мужчины и что поможет справиться с горем.

ПРИВЫЧНОЕ НЕВЫНАШИВАНИЕ

Проблема невынашивания беременности носит общемировой характер и остается нерешенной, отмечает дипломированный врач — акушер-­гинеколог, ведущий специалист медцентра «Юнона» Анна Дудина. Перинатальная потеря может произойти по ряду медицинских причин, которые во многом зависят от срока гестации (это синоним беременности. — Прим. ред.), отмечает специалист. По ее словам, выделяют генетические, анатомические, эндокринные, аутоиммунные, тромбофилические и инфекционно-­воспалительные причины. Если потери несколько раз происходили на сроке до 22 недель, женщине могут поставить диагноз «привычное невынашивание беременности». Согласно статистике, озвученной экспертом, риск повторного выкидыша после одного составляет 13–17%, после двух — 36–38%.

— Если не учитывать доклинические потери, то чаще всего прерывание беременности происходит на сроке до 12 недель. В таком случае основными причинами являются инфекционные, генетические мутации, хромосомные поломки, патология матки. На 12–22‑й неделях беременности чаще всего потери могут происходить из-за инфекционных факторов, истмико-­цервикальной недостаточности, значимых тромбофилий. Завершение беременности после 22‑й и до 37‑й недели относят к преждевременным родам. Наибольший вклад в количество поздних перинатальных потерь вносят патологические состояния, а нередко их сочетания: хроническая плацентарная недостаточность в виде декомпенсации, сопровождающаяся тяжелой степенью задержки внутриутробного развития плода, глубокая степень недоношенности плода и внутриутробное инфицирование, — пояснила Анна Дудина.

Что касается причин смерти ребенка в первый месяц жизни, они обычно имеют причинно-­следственную связь с аномально протекающей беременностью и родоразрешением, рассказывает Анна Дудина.

«КАК ГЕНЕТИКА СЫГРАЕТ»

Психолог Надежда Степанова имеет опыт работы в специализированном проекте, где женщины и семьи могли получить психологическую помощь при потере ребенка во время беременности, родов или после них. Однако наша собеседница рассказывает, что зачастую к ним обращались люди, потерявшие нечто другое.

— Потери — это не только когда произошла смерть ребенка или прервалась беременность. Это еще когда семья ожидала здорового ребенка, а вдруг выяснилось, что у него многочисленные пороки в развитии и он родится не вполне здоровым. Был образ здорового ребенка, счастливой семьи, но оказалось, что этого не будет. И это тоже утрата. Утрата некой картинки, к которой шли родители, — рассказывает Надежда Степанова.

В практике нашей собеседницы были женщины с разными судьбами и историями. К примеру, делится Надежда Степанова, бывает, что на первом скрининге врачи обнаруживают патологии развития ребенка и предлагают женщине сделать аборт по медицинским показаниям. А если срок перешел границы 14 недель, то беременной советуют еще ­какое-то время походить с плодом в утробе.

— Это очень тяжело — знать, что носишь внутри себя ребенка, который развивается, пускай и с патологиями, но скоро этот процесс прервется. Женщины приходили к нам за поддержкой. Иногда к психологу обращались как к священнику за индульгенцией — просили разрешения [на аборт по медицинским показаниям], спрашивали, все ли правильно делают, не будет ли осуждения. Часто женщины пишут о своем опыте на форумах, но никакой поддержки не получают. Пользователи лишь устраивают травлю: «Раз у вас патология развития — значит, вы пили, курили и черт-те чем занимались». Но это однобокий, кривой взгляд. Патология развития плода может быть абсолютно у любой женщины. Как генетика сыграет, — отмечает психолог.

Специалист приводит пример. Однажды к ней обратилась семейная пара, которая решила рожать ребенка с патологиями развития, но он умер через 8 месяцев. Вторая беременность закончилась выкидышем на раннем сроке. После третьей малыш родился, но прожил лишь около двух лет. Только позднее генетики смогли объяснить произошедшее: пара не может иметь здоровых детей, так или иначе малыши будут рождаться с различными отклонениями. В результате, делится Надежда Степанова, супруги усыновили мальчика, а вскоре планируют взять из детского дома девочку.

НЕПРОЖИТОЕ ГОРЕ

Психика человека достаточно сильна, чтобы пережить перинатальную потерю, отмечает Надежда Степанова. Другое дело, говорит специалист, что у всех разные обстоятельства утраты. Время, конечно, играет свою роль, помогает снизить остроту переживаний, но ­память-то остается. Более того, в нашем обществе не принято говорить о потере ребенка во время или вскоре после беременности. Поэтому женщины зачастую не готовы делиться своей болью, а иногда даже признаваться, что страдают.

— Если пациентке пришлось прервать беременность, ей могут сказать: «Подожди три месяца — полгода и попробуй еще раз». Женщина старается забыть свою боль и делает шаг в следующую беременность, не перегорев предыдущую. Так, однажды мне позвонила клиентка на 15‑й неделе: со здоровьем все хорошо, но тревога зашкаливает, она думает, что сейчас потеряет ребенка. И когда я начала выяснять, оказалось, что буквально за три месяца до этой беременности у нее был выкидыш на 15‑й неделе. Сейчас она подходит к этому критическому сроку, который не смогла эмоционально пережить, — отмечает психолог.

Однажды к нашей собеседнице пришла клиентка, которую волновали вопросы, касающиеся воспитания ребенка и супружеских взаимоотношений. Женщина хотела разобраться в причинах своей агрессии к сыну: она постоянно на него кричала. Надежда Степанова рассказывает, что в такие моменты всегда спрашивает, была ли беременность раньше. Оказалось, что клиентка была беременна, родила малыша, но через сутки он умер. Перенеся перинатальную потерю, женщина не стала ни к кому обращаться за психологической поддержкой, а через полгода забеременела снова — родила здорового мальчишку.

— Что произошло? Ребенок, который умер, для матери остался жив и продолжил расти. В воображаемом мире он рос, был послушным, не плакал, ничего не требовал, его положили — он спит… А живой ребенок был капризным, топал ногами и чувствовал, что мама не с ним, она ­где-то в другом мире. И конечно, у женщины шел эмоциональный срыв на настоящего ребенка. Эта непрожитая история дала такое осложнение на уже родившегося малыша, — резюмирует Надежда Степанова.

Когда младенец рождается мертвым, родителям в роддоме оформляют свидетельство о смерти. Однако если перинатальная потеря произошла во время беременности, прощаться с «плодом» не принято. Как рассказывает Надежда Степанова, к ней нередко обращаются клиентки, которые давно потеряли ребенка, но смогли потом родить здоровых. Матерей мучают вопросы: что случилось с телом малыша, которому они, возможно, успели дать имя и с которым общались, пока он был в животе.

— Смерть ребенка прожить легче, если мать ­все-таки увидела тело, забрала и похоронила. Женщины редко это делают, потому что врачи говорят: «Зачем вам это нужно?» Но так родители могут попрощаться с малышом, посмотреть на него, подержать на руках и похоронить в конкретном месте, — отмечает психолог.

«МУЖЧИНЫ НЕ ПЛАЧУТ»

Когда происходит перинатальная потеря, матерям часто кажется, что это только их горе, рассказывает психолог Елена Крымова. Это происходит из-за того, что женщина была в контакте со своим ребенком с первого дня, как узнала о беременности. Однако, отмечает специалист, горе от утраты переживают все члены семьи: отец, братья или сестры, бабушки и дедушки и не только.

Мужчины и женщины горюют по-разному. Фото: Pexels

Психолог Надежда Степанова добавляет, что родители могут переживать утрату по-разному, но это нормально. По словам специалиста, то, что мужчины и женщины горюют по-разному, может быть полезно.

— Я приведу пример из жизни. Беременная женщина попадает в больницу, она надеется, что все будет хорошо, но происходит выкидыш на небольшом сроке — 8–10 недель. Она проходит через такую неприятную хирургическую процедуру, как выскабливание. Муж ей очень сочувствует, они вместе переживают, держатся за руки, плачут. Потом женщина потихоньку начинает приходить в себя, я имею в виду физически. Эмоционально для нее процесс еще не закончен. Однажды она возвращается домой и видит, что ее муж в полном порядке. Он ей говорит: «Все, ты не беременна, да — физически было тяжело, но давай поставим точку и пойдем дальше». Я всегда прошу женщин, которые ко мне обращаются, чтобы они приходили со своими супругами. Я объясняю мужчинам, что происходит с их женами, а женщинам — что происходит с их мужьями. Мне кажется, это хорошо, когда мужчина вместе с супругой не окунается в эту боль, что он чуть более отстраненный. Значит, он может вынырнуть из горя и протянуть руку любимой женщине, — рассказывает Надежда Степанова.

Женщины сложнее переживают утрату, потому что чувствуют себя виноватыми, поясняет психолог. По словам Надежды Степановой, им кажется, что, начав улыбаться, они предадут неродившегося ребенка.

— Была одна история… Мне позвонила взрослая дама — мама молодой женщины, потерявшей ребенка во время родов. Я приняла ее дочь с мужем. Мы поговорили о ребенке, они оба плакали. Им было очень тяжело, потому что ребенок умер всего за неделю до их визита ко мне. Но мы вышли на новые процессы: они стали смотреть вперед, насколько это было возможно… Вечером мне позвонила разъяренная несостоявшаяся бабушка. Кричала на меня, мол, как я смела довести ее дочь до слез, я же должна была помочь. Я слышала, как на заднем фоне кричит ее дочь: «Мама, не надо, психолог не виноват, она все сделала правильно». Но старшая женщина справиться с тревогой не смогла: она видела переживания своего ребенка и сделала виноватой меня. Некоторым кажется, что ты должен прийти к психологу и выйти от него счастливый. Но работа с утратой — это длительный процесс и неприятный, — отмечает Надежда Степанова.

«НЕ ПЫТАЙТЕСЬ БЫТЬ СИЛЬНОЙ»

Психолог Елена Крымова рассказала, как окружающие могут помочь женщине, проживающей потерю ребенка. В первую очередь, необходимо слушать и быть поддержкой, отмечает специалист. Нужно позволить матери выражать свои эмоции, не пытаться ее исправить или снять боль, а если нужно — просто молча побыть рядом. Во-вторых, ей может потребоваться практическая помощь (например, в приготовлении еды, уборке). Третье — нельзя обесценивать чувства женщины. Слова о том, что она родит нового ребенка, вызовут только агрессию, пояснила наша собеседница.

Несколько советов психолог дала и самим женщинам, переживающим утрату. По словам Елены Крымовой, в такие моменты важно уделять внимание рутине — это даст ощущение стабильности. Необходимо заботиться о себе, своем сне и комфорте.

Как отметила психолог, окружающие часто стараются не упоминать о произошедшем, как будто этого и не было. Однако на практике такие действия не помогают. Специалист советует создавать памятные моменты, связанные с ребенком, писать ему письма или посадить дерево в его честь. Елена Крымова также отмечает, что за практической помощью (например, посидеть со старшими детьми или прибраться) лучше обращаться к родственникам или друзьям, а вот за психологической поддержкой — к дипломированному специалисту.

— Дайте себе возможность прожить чувства. Не пытайтесь быть сильной, сдерживать слезы и подавлять эмоции. Потеря ребенка — это огромное горе, и каждый из партнеров может испытывать различные эмоции, включая вину, ярость и пустоту. Если вы проживаете потерю вместе с мужчиной — делитесь своими чувствами и поддерживайте друг друга. Помните, что каждый из вас может переживать потерю ребенка по-разному. У каждого свой путь сквозь горе, и важно быть терпимыми друг к другу, — отметила Елена Крымова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 8 мая 2024

Заголовок в газете: Утрата под сердцем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру