О том, почему жители города периодически наблюдают фонтаны кипятка и огороженные заборами траншеи, в чем преимущества перевода котельных на газ и какие современные технологии применяются теплоэнергетиками, «МК в Питере» рассказал генеральный директор ГУП «ТЭК СПб» Иван Болтенков.
Ремонт под контролем
— Пять лет назад на предприятии сменилась команда. Какие показатели были достигнуты за прошедший, весьма солидный срок?
— Губернатором Петербурга Александром Бегловым сразу была поставлена задача наращивать темп по модернизации инфраструктуры. И мы из года в год его наращиваем, уже переложено более 800 километров теплосетей различного диаметра. Из них более 150 — на территории Колпинского и Пушкинского районов, где мы приступили к работам только в 2020 году, после завершения процедуры банкротства предыдущего деятеля. Перекладывали там очень много, что видно по результату: количество нарушений снизилось на 35%! Для понимания масштаба уточню, что обычно теплоэнергетики борются за снижение количества нарушений хотя бы на 1–2%. Да, с одной стороны, это эффект низкой базы (там все было очень плохо), с другой — показатель качества нашей работы. В этом году в Колпинском и Пушкинском районах мы обновим рекордный объем теплосетей — более 47 километров. А к 2030‑му планируем в этих районах окончательно распрощаться с изношенными сетями.
Обновляем и источники тепловой энергии. С 2019 года модернизировали и реконструировали 46 водогрейных и паровых котлов, 13 аккумуляторных баков и столько же деаэраторов в котельных. Заменили более 300 единиц вспомогательного оборудования, на 56 котлоагрегатах установили систему автоматики. Современные котельные работают в автоматическом режиме: в зависимости от температуры на улице выдается тепло нужных параметров, не допуская недотопа или перетопа.
— Около 10 лет назад в Петербурге было нашумевшее «трубное дело», когда вместо новых закапывали старые трубы…
— В зоне деятельности нашего предприятия такие ситуации полностью исключаются. При реконструкции и ремонте теплосетей прокладываются только новые трубы, что контролируется как службами внутреннего контроля на предприятии, так и службами внешнего контроля. Мы и на заводы выезжаем: трубы, которые мы прокладываем, российского производства, и большой их объем изготавливается в Петербурге. Так что подобная ситуация у нас полностью исключена.
— Санкции, наложенные на нашу страну, как-то отразились на темпах ремонта и обновления инфраструктуры? Или отечественные производители успешно справляются с задачей по импортозамещению?
— Практическое влияние санкций на предприятие близко к нулю. ТЭК СПб довольно давно — с 2014 года — занялся импортозамещением. На сегодня замещено практически 100% оборудования.
Доля оставшегося импортного — крайне мала. Например, на одной из котельных работает автоматика австрийского производства, выпущенная в 1973 году. В 2025 году мы ее заменим на российскую.
Отечественные предприятия прекрасно справляются с изготовлением нужной нам продукции. Так, чебоксарская ГК «АМАКС» автоматизирует котлы различных типов, оснащенных газовым оборудованием. Сами котлы, а также трубы и задвижки очень хорошо делают в Петербурге. С 2014 года в стране оживают и развиваются сектора промышленности, в которых мы раньше полагались на зарубежных партнеров. Ответственно заявляю: у ТЭК проблем с импортозамещением нет. А вот задача до 2025 года заменить импортный софт и программное обеспечение есть, и она будет решена.
А у нас в котельной газ!
— Руководством страны также была поставлена задача перевести большую часть котельных на газ. Как происходит процесс переоборудования устаревших котельных в Петербурге и в чем преимущества работы на газе?
— Преимущества очевидны: газ — это самый экологичный и на сегодня самый экономически выгодный вид топлива. А Петербург — один из самых газифицированных регионов страны. Было бы достаточно странно не пользоваться этим преимуществом.
Программа перевода котельных на газ была начата еще в 2014 году, но подвисла. Пять лет назад, начав работать в ТЭК, наша команда это направление деятельности реанимировала. На сегодня у предприятия не осталось ни одной мазутной котельной! Две последние — 4‑ю Кировскую котельную на Двинской ул., д. 14, корп. 2, лит. А, и 6‑ю Красносельскую на ул. Политрука Пасечника, д. 16, корп. 4, лит. А, — мы инициативно, не дожидаясь команд и указаний, сами перевели на газ. Сейчас это современнейшие объекты с блестящим новым оборудованием. Если сравнивать по принципу «было — стало», то это небо и земля. Успехи предприятия по газификации котельных признаны: мы являемся победителями различных экологических конкурсов самого разного уровня, в том числе всероссийского.
Были еще 22 маленькие угольные котельные. Мы планировали перевести их на экологичные виды топлива в 2024 году, но президент и губернатор, общаясь в прямом эфире, нам прицел поправили: завершим все работы до конца 2023‑го. В итоге 14 котельных будут работать на газу, еще семь (к ним далеко и нецелесообразно тянуть газ) переключаем на электропитание, и одну, при поддержке коллег из большой энергетики, — на ТГК‑1. На сегодня работы на 14 объектах завершены, на остальных рассчитываем закончить в первых числах декабря. Нет шансов этот проект, который является первым приоритетным в Петербурге и курируется губернатором, не выполнить. Так что совсем скоро в ТЭК не останется ни одного источника тепла на неэкологичном виде топлива.
Петербуржцы вопрошают
— У нас есть вопросы, поступившие от читателей. Так, нам регулярно сообщают о зависших работах. Почему такое происходит?
— Когда мы пришли на предприятие, было больше 10 болезненных точек, где условно подрядчик свалился в банкротство, задержаны сроки работ, не соблюдается культура их выполнения. На сегодня у нас нулевая толерантность к срывам сроков. Таких зависших объектов у нас нет.
— Читатели приводят в пример улицу Есенина, где примерно 1,5 года производится ремонт…
— По контракту до конца 2024 года работы там будут завершены. Мы установленным образом провели конкурс, подрядчик из сроков не выбивается. У энергетиков есть шутка, что у потребителя только два вопроса: почему ничего не ремонтируют? и когда уже закончат? Не ремонтируем — плохо, ремонтируем — «что же такое, развезли “свинорой”». Мы молниеносно реагируем на все сообщения в соцсетях и на тематических сайтах. Если вдруг наш подрядчик не соблюдает культуру работ, мы не ждем, пока нам штраф прилетит, реагируем сразу. Что касается сроков… Необходимо понимать, что практически любой наш объект относится к опасным производственным. В связи с этим четко прописаны сроки проектирования, строительства и так далее. Выше головы не прыгнешь. И не надо. Самая лучшая ситуация — когда все происходит вовремя. На Есенина закончим работы в 2024 году.
Вообще все наши объекты под видеокамерами, и все выводится ко мне на экран. Слежу за соблюдением сроков работ и культурой их исполнения. Понятно, что большой ремонт — это некрасиво. Конечно, когда стоит забор на пути — это не нравится никому. Но надо потерпеть, это все для нашего блага. Для того, чтобы потом не было каких-то происшествий на сетях.
— У петербуржцев иногда возникает ощущение, что рвет примерно в одних и тех же местах. Читатели спрашивают: почему на трубу ставят «заплатку», не легче ли дефектный участок полностью заменить?
— Конечно, на тех же самых местах не рвется — это исключено полностью: если участок сети был заменен, просто по технологии там прорыв или дефект невозможен. Из года в год количество и протяженность замененных участков тепловой сети (по результатам аварийных ремонтных работ, капитального строительства и ремонта, замены сетей) растет. Другое дело, что состояние сетей неидеально. Но если раньше мы меняли строго нормированный отрезок теплосети (в рамках дефекта), то сейчас захватываем большую область, чтобы рядом не возникло дефекта. Помимо этого, активно используем современные технологии — являемся лидерами в России по применению методов внутритрубной диагностики. Сейчас у нас по сети ездит робот, который сканирует все вокруг и четко видит, где уже возник дефект, а где вот-вот труба прохудится. По результатам такой роботодиагностики проблемные места меняем довольно убористо, чтобы наверняка избежать потенциальной протечки. Кстати, этот робот — изобретение нашего партнера, инновационного петербургского предприятия «Диаконт».
Дефектов с каждым годом становится меньше — это объективная реальность. Как правило, когда говорят о череде дефектов, речь идет не о наших сетях: мы ведь только половину города — порядка 48% — обслуживаем. Все, я думаю, понимают, о чем речь, и губернатор уже неоднократно на эту тему высказывался. У коллег, к сожалению, состояние сетей, находящихся в обслуживании, похуже: если брать среднеарифметические показатели, то у них в год на один километр примерно в три раза больше дефектов происходит, чем у нас. По нашим сетям число дефектов снижается, а выявленные мы устраняем примерно на 35% быстрее норматива.
— Иногда в местах прорыва теплосетей происходят несчастные случаи. Почему места ЧП не блокируются для пешеходов? И как вы видите решение этой проблемы?
— Слава богу, крайне редко происходят инциденты, связанные с причинением вреда здоровью граждан. Но на всякий случай хочу напомнить горожанам: не приближайтесь к месту парения! Если какое-то ваше имущество попало в зону разлива, мы все возместим, компенсируем ущерб. А жизнь и здоровье — бесценны, берегите их.
Мы очень быстро реагируем на сообщения об инцидентах, но нужно время, чтобы бригада прибыла на место, огородила участок и приступила к ремонту. За 15 секунд это произойти не может. К счастью, статистика говорит, что из года в год дефектов становится меньше, их тяжесть уменьшается, а скорость устранения возрастает.
К слову, мы провели большую работу по выявлению объектов, находящихся в охранной зоне теплосетей: зафиксировали более 750 нарушений! Был случай, когда какие-то деятели устроили хостел в подвале и прямо на трубы положили деревянные настилы. К чему это могло привести? Сейчас объектов-нарушителей меньше 400. Боремся цивилизованно, через суды. Автостоянки постоянно сгоняем. Находятся «умники», которые в охранных зонах детские площадки ставят, приходится убирать… Я прошу горожан относиться с пониманием: охранные зоны теплосетей освобождаются для обеспечения безопасности самих граждан.