Организатор премии Russian Travel Awards Геннадий Шаталов: «Другие регионы могут многому научиться у Санкт-Петербурга в сфере туризма»

Организатор премии Russian Travel Awards Геннадий Шаталов: «Другие регионы могут многому научиться у Санкт-Петербурга в сфере туризма»
Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге 19-21 февраля пройдет финал III Всероссийской туристической премии Russian Travel Awards, она проводится при поддержке петербургского комитета по туризму. Всего в конкурсе участвуют 47 российских регионов, и Северная столица представлена сразу в девяти номинациях — туристы любят город на Неве, а он любит туристов. Петербургское правительство делает все возможное, чтобы город оставался привлекательным местом для путешественников, и они возвращались сюда снова и снова.

«Петербург привлекает гостей богатой историей, культурой, архитектурой, яркими событиями и возможностями отдыха на природе. Наш город признан лучшим направлением для отпуска мечты», — отмечает губернатор Александр Беглов.

В прошлом году Северную столицу посетили 9,4 миллиона туристов — они принесли экономике города 482,7 миллиарда рублей. При этом подавляющее большинство гостей остались довольны своей поездкой — 86 %, и многие готовы приехать сюда вновь. Но Петербург не останавливается на достигнутом и продолжает развитие туристической отрасли, поэтому неудивительно, что на премии Russian Travel Awards он имеет все шансы на победу.

В преддверии конкурса «МК в Питере» поговорил с одним из организаторов Russian Travel Awards, главой оргкомитета премии и просто любителем путешествий Геннадием Шаталовым. Он объясняет, что основная цель премии — не раздача наград. Гораздо важнее, чтобы российские регионы обменивались опытом, и в этом смысле другим городам есть чему поучиться у Санкт-Петербурга. Впрочем, обо всем по порядку.

Геннадий Шаталов (справа) с коллегами на церемонии Russian Travel Awards Фото: пресс-служба Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга

«МК в Питере»: Russian Travel Awards проводится в Санкт-Петербурге. Что сыграло решающую роль в выборе места именно для этой премии?

Геннадий Шаталов: Причин для этого несколько. Изначально эта было приглашение Сергея Евгеньевича Корнеева, председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, которому я в ходе нашей рабочей встречи в январе 2021 года озвучил идею конкурса.

Выбор Санкт-Петербурга в качестве «домашнего города» для финала премии регионов в области туризма был также обусловлен тем, что Санкт-Петербург является одним из регионов-лидеров в области туризма, задающим многие тренды в развитии отрасли. И это не только количество туристов, приезжающих в город, а и то, что туристическая отрасль Петербурга задает многие тренды в отечественном туризме и индустрии гостеприимства. Вот и проведение финала знаковой премии в области туризма еще одно этому доказательство.

И есть еще одна важная причина: я лично очень люблю Петербург. Нет другого города в стране, в котором я побывал бы столько раз за свою жизнь. Первый раз я приехал в Ленинград в 1984 году, и вплоть до этого года минимум по 2-3 раза в год я приезжаю в этот город.

«МК в Питере»: Как вы считаете, чему другие регионы могут поучиться именно у Санкт-Петербурга?

Геннадий Шаталов: Довольно многому. Например, оперативному реагированию на любые изменения. Вспоминаю 2020-2021 пандемийные годы, введенные ограничения и запреты на проведение массовых мероприятий. Многие туристические события перешли в формат онлайн, но это не давало нужного дохода. И именно в Санкт-Петербурге был реализован проект по проведению масштабного мероприятия в гибридном формате, и многие регионы и города впоследствии довольно успешно начали использовать этот формат.

Стоит поучиться и выстраиванию взаимодействия между органами власти и туристическим бизнесом. Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга не только поддерживает проекты туристической индустрии, но и активно сам выступает инициатором проведения знаковых для отечественного туризма мероприятий. В качестве примеров можно привести межрегиональные проекты «Два города — миллион впечатлений» (Санкт-Петербург — Москва) или «От рассвета до заката» (Москва — Санкт-Петербург — Нижний Новгород). Или отличный проект «Новая культурная и туристская география», который представляет туристам новые интересные объекты — они могут стать поводом к новой поездке в город на Неве. Особенно это важно в том случае, если человек уже несколько раз побывал в городе и основные известные объекты и достопримечательности уже ранее видел.

«МК в Питере»: Расскажите, в каких номинациях Санкт-Петербург представлен в финале Russian Travel Awards? Есть ли какие-то особенно интересные проекты, о которых стоит упомянуть?

Геннадий Шаталов: Всероссийская туристическая премия Russian Travel Awards — это премия регионов, а не отдельных проектов. По итогам целого блока туристических премий и конкурсов, национальных рейтингов в каждой официальной номинации формируется список регионов-финалистов по направлениям туризма и индустрии гостеприимства. Иными словами, в финал в конкретной номинации выходит регион по совокупности успешных реализованных туристических проектов в прошедшем году.

По итогам 2023 года Санкт-Петербург получил право на участие в финале в девяти номинациях: регион событийного туризма, регион промышленного туризма, регион гастрономического туризма, культурно-познавательный туризм, регион устойчивого развития туризма, регион музейного туризма, лучший туристский маркетинг, регион семейного отдыха и туризма, регион образовательного туризма.
В прошлом году Санкт-Петербург был представлен в финале в пяти номинациях. Поэтому девять номинаций — это уже сам по себе отличный результат. У города лидирующая позиция среди других регионов.

«МК в Питере»: Для чего Санкт-Петербургу развивать событийный и другие виды туризма, если город и так всегда популярен у туристов?

Геннадий Шаталов: Это заблуждение, что турист к нам приедет в любом случае. Популярность каких-то мест у туристов проходит, как и мода, если не поддерживать их интерес и не продолжать эту популярность развивать и поддерживать. На данный момент между регионами колоссальная конкуренция за туриста. Появилось довольно много территорий, которые до недавних пор не были популярными, а сейчас занимают лидирующие позиции в качестве туристических направлений. Например, Кузбасс и круглогодичный курорт «Шерегеш», который в 2023 году принял более двух миллионов отдыхающих. И все это благодаря грамотной политике развития комплекса, его позиционирования для конкретной целевой аудитории и коммуникационной стратегии продвижения. Активно развивается и туризм в Тюменской области, которая еще несколько лет назад не входила в пул туристических территорий.

И еще важный аспект: одна из задач в области туризма — это возвратность (в Санкт-Петербурге доля возвратных поездок увеличилась за последний год с 40% до 48% — прим. «МК в Питере»). А как можно добиться этого, если не создавать новые активности в области туризма? Никак. Кстати, одной из таких активностей является событийный туризм. Если посмотрим внимательно на отчеты Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, то увидим, что значительную часть турпотока обеспечивает деловой и событийный туризм. Эти направления активно развиваются и показывают прирост туристов. Я лично в 2023 году побывал в Петербурге шесть раз, и все мои поездки были связаны или с участием в профильном деловом мероприятии, или с посещением фестиваля.

Фото: «МК в Питере»

«МК в Питере»: В чем преимущества развития событийного туризма для Санкт-Петербурга?

Геннадий Шаталов: Аналитики «Турбарометра Санкт-Петербурга» называют событийный туризм одной из главных особенностей 2023 года. И я полностью согласен с таким выводом. В общей сложности в прошлом году в городе прошло больше 500 мероприятий различного уровня, масштаба и тематики. При этом на некоторых событиях доля участников, прибывших из других регионов и стран, достигает 80 %!

Как показывает практика, участники деловых мероприятий и гости фестивалей тратят больше денег, и это тоже важная составляющая туристической экономики региона. Еще одним из преимуществ событийного туризма является круглогодичность, и это очень хорошо используется на практике и в Петербурге.

Мероприятия событийного туризма, благодаря их зрелищности и интерактивности, позволяют довольно быстро ввести в туристическое пространство новые локации, что также активно используется в Петербурге. 

Я бы еще добавил, что какое-то событие является поводом для приезда гостей в город, но, приезжая, они также посещают и музеи, театры, кафе, рестораны, иные общественные пространства. 

«МК в Питере»: С чем, на ваш взгляд, связан рост туристов, посещающих Санкт-Петербург?

Геннадий Шаталов: Факторов довольно много: гений места, грамотная маркетинговая политика, реализуемая комитетом по развитию туризма, отличный календарь событий, эффективное взаимодействие власти и бизнеса, постоянное появление новых туристических проектов, позволяющих поддерживать популярность Петербурга и продвигать новые туристические достопримечательности.

Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

«МК в Питере»: Поделитесь, пожалуйста, личным опытом и мнением, какие туристические проекты или места Санкт-Петербурга больше всего нравятся именно вам?

Геннадий Шаталов: Как я уже говорил, я очень много раз бывал в этом замечательном городе, и поэтому у меня много любимых мест, и в последние годы, благодаря проекту «Новая туристская география», их стало еще больше. Поэтому я не буду озвучивать все мои любимые места, скажу лишь, что в каждый свой приезд я стараюсь обязательно побывать у дома 13 по улице Рубинштейна, где раньше располагался Ленинградский рок-клуб, так как это связано с моими яркими эмоциями и впечатлениями от моей юности. И еще, наверное, скажу, что стараюсь также побывать в Петербургском дацане.

Обязательно хочу сказать про несколько проектов, которые мне очень нравятся: Фестиваль «Фонтанка SUP», Международный фестиваль «Опера — всем», Фестиваль ледоколов, Фестиваль «Чудо света», «Рождественская ярмарка», проекты «(От)личный Петербург» и «Новая туристская география». Эти проекты уже известны и популярны, на них в город приезжает огромное количество гостей. 

«МК в Питере»: Отдельно хочется спросить про создание в Кронштадте «Острова фортов». Насколько полезен для развития туризма этот проект, способен ли он дать толчок к развитию Кронштадта?

Геннадий Шаталов: Однозначно да. Отличный проект! Это и есть как раз пример расширения туристической географии Петербурга, создания новых точек притяжения туристов. Радует, что не только происходит обустройство территории, но и проводятся события, цель которых привлечь в Кронштадт туристов и жителей Санкт-Петербурга. В прошлом году отлично прошел Фестиваль «КроншЛед» — первая в Северной столице выставка ледовых скульптур. Мероприятие было организовано Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга совместно с проектом «Остров фортов». Я благодаря этому фестивалю побывал в Кронштадте, причем впервые побывал на этой территории. И хочу еще приехать на хорошую полноценную экскурсию. Кстати, фестиваль посетило более 150 тысяч человек, и я уверен, что большинство гостей события тоже впервые побывали в Кронштадте, и многие из них вновь приедут туда.

«МК в Питере» желает Санкт-Петербургу победы во всех номинациях на премии Russian Travel Awards, потому что город действительно проводит большую работу по развитию туристической отрасли. Как говорил губернатор Александр Беглов, Санкт-Петербург служит магнитом для туристов со всего мира, и это действительно так.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру