Мне бы в небо: исповедь стюардесс

И мало кто думает о том, что будни стюардесс — это взлеты и посадки, во время которых закладывает уши, многочасовая работа на ногах, капризы пассажиров, таскание тяжелых тележек, а также зоны турбулентности и воздушные ямы. «МК в Питере» пообщался с тремя бортпроводницами и узнал об изнанке их работы.

«Подружиться с ­кем-то сложно»

Пару месяцев назад у Марины исполнилась мечта — ее взяли работать стюардессой в иностранную компанию. Однако ради этого ей пришлось отказаться от квартиры в Петербурге, должности в крупном банке и зарплаты выше среднего. Но девушка грезила небом и путешествиями. С лету попасть в бортпроводницы не вышло — не хватило уровня знания иностранных языков. Марине пришлось перебраться за границу, чтобы жить в англоговорящей среде. Чтобы было на что купить еды и чем оплатить аренду жилья, трудилась в ресторане при отеле. И регулярно отправляла резюме в одну из авиакомпаний, пока наконец не позвали на собеседование. С того момента, говорит Марина, ее жизнь изменилась.

Сейчас, пока еще не прошел первый восторг от факта «сбычи мечт», девушку радует почти все. Особенно командировки в дальние уголки нашей планеты. Но, признается Марина, освоение новой профессии идет не без трудностей. Основную сложность вызывает пресловутый языковой барьер. А точнее, разнообразие акцентов. Поэтому девушке приходится регулярно у пассажиров переспрашивать. К счастью, пока конфликтов и претензий из-за этого не было.

Еще один непростой момент, к которому сложно привыкнуть, — постоянная смена коллег. Каждый полет — новый экипаж (пилоты, бортпроводники).

«Ты только начинаешь привыкать к людям, к концу полета вы уже по-приятельски общаетесь, а в следующем рейсе состав экипажа другой. Конечно, в таком режиме работы сложно подружиться с ­кем-то», — делится Марина.

Девушка признается, что первые полеты в качестве бортпроводника дались ей непросто, многое было непонятным. Однако, по словам Марины, она каждый день влюбляется в свою новую профессию все больше.

О вреде для здоровья

Мария до того, как отправилась покорять авиасферу, работала менеджером по туризму. Контракт с одной из авиакомпаний подписала на 3 года. Отработав этот срок, Мария поняла, что ей «романтики» достаточно. Хотя успела дорасти до старшего бортпроводника.

«Когда только пришла в эту профессию, думала, что буду постоянно путешествовать, проводить много времени в других странах. Однако все было не совсем так. Это на чартерных рейсах у сотрудников командировок много, у нас, работников регулярных рейсов государственной авиакомпании, максимум были сутки, чтобы погулять в стране прибытия», — рассказывает Мария.

При этом, добавляет девушка, у стюардесс было очень много тяжелой физической работы: часто на рейсах команда бортпроводников состоит только из девушек, а надо поднимать контейнеры и передвигать огромные тележки. Подъем тяжестей, говорит наша собеседница, нелучшим образом сказался на женском здоровье. Сами полеты — тоже нагрузка на организм.

«Пока не стала стюардессой, не знала, что им нельзя летать с заложенным носом. У меня же в ­какой-то момент был хронический насморк, так что приходилось часто брать больничный. При взлетах и посадках идет серьезное давление на барабанные перепонки. Бывало даже такое, что пропадал слух или была сильная боль в ушах», — вспоминает Мария.

Режим дня и питания — это, по словам нашей собеседницы, вообще не для стюардесс: вылет может быть как ранним утром, так и глубокой ночью. В общем, спишь и ешь, когда появляется возможность, а совсем не по графику.

«А еще сложно построить личную жизнь. Ты же вечно в перелетах. К тому же сбитый режим сна и питания не сказать чтобы хорошо влияли на психическое состояние. Так что не до свиданий», — рассказывает девушка.

А вот постоянную смену команды Мария относит к приятным вещам в работе. Говорит, это помогло ей научиться находить подход к любому человеку. В целом же работа бортпроводника требует высочайшей ответственности и безмерной стрессоустойчивости. Воздушный стюард должен всегда оставаться спокойным и контролировать ситуацию. Правда, от регулярного стресса морально устаешь. По словам Марии, было бы проще, если бы пассажиры четко знали правила поведения по время полета и следовали им. Например, пристегивали ремни безопасности при вхождении самолета в зону турбулентности. Однако время от времени находятся уникумы, которые не только не пристегиваются, но и начинают разгуливать по салону. В практике Марии были случаи, когда в зоне турбулентности или при попадании самолета в воздушную яму людей подкидывало к потолку и они получали серьезные травмы.

«Если же ­что-то случится с бортпроводником, обеспечить безопасность взлета и посадки, организовать питание пассажиров будет некому. Поэтому он в первую очередь обеспечивает собственную безопасность: садится на свое место, пристегивается и затем контролирует пассажиров. И в моей практике было много чрезвычайных ситуаций: и смертельные случаи, и истории с травмами, и аварийные посадки. К сожалению, пассажиры обычно не задумываются о том, что правила, которые озвучивают в самолетах, прежде всего важны для их собственной безопасности», — говорит Мария.

Девушка подчеркивает: в реальности романтики в работе бортпроводника не так и много, как кажется со стороны. Из приятного можно выделить только длительные рейсы, после которых появляется возможность день-два отдохнуть. Во время таких полетов, признается Мария, случается и флирт, и короткие романы.

В этой профессии важно любить людей

У автора авиационного блога «Записки бывшей стюардессы» Юлии стаж работы бортпроводником солидный — на этой должности она проработала 11 лет. В стюардессы пошла после того, как, имея диплом по направлению PR, не нашла себя в сфере маркетинга.

«Это не была мечта детства, цель всей жизни или ­какая-то сумасшедшая любовь к небу. Все банально — услышала от знакомой про курсы бортпроводников на базе авиационного учебного центра, позвонила и записалась на собеседование», — вспоминает Юлия.

Девушка признается: профессия бортпроводника была для нее всегда окутана флером романтики, она и представить себе не могла, какой это тяжелый труд.

«Профессия стюардессы окутана мифами и стереотипами. Люди считают, что быть бортпроводником — красиво, несложно, престижно и высокооплачиваемо. А что на самом деле? Бессонные ночи, смена часовых поясов, колоссальные нагрузки на весь организм, а особенно на ноги», — говорит Юлия.

Зарплата же, по словам девушки, зависит от полетных часов и уровня доплат. Юлия подчеркивает: все очень индивидуально и зависит от стажа, квалификации, класса обслуживания и условий авиакомпании. Полетный час бортпроводника может стоить и 500, и 1500 руб­лей.

«На этой работе очень важно любить людей или хотя бы уметь с ними разговаривать. Есть такое понятие, как когнитивная гибкость. Это когда у тебя все плохо, твой мир рушится, с любимым поругалась, начальство накричало, а ты пришла на самолет вся такая порхающая красотка — идешь на каблучках по салону и всем улыбаешься! Вот эту гибкость нужно развивать и практиковать постоянно», — рассказывает Юлия.

По словам девушки, чтобы стать бортпроводником, необходимо уметь много работать и справляться с большим количеством различных задач: от приема наборов питания и подсчета всего оборудования на воздушном судне до оказания первой медицинской помощи.

«Нужно быть готовым к конфликтным ситуациям и к пассажирам в плохом настроении, требующим здесь и сейчас томатный сок, который в принципе не подразумевается на коротком рейсе. А также к случаям, когда пассажир угрожает тебе увольнением, заявляя, что по прилете он позвонит своему соседу по даче, который хорошо знает генерального директора авиакомпании», — рассказывает Юлия.

Работа бортпроводника — это также постоянная учеба, повышение и подтверждение квалификации, сдача промежуточных экзаменов. Оказание первой медицинской помощи, эвакуация на воду и сушу — это лишь малая часть профессиональных навыков стюардессы.

«Бортпроводник — тот самый человек, который в случае любой нештатной ситуации придет пассажиру на помощь. И от голодного обморока спасет, и пожар потушит. Поэтому нужно готовиться ко всему!» — говорит Юлия.

Девушка добавляет, что в профессии много и плюсов, иначе она бы не летала столько лет. Признается, в небе и романы случаются, и семьи создаются. Сама Юлия вышла замуж за пилота, правда, познакомилась с будущим супругом на земле: два работника авиасферы случайно встретились на улице. А вот несколько ее подруг умудрились выйти замуж за пассажиров с обслуживаемых рейсов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру