«У каждой дороги должен быть хозяин»

«У каждой дороги должен быть хозяин»
Председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Денис Седов. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

Честные ответы на наболевшие вопросы с председателем комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Денисом Седовым.

Широкие магистрали, узкие проезды, ведущие к дачным поселениям грунтовки, мосты, развязки, тротуары: все, по чему мы ходим и ездим, — зона ответственности областного комитета по дорожному хозяйству. Именно от дорожников зависит, насколько комфортно жителям Ленобласти и Петербурга будет добираться до работы, медучреждения, торгово- развлекательного заведения или любимой «фазенды», отвозить детей в садик или школу. О нелегком, но благородном труде сотрудников отрасли рассказал председатель комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Денис Седов.

Управа на пробки

— Денис Станиславович, анализируя бюджет области, СМИ писали, что дорожный фонд региона «бьет рекорды по наполнению». Вы согласны с ними? Сколько в целом было направлено на содержание, строительство и ремонт дорог?

— Эта фраза очень громкая. Да, дорожный фонд увеличился в несколько раз, но проблема недофинансирования есть. В 2015 году, когда я пришел в дорожную отрасль Ленобласти, он составлял около 8 млрд рублей в год. Губернатор Александр Юрьевич Дрозденко приложил массу усилий для того, чтобы на сегодня его наполняемость составляла 21–22 млрд. Безусловно, здесь значительную роль играет федеральное финансирование, которое позволяет реализовывать большие проекты. Мост через Свирь в Подпорожье, который мы в 2023-м сдали на три года раньше срока, готовящийся к запуску мост в Киришах, обход Мурино, строящаяся развязка в Кудрово, расширение Колтушского шоссе—все это объекты с федеральными средствами. Ленинградская область и Петербург сегодня развиваются в геометрической прогрессии, и дорожная история должна за этим успевать.

Мост через Свирь в Подпорожье. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

— Расскажите чуть подробнее о том, как будете решать проблему низкой пропускной способности дорог на прилегающих к Петербургу территориях — Кудрово, Мурино, Янино. Люди жалуются на жуткие пробки.

— Проблема решается. Окончание расширения первой половины Колтушского шоссе от КАД в сторону Суоранды намечено на этот год. Надеемся, через год-полтора оно «пойдет» полностью. На Мурино хочу отдельно остановиться. В 2020 году мы запустили развязку с КАД в западной части города. Время на въезд в город сократилось с полутора часов до 20-30 минут. За несколько лет город вырос еще больше, и сейчас заторы вечером к этой развязке уже вытянулись на КАД. В прошлом году приступили к строительству новой улицы от кругового перекрестка в сторону Ручьевского проспекта, которая разгрузит развязку и даст подъезд к будущему транспортно- пересадочному узлу у станции метро «Девяткино».

Реконструкция Колтушского шоссе. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

Мурино—это город, где идет постоянное развитие инфраструктуры, и здесь нужны дороги. Разумно мыслящие люди понимают, что стоять в постоянных заторах — это хуже, нежели двигаться. А некоторые народные избранники, надувая «мыльный пузырь» негатива на этой теме, делают вид, что решают проблемы людей, хотя по факту зачастую речь просто идет о самопиаре.

Развязка в Кудрово. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

Справка «МК»

Областная часть обхода Мурино в створе Пискаревского проспекта разгрузит Токсовское шоссе, обеспечив выезд из восточного Мурино и Нового Девяткино. На сегодня строители готовятся возводить мост через Охту, идет отсыпка основания дороги.

Обход Мурино в створе Пискаревского проспекта. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

Дорога от кругового перекрестка в сторону Ручьевского проспекта в западном Мурино. Сейчас в рамках работы по этому объекту идет подготовка территории строительства. Это городская улица с левыми поворотами, которая нужна для разгрузки развязки с КАД и выезда из новых жилых массивов.

Развязка в Кудрово с Мурманским шоссе. Город получит новый выезд и подъезд к транспортно- пересадочному узлу. Сейчас на объекте переустраивают сети, монтируют второй путепровод над шоссе, делают к нему съезды и сносят гаражи, попадающие в створ стройки.

Колтушское шоссе. Часть дороги (на участке от КАД до Суоранды) уже расширена до 4 полос. Начато обустройство разворотной петли. На втором отрезке (от Суоранды в сторону Колтушей) идет обустройство основания новых полос. Первая половина широкого шоссе (КАД – Суоранда) должна быть запущена уже в этом году.

Реконструкция Колтушского шоссе. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

Пишите — и вам помогут

— В области достаточно много «бесхозных» дорог: они вроде как кому-то принадлежат, но найти концы, когда речь заходит о ремонте, проблематично. Как комитет выстраивает взаимодействие с муниципалитетами по содержанию старых дорог и обустройству новых?

— По распоряжению губернатора каждое муниципальное образование должно закладывать в бюджет не менее 7% на дорожную деятельность. Ранее муниципалы сами решали, сколько выделять средств, и далеко не всегда речь шла о серьезном финансировании. Понятно, что возможности у всех разные и они ограничены. Но! В Ленобласти уже больше 10 лет работает программа помощи для осуществления ремонта и строительства местных дорог. Если муниципалитет берет на баланс бесхозную дорогу, то в дальнейшем может подать заявку и получить субсидию из дорожного фонда Ленобласти для ее ремонта. Практика есть. Конечно, невозможно жить на территории и ходить или ездить по дороге, которая никому не принадлежит. Если никому не принадлежит, значит, за нее никто не отвечает. А у каждой дороги должен быть хозяин!

— Как контролируются действия муниципалитетов по содержанию дорожного хозяйства?

— В режиме реального времени отслеживаем обращения жителей в социальных сетях, выезжаем на территорию, держим связь с коллегами на местах. Сейчас, например, работает «Снежный штаб», куда стекаются все жалобы по уборке снега в Ленобласти. Мы сразу связываемся с дежурной частью муниципального образования, даем координаты, куда нужно выехать. Во время серьезных снегопадов (на это есть распоряжение губернатора) региональные дорожные службы помогают муниципалам техникой.

Зимняя техника и уборка. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

Комфортная дорога до дачи

— Не так давно Ленобласть совместно с Петербургом начала проект по ремонту дорог, ведущих к садоводствам. Насколько успешно идет работа и достаточно ли средств выделяет Петербург, чтобы петербуржцы комфортно ездили к своим садовым участкам?

— На самом деле давно надо было такой проект внедрять: со всех садоводств идет очень положительный отклик. Много петербуржцев еще во времена пандемии переехали жить за город и возвращаться в Петербург уже не хотят, но регулярно ездят на работу и обратно. Им нравится жить не в мегаполисе. Органы власти Петербурга и Ленинградской области должны обеспечить людям комфортное передвижение от места жительства до работы, детского сада, школы, лечебного учреждения. Мы продуктивно работаем с Управлением по развитию садоводства и огородничества Санкт- Петербурга: мы в полном взаимопонимании. Надеемся, что будем развивать программу, потому что люди позитивно оценивают эти изменения.

— По какому принципу определяются приоритеты для этой программы?

— По количеству зарегистрированных домовладений, естественно. Решение принимает комиссия, рассматривает в первую очередь густонаселенные пункты. Мы при этом понимаем, что многие не озадачились постановкой на учет своего приусадебного участка и по документам количество домовладений может быть меньше фактического.

— Есть надежда, что и жители маленьких СНТ тоже когда-то получат нормальные дороги к своим дачным поселкам?

— Обязательно получат! Жителям СНТ обязательно нужно работать с руководителями своих СНТ, чтобы они не забывали регистрировать домовладения и участки. Иначе поселение просто «не увидят».

Ремонт дороги. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

«МК» цифры

✔ 23 246,9 км —такова протяженность дорог общего пользования, находящихся на территории Ленинградской области.

В том числе:

✔ 1844,4 км — автодороги федерального значения;

✔ 9216,4 км — автодороги регионального значения;

✔ 12 186,1 км — автодороги местного значения.

По территории области проходит 9 дорог федерального значения и 917 — регионального, которые вместе образуют основу дорожной сети области.

Пользуешься? Помогай содержать

— В Ленобласти находится достаточно большое количество промышленных предприятий. Соответственно, по территории региона передвигается много крупнотоннажной техники. В итоге проблемой удаленных населенных пунктов становятся разбитые дороги. Какова позиция комитета в данном вопросе? Как эту проблему можно было бы решить и решается ли она в настоящее время? «МК в Ленобласти», например, писал про поселение «Тайвань-1», дорога к которому до определенного времени представляла собой нечто ужасное.

— Я в курсе, я туда ездил. «Тайвань-1» на сегодня скорее не отрицательный, а положительный пример взаимодействия властей с бизнесом. Но не все недропользователи настолько сознательные. Есть такие, с которыми мы разговариваем о возможности совместного содержания региональной дорожной сети, а люди разворачиваются, уходят и даже не хотят общаться на эту тему. Надо понимать, что разбитая дорога — это необеспеченная безопасность дорожного движения. Как и нахождение на автомагистрали перегруженных транспортных средств. Сейчас мы детально прорабатываем вопрос установки в ближайшие годы еще 39 автоматических комплексов весогабаритного контроля. Ведем переговоры с компаниями- производителями, чтобы те сделали их в течение 3 лет, а потом мы возьмем их в аренду. Эта система будет работать на благо наших дорог, контролируя перегруз. К сожалению, законодатель не дает много рычагов для работы с перегрузами, а в МВД в свое время было существенное сокращение сотрудников, из-за чего невозможно привлекать инспекторов ДПС для работы в этом направлении в полном объеме. Мы ищем варианты и налаживаем взаимодействие с другими структурами. В области есть проблемные точки, куда постоянно приходится выезжать. Допустим, Усть- Луга. Там, кстати, наши камеры регулярно фиксируют превышение скорости перегруженными грузовиками.

Ремонт дороги. Фото: пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

— По вашему мнению должны ли предприятия нести часть финансовой нагрузки по ремонту разбитых большегрузами дорог? Хотя бы тех, что ведут к их предприятиям.

— Законом это не предусмотрено, но я, как житель Ленинградской области и просто как человек, считаю, что обязательно должны нести такую нагрузку! Если ты взял в эксплуатацию государственные недра и ты на них зарабатываешь, ты должен вкладывать деньги в инфраструктуру, которая дает тебе возможность вести бизнес. Иначе никак.

Не разделять, а объединять

— 2024 год наступил. Какие планы и что в приоритете?

— Планов громадье. Один из наиболее важных — в 2024 году мы хотим закончить реорганизацию дорожной отрасли. У нас было два пути: акционировать наши дорожные предприятия (районные ДРСУ) или консолидировать их на государственной площадке, то есть сделать государственное бюджетное учреждение — ГБУ. Ленинградская область выбрала второе направление: не разделение предприятий, а их объединение для создания сильной дорожной отрасли. После того как реорганизация завершится, мы будем иметь уже государственное задание на содержание и ремонт региональных дорог. Советский опыт развития дорожной отрасли Ленобласти через централизацию был правильным, и мы продолжим идти по этому пути.

Кстати

Программа в помощь

Следить за обстановкой на дорогах помогают, конечно же, не только жалобы в социальных сетях. В дорожной отрасли, когда речь идет о содержании магистралей, важнее перебдеть, чем разбираться с последствиями. Поэтому обочины крупных дорог, можно сказать, нашпигованы камерами и датчиками. Так, система метеостанций, работающая в Ленобласти, способна не только прогнозировать погоду, но и просчитывать ее влияние на региональные дороги (оледенение, обводнение и так далее). Более того, программа, считывая параметры, выдает рекомендации—что надо сделать. Например, если повышен коэффициент скольжения, система сначала выдаст предупреждение, а потом «посоветует» обработать дорогу противогололедными материалами. Датчики стоят и на дорожной технике. Информация о них в режиме онлайн поступает на сервер и выдается на монитор дежурных. Отслеживается буквально все: с какой скоростью идет машина, какие узлы (щетки, шнеки, ковши и так далее) работают и прочее. Информация накладывается на карту, показывая, какие дороги уже очищены, а где магистрали еще только ждут уборочную технику.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру