«Совесть чиста», а руки в крови: суд назначил 27 лет колонии террористке Дарье Треповой*

Второй Западный окружной военный суд поставил точку в нашумевшем деле. Дарью Трепову* признали виновной в совершении теракта в кафе на Университетской набережной, где погиб военкор Владлен Татарский (настоящее имя – Максим Фомин), а 42 человека получили травмы различной степени тяжести

«Совесть чиста», а руки в крови: суд назначил 27 лет колонии террористке Дарье Треповой*
Дарью Трепову* признали виновной по всем статьям обвинения. Фото: Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга

Суд назначил ей 27 лет лишения свободы. Напомним, прокурор просил для террористки 28 лет колонии. О том, как проходили слушания дела петербургской террористки, — в материале «МК в Питере».

Знакомство с куратором

На первом заседании, которое прошло 15 ноября 2023 года, Дарья Трепова выглядела спокойной и собранной, только иногда прятала лицо от камер за распущенными волосами. В зале сидело более 20 потерпевших и свидетелей по делу. Девушка без эмоций на лице выслушала, в чем именно ее обвиняют. Перечень, может, и не внушительный, но санкции по ним гарантируют солидные сроки: теракт, подделка документов, незаконный оборот взрывных устройств. Это с лихвой может хватить на то, чтобы отпраздновать в колонии не один юбилей.

Толпа журналистов и два десятка потерпевших: в Петербурге судят Дарью Трепову*

Толпа журналистов и два десятка потерпевших: в Петербурге судят Дарью Трепову*

Смотрите фотогалерею по теме

Перед тем как рассказать историю Дарьи Треповой, в конце которой она оказалась на скамье подсудимых, стоит понять, что это за человек. В конце ноября СМИ обнародовали результаты судебно-психиатрической экспертизы, поведенной в рамках расследования: вменяема, но проблемы с психическим здоровьем имеются. Медики диагностировали у террористки смешанное расстройство личности. Она страдает от тревожности, повышенной чувствительности, мнительности и ранимости. Стремится к ярким эмоциональным переживаниям, при этом имея неустойчивую самооценку. Впрочем, хронических психологических не имеется. В общем, лист на ветру, фиалка в проруби…

16 января, после того как суд закончил выслушивать показания всех потерпевших и свидетелей, слово дали обвиняемой. Она рассказала свою историю от начала и до конца. Сообщила, что сопереживала мирным жителям Украины. Настолько, что готова была поехать волонтером в Незалежную. Читая разные паблики и каналы, наткнулась на сообщения экс-участника запрещенной в России Национал-большевистской партии, журналиста Романа Попкова**, сбежавшего на Украину. Он на сообщения девушки отвечал редко и скупясь на слова. Пообещал рассмотреть варианты. И пропал со связи до сентября 2022-го. Все это Дарья рассказывает, сидя в бронированном «аквариуме» в зале суда. Признается: когда Попков вдруг вышел на связь, ее пыл относительно переезда и волонтерства поутих. У нее появилась работа с хорошими перспективами и желания покидать Россию она уже не испытывала. Но… не решилась сказать об этом. По словам Треповой, весь следующий месяц Попков говорил с ней о ее семье, друзьях, личной жизни и побеге на Украину.

Любой человек с критическим мышлением, понял бы, что к нему втираются в доверие. Дарья не поняла.

Фото: "МК в Питере"

Нераскрытый Гештальт

В начале октября она получила первое задание — сходить на военно-патриотическое мероприятие. Его Трепова не выполнила: была слишком занята на работе. Но вражеский вербовщик не сдался и вскоре озвучил второе задание, а потом в жизни Дарьи появился куратор с псевдонимом Гештальт. Уже он давал девушке третье поручение, четвертое и все последующие.

При этом с самого начала Дарью подсадили на денежный крючок.

Пока Трепова выполняла задания (купить серые симки, б/у телефон, книги военкора, забрать, не засветившись на камеры, бандероль) и даже не задумывалась о том, чтобы связать все воедино, для нее придумали легенду. Она совершенно спокойно восприняла и указание поставить на телефон программу удаленного доступа, и то, что при выполнении задания она — студентка художественного вуза Настя. Уже под этой личиной Дарья съездила в Омск на мероприятие Татарского с четко поставленной цель — запомниться военкору. Получение липовых документов будущую террористку тоже не удивило…

А в марте ей доставили посылку с бережно упакованным бюстом Владлена Татарского. Его следовало подарить военкору на встрече в Петербурге. На суде Дарья призналась, что, получив статуэтку, почувствовала себя в опасности. Она спрашивала: не будет ли с ней как с Дарьей Дугиной — журналистской, погибшей в результате взрыва в Москве. Однако кураторы отметали все ее страхи, говорили, что нет в посылке никакой бомбы, только GPS-трекер и прослушка. Пытались отшутиться: мол, через полгода вместе посмеемся, когда военкор обнаружит подслушивающее устройство.

День Х

По словам Дарьи, когда в кафе на Университетской произошел взрыв, она сначала подумала, что где-то загорелась проводка, затем — что кто-то пронес бомбу. А потом поняла: она сама принесла взрывное устройство и вручила его военкору.

Выйдя из взорванного помещения на улицу, девушка достала конспирологический телефон и обнаружила, что он абсолютно чист: ни фото, ни видео, ни чатов, ни номеров. Остался только контакт, записанный как «1». На звонок ответил Гештальт. Он был явно разозлен тем, что Дарья выжила. От его доброжелательности не осталось и следа. Посоветовал ехать в аэропорт: билеты до Баку для нее купили ранее. Однако именно тут у девушки включилось логическое мышление: она поняла, что ее задержат, как только она появится в терминале «Пулково». Далее был звонок проживающему за границей фиктивному мужу (это уже другая, отдельная история), и попытка залечь на дно в квартире его друга. Нашли. Задержали.

Фото: Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга

Последнее слово

Во время задержания, допросов и судебных заседаний Дарья Трепова придерживалась определенной стратегии. Свою вину она признала только по обвинению в подделке документов. Что касается бомбы, то и Дарья, и ее адвокат придерживаются одной линии: про опасную начинку бюста ничего не знала. Позиция обвиняемой такова: ее использовали и подставили.

22 января террористке дали выступить с последним словом.

«Мне особенно больно и стыдно, что моими руками устроили теракт. Я действительно принесла эту статуэтку, я не поддерживала СВО, я выполняла просьбы Гештальта. Я все это время была уверена, что в статуэтке находится только микрофон. Если бы сохранились мои переписки с организаторами, меня бы судили за что угодно, но не за умышленное совершение теракта», — цитировали Дарью Трепову СМИ.

Выступая перед судом, обвиняемая заявила, что Татарский показался ей «добродушным». И что смерти ему она не желала. Но больше всего, как выяснилось, ее зацепили слова одной из потерпевших, которая на просьбу о прощении ответила кратко: «Бог простит».

«Я почувствовала в этом насмешку. Меня это задело, потому что я считаю себя верующим человеком, и мое состояние было спокойным, потому что я уверена, что перед Богом, по крайней мере, моя совесть чиста», — заявила обвиняемая.

Трепова попросила суд отправить дело на доследование, снять с нее обвинение в теракте, а еще — провести новую психолого-психиатрическую экспертизу. Она также выразила готовность выплатить 43 млн рублей пострадавшим в качестве компенсации.

Возможно, совесть девушки и чиста, однако руки в крови.

Фото: Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга

Приговор: виновна

Последнее выездное заседание Второго Западного окружного военного суда по делу Дарьи Треповой состоялось в Петербурге 25 января.

На заседание, в ходе которого решалась ее судьба, Дарья пришла, надев черные брюки и светлый свитер с задорным принтом: оранжевые апельсины с зелеными листиками. Отросшие за время рассмотрения дела волосы были аккуратно разделены на пробор и с одном стороны кокетливо заправлены за ухо. Она уже не прятала глаз от журналистов. Зайдя в «аквариум» и ожидая, когда конвоир снимет наручники, Дарья будто высматривала кого-то в толпе собравшихся в зале людей. Периодически щурилась, как это делают близорукие, вздыхала, позевывала. Сев на скамью подсудимых, то и дело улыбалась собственным мыслям. «Аквариум» тем временем взяли под охрану около 10 силовиков: сотрудники ФССП, МВД и ОМОНа.

Судья с оглашением приговора не тянул: Дарью Трепову признали виновной по всем статьям обвинения. За совершение теракта ее приговорили к 18 годам заключения, за незаконный оборот взрывных устройств – к 13 лет, за подделку документов — к 2 годам.

Окончательное наказание по совокупности всех статей — 27 лет лишения свободы со штрафом 600 тысяч рублей. Суд удовлетворил и гражданские иски потерпевших: с осужденной взыскано 16,495 млн рублей. Некоторые иски о компенсации будут рассматривать отдельно.

Спецслужбы, журналисты и красные ленты: как выглядит Университетская набережная после взрыва в кафе

Спецслужбы, журналисты и красные ленты: как выглядит Университетская набережная после взрыва в кафе

Смотрите фотогалерею по теме

* внесена в список террористов и экстремистов.

** внесен в список террористов и экстремистов, разыскивается за организацию теракта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру