«Лифт — не страшный зверь»: кто виноват, если подъемник в доме начал сходить с ума

В последнее время в новостной ленте Следкома России и Рос­технадзора пугающе часто появляются сообщения о ЧП с лифтами и нарушениях, выявленных при эксплуатации подъемников. Инциденты происходят в разных регионах. «МК в Питере» узнал, почему лифты падают и куда обращаться, если с подъемным механизмом явно ­что-то не так.

«Лифт — не страшный зверь»: кто виноват, если подъемник в доме начал сходить с ума
Лифт в Шушарах не выдержал веса 13 пассажиров. Фото: t.me/gsuskrf_spb

Один из последних случаев, по которому следователи завели уголовное дело, произошел в Шушарах 5 марта. В доме № 10 на Новгородском проспекте битком набитый подъемник пролетел ниже первого этажа. Кабину остановили пружинные буферы. Выяснилось, что в лифт с грузоподъемностью 630 кг умудрились втиснуться 13 человек, в том числе пятеро детей. Помощь медиков понадобилась троим пассажирам сошедшего с ума лифта. По факту произошедшего петербургский следком возбудил уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Проверку начала и прокуратура города.

По словам директора Первой лифтовой ассоциации Юрия Клюшнева, точную остановку лифт в шушарском доме прошел из-за серьезного перегруза, который превысил все допустимые нормы и возможности. Эксперт разъяснил, что при расчете грузоподъемности подъемника используется следующая норма — 75 кг на человека.

— По своим техническим характеристикам, даже с учетом запаса на перегруз 25%, лифт не смог выдержать вес 13 человек, большинство из которых — взрослые. Данный инцидент, скорее всего, следствие недостаточного контроля обслуживающей организации за техническим состоянием лифта. Грузовзвешивающее устройство — один из узлов, обеспечивающих безопасность лифта. Таким образом, мы видим грубое нарушение действующих нормативов в части техобслуживания и обеспечения безопасности лифтового оборудования, — сообщил Юрий Клюшнев.

Эксперт уточнил: исправный лифт подает звуковой сигнал о перегрузе, после чего работа устройства блокируется до тех пор, пока общий вес пассажиров в кабине не достигнет допустимых значений.

— Лифты сами по се­бе — не страшные звери, а безопасные, заботящиеся о людях устройства. Но, к сожалению, сами люди не всегда заботятся о лифтах, поэтому система безопасности не всегда срабатывает так, как положено, — заключил Клюшнев. — В данном случае в причинах инцидента должны разбираться прокуратура и органы Ростехнадзора.

Кстати, по данным Рос­технадзора, почти каждый пятый подъемник в стране нуждается в замене.

«Ежегодно в России вводится в эксплуатацию до 35 тысяч лифтов. В настоящий момент в стране поставлено на учет 496 тысяч лифтов, из них около 100 тысяч отработали назначенный срок службы в 25 лет», — цитирует пресс-­службу ведомства РИА «Новости».

К слову, в начале февраля специалисты Северо-­Западного управления Ростехнадзора приняли участие в круглом столе на тему «Лифтовой парк Санкт-­Петербурга». На мероприятии обсуждались вопросы замены, ремонта и обслуживания лифтов и лифтового оборудования. Начальник отдела по надзору за подъемными сооружениями Управления Вячеслав Кирьянов обратил внимание участников круглого стола на то, что в Северной столице более 7 тысяч лифтов уже отработали нормативный срок. Все они до 15 февраля 2025 года должны быть приведены в соответствие с требованиями Техрегламента.

По факту обрушения подъемника возбудили уголовное дело. Фото: t.me/gsuskrf_spb

Но что делать гражданам, которые вынуждены пользоваться скрипящими, обшарпанными или зависающими подъемниками? Ответ один — сообщать (читай: жаловаться). На грязь — в управляющую домом компанию. На неудовлетворительное техническое состояние (лифт застрял, свет мигает, двери дергаются, механизм шумит, кнопки этажей сожжены и т. д.) — в аварийно-диспетчерскую службу лифтовой компании, обслуживающей ваш МКД. Телефон должен быть на информационной доске в кабине или на первом этаже в парадной.

Основания для обращения в Ростехнадзор следующие:

- неконтролируемое движение лифта;

- кабина проходит крайние положения первого и (или) последнего этажей;

- кабина движется с открытыми дверьми;

- неисправно автоматическое реверсирование дверей кабины;

- двери шахты можно открыть снаружи без спецключа изготовителя;

- двери кабины быстро закрываются при входе или выходе.

— Обращаться по другим поводам в Ростехнадзор смысла нет, заявитель просто потеряет время, — сообщили в пресс-­службе ведомства. — Дело не в том, что мы не хотим помочь, просто работники службы не имеют права выходить за рамки своих полномочий: решения не будут иметь силы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру