Мы поедем, мы помчимся

Как в Ленобласти реализуется транспортная реформа

Как в Ленобласти реализуется транспортная реформа
Фото: комитет по транспорту Ленобласти

А вы знаете, какова протяженность самого длинного автобусного маршрута в Ленинградской области? Сможете объяснить, почему в 47-м регионе пока не будет электробусов? А назвать примерную сумму, которую тратят из бюджета на проезд льготников в областном и петербургском транспорте? Предполагали, что некоторые пассажиры, сами того не зная, помогают водителям обворовывать работодателей? А главное, в курсе ли, в чем суть транспортной реформы? Об этом и многом другом «МК в Питере» рассказал председатель комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк.

Кто на новеньком?

— Михаил Сергеевич, в Ленинградской области стартовала транспортная реформа. Расскажите про ее общие параметры: что конкретно будет изменено, как реформа повлияет на тарифы и каким должен быть конечный результат?

— Ленинградская область — один из самых сложных по топологии регионов в стране. Здесь есть очень протяженные маршруты с малой населенностью (малым количеством пассажиров на километр пробега). Транспортная реформа распространяется на маршруты, работающие в границах ближнего пригорода, где присутствует маятниковая миграция и происходит постоянное перемещение населения. Это 50−70-километровая зона вокруг Петербурга — самая насыщенная пассажирами часть транспортного каркаса Ленинградской области. В ней работает 126 маршрутов, реформа затронет 90 их них — те, которые с регулируемым тарифом. Отмечу, что цифра примерная, так как мы в ежедневном режиме работаем с маршрутной сетью. Буквально на днях появился новый маршрут — от Новосаратовки до станции метро «Обухово». На этих 90 маршрутах примерно 450 автобусов среднего (в основном) и большого классов.

Фото: комитет по транспорту Ленобласти

Помимо реформы Ленинградская область взяла 800 млн рублей кредитов на достаточно долгий период, 400 млн рублей добавили перевозчики: на эту сумму перевозчиками было приобретено 70 автобусов для четырех районов региона. Один из них — Подпорожский, где работает МУП. Кстати, на его территории находится самый протяженный маршрут общественного транспорта Ленобласти Вознесенье — Санкт-Петербург: оборотный рейс составляет порядка 800 километров! Благодаря специальным казначейским кредитам подпорожский МУП обновил практически 50% своего подвижного состава — к 1 февраля этого года все автобусы с завода уже пришли. В работу в рамках специальных казначейских кредитов попадают также Приозерский, Тосненский и Гатчинский районы, куда на маршруты с нерегулируемым тарифом выйдут 64 автобуса.

Хочу напомнить перевозчиками, что любая организация, которая имеет с нами договоры и работает на маршрутной сети, может обратиться к нам, и мы оплатим 30% от стоимости нового автобуса при гарантии от перевозчика, что этот автобус будет в следующие три года работать на маршрутной сети Ленинградской области.

— Какая сумма выделена на субсидирование покупки новых автобусов и будут ли ее в будущем увеличивать?

— На 2024 год выделено на программу субсидирования порядка 110 млн рублей. Для понимания: цена одного автобуса среднего класса сегодня стартует от 8 млн рублей, большого класса — от 12 млн. На выделенную сумму мы можем субсидировать приобретение 40 новых автобусов среднего класса. Это довольно прилично. 

Тарифы под контролем

— Один из вопросов, который волнует пассажиров, — как транспортная реформа скажется на тарифах. Что изменится в тарифных сетках?

Фото: комитет по транспорту Ленобласти

— Я сейчас удивлю многих: для льготных категорий граждан ничего не изменится. А это примерно 30−45% пассажиров ленинградских автобусов. Ленинградская область как платила за все их поездки, так и будет платить. У них есть возможность проезда на маршрутах Ленинградской области, а также на наземном транспорте и метро Петербурга, для этого они приобретают карту за 453 рубля. А ведь есть достаточно подвижные категории льготников, которые часто перемещаются на общественном транспорте и зачастую не имеют ограничений по количеству поездок. Например, работающие пенсионеры.

— Между Петербургом и областью, как вы сами сказали, происходит активная трудовая миграция. При этом 55−70% пассажиров маршрутного транспорта Ленинградской области — люди, не являющиеся льготниками. Что с тарифами для них?

— Для этой категории пассажиров в различных районах области тариф будет дифференцированно поднят: это экономическая реальность, связанная с подорожанием топлива, подвижного состава, запчастей. В разных районах области проезд стоит по-разному. Тариф 23−35 рублей, который установлен для населенных пунктов городского типа, объективно подлежит коррекции. Поэтому принято решение: чтобы сохранить транспортную работу в том объеме, в котором она была, и в ходе транспортной реформы обновить подвижной состав, тариф будет подниматься. В основном до 43 рублей, но в ряде городов — до 50.

За модернизацию голосуют рублем

— Обновление подвижного состава производится за счет закупок у отечественных заводов или в дружественных странах?

— Мы не ограничиваем перевозчиков в покупке подвижного состава. Более того: предлагаем изучить работу разных заводов, для чего приглашаем производителей в Ленобласть, чтобы он рассказали о себе. Но, например, специальные казначейские кредиты не предусматривают приобретение подвижного состава зарубежного производства. Область сейчас ведет диалог с китайской компанией, самым большим в мире производителем автобусов — заводом «Ютонг», производящим в день 430 автобусов. Мы также говорим о том, чтобы в стоимость автобуса была заложена цена обучения водителя и сотрудников ремзоны. Автобусы достаточно интересные, но еще раз скажу: мы не будем ограничивать перевозчиков в приобретении подвижного состава. Кроме того, они сами решают, на каком топливе — газомоторном или дизельном — будут работать автобусы. Поверьте, если рядом с парком или конечными остановками есть газозаправочные станции, перевозчик проголосует рублем. Использование газомоторного топлива — это экономия порядка 40% постоянных расходов на топливо.

Фото: комитет по транспорту Ленобласти

Про электробусы мы пока в Ленинградской области не говорим: запас хода у них недостаточен для пробега по территории региона. Пример приведу: по маршруту Сосновый Бор — Санкт-Петербург автобус проезжает в день порядка 700 км. При возвращении в парк у электробуса должен оставаться запас хода 25−30%. То есть при старте должен быть запас хода на тысячу километров. Таких электробусов пока не производят.

Помощь высшей школы

— Известно, что транспортная реформа реализуется совместно с участием Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. В чем выражается это сотрудничество?

— Есть формулы, по которым рассчитывается начальная максимальная цена контракта. Их размер удивляет. Высшая школа нужна для того, чтобы разработать математическую модель, по которой рассчитываются критерии, начальная максимальная цена контракта и решается самая главная задача — выбрать брутто-контракт или нетто-контракт. Петербург пошел по модели «брутто», там, чтобы контролировать сбор платы с пассажиров, работает порядка 500 человек на линии. И в Петербурге перевозчик не получается выручки с пассажира, ему все равно, заплатит пассажир или нет, так как в конечном счете он получит деньги от города. Ленинградская область работает по нетто-контрактам. Мы даем возможность перевозчику самостоятельно побороться за каждого пассажира. Это в конечном счете сэкономит нам огромную численность подведомственного учреждения, занимающегося транспортной работой. Численность бюджетного учреждения Московской области, схожего с нашим, — 3,5 тысячи человек, Санкт-Петербурга — 1700 человек, у нас — 16 человек, включая директора, его зама, бухгалтера, кадровика. И это число не будет глобально увеличиваться.

Фото: комитет по транспорту Ленобласти

Не поощряйте воровство!

— Как сейчас осуществляется контроль за сбором средств?

— Есть государственная информационная система «Автоматизированная система оплаты проезда» (ГИС «АСОП»), и суть ее работы такова: пассажир приложил свой Единый социальный проездной к валидатору, транзакция сразу учлась в ГИС в зонном тарифе, система отслеживает, где пассажир зашел и вышел, генерирует сумму, которую мы должны перечислить перевозчику за проезд льготника. Это касается и общественного транспорта Петербурга: город присылает нам счет за наших пассажиров. А мы учитываем поездки петербуржцев и выставляем счет Северной столице. В целом за проезд льготников Ленобласть платит 3,5 млрд рублей.

— В интернете много жалоб на то, что водители иногда просят перевести средства на какой-то номер. Что делать пассажиру в такой ситуации? И почему такое происходит?

— Водитель, который пишет бумажки с номером для перевода денег, ворует у своего работодателя! А пассажир, который переводит деньги за проезд на карточку, поддерживает это воровство. Любая услуга, в том числе транспортная, должна иметь возможность быть оплачена безналичным образом. Да, область проводит рейды межведомственной транспортной комиссии, проводятся контрольные закупки, но и пассажиру нельзя бездействовать, а тем более потакать воровству. Нужно сфотографировать водителя, госномер автобуса и передать информацию в налоговую инспекцию и Роспотребнадзор. Чем больше таких звонков и обращений будет, тем быстрее водителю перевозчик объяснит, как надо себя вести, потому что он заплатит огромные штрафы за недоплату в госказну налогов, сборов и так далее.

Кто работает, того и хвалят

— О плохих поговорили, давайте о хороших. У вас есть какой-то личный рейтинг перевозчиков, чью работу вы могли бы отметить?

Фото: комитет по транспорту Ленобласти

— Есть, конечно, но будет ли корректно его приводить? Очень неплохо работает компания «Невская линия» — минимум жалоб. У нее качественный подвижной состав нужной пассажировместимости, чистый, ухоженный, есть система безналичной системы оплаты проезда. «Барс-2» — неплохая организация. В компании большое внимание уделяется выпуску подвижного состава, хорошо организован процесс работы.

— Вы сейчас сказали про утреннюю работу в ремзоне перевозчика: часто куда-то выезжаете?

— Ежедневно. Где возникают проблемные вопросы, туда и едем. Это же касается и инспекторов комитета.

Сокращение жалоб как результат

— Если говорить о цифровизации, когда житель Ленобласти сможет установить некое приложение и увидеть, где едет его автобус?

— Многие маршруты Ленинградской области отражены в сервисе «Яндекс Транспорт». Но мы работаем и по другим направлениям. За 2023 год сделали цифрового двойника всей маршрутной сети области: со всеми остановками, дорогами, маршрутами. Скоро наложим на него навигацию: мы будем знать, что за автобус идет, на каком он маршруте, откуда вышел и до какой точки дошел. Это необходимо для оценки транспортной работы перевозчика. Дошел автобус от из точки А в точку Б — мы за весь маршрут заплатим. Не дошел — работа будет оплачена не в полном объеме. Цифровизация — это также обязательное наличие в автобусах стационарных валидаторов, интеллектуальной видеосистемы с поддержкой подсчета пассажиропотока, датчиков температуры.

К мобильному приложению мы тоже идем. Помимо прочего, сейчас ведем диалог с системой «Говорящий город», на ряде маршрутов — наиболее востребованных — она появится.

— Когда транспортная реформа закончится? И какие цели стоят на этот год?

— Главная цель — реализация транспортной реформы. Задача — вывести к 1 января 2025 года на линии 450 новых автобусов на 90 маршрутах с регулируемым тарифом. Пилотный проект транспортной реформы мы реализовали в Кингисеппском районе: там количество жалоб и обращений, касающихся работы общественного транспорта, сократилось практически до нуля. А оставшиеся — из разряда кто-то из-за пассажиров курит в салоне или забыл в автобусе колбасу и просит вернуть. Наверное, по результатам реализации транспортной реформы аплодировать никто не будет, но, если количество обращений сократится хотя бы в 100 раз, мы будет рады.

— Что бы вы пожелали и какие рекомендации дали пассажирам?

— В первую очередь пожелал бы безаварийной езды. А рекомендация простая — не отвлекайте водителя от движения вопросами, предложениями, жалобами, рассказами о жизни. Водителям желаю хорошей работы и пассажиров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру