Напомним, участники незаконной экскурсии по подземной Москве погибли, так как не смогли выбраться наружу, когда гидротехническое сооружение затопило во время ливня. СК возбудил уголовное дело. У тех, кто продавал билеты через интернет, прошли обыски. Причастные к организации и проведению похода задержаны. Ряд лиц объявлен в розыск. Но даже несмотря на страшные новости и регулярные предупреждения, все равно находятся те, кого под землю будто тянет магнитом. «МК в Питере» разбирался, почему так происходит, а также составил список подземелий, спуститься в которые можно легально и, самое главное, безопасно.
Исторические
В маршруты многих экскурсий по объектам музеев-заповедников включены подземные ходы. Все-таки это неотъемлемая часть любого старинного города. Тоннель длиной 130 метров есть, например, под Гатчинским дворцом. Он облицован натуральным известняком и освещается через круглые окна в сводах. Считается, что галерея вела к Серебряному озеру и появилась еще при первом владельце замка — Григории Орлове. Благодаря хорошей акустике эхо там повторяет до четырех слогов. Самое популярное у туристов восклицание: «Кто нами правил? — Павел!» Говорят, последнее слово (оно же — ответ на вопрос) можно услышать не один десяток раз.
В сезон фонтанов в Петергофе пускают в гроты Большого каскада. Один из них — Нижний (или Большой) — это архитектурный центр гидротехнического сооружения. Представляет собой нишу (шириной 40 метров, высотой 9 метров) в холме, на котором возвышается главный дворец. Там некогда любили проводить время хозяева и гости царской резиденции. Петр I задумал установить в Нижнем гроте так называемые шутихи — «стол с брызганием» и «водяные завесы». Но замысел реализовали лишь после смерти императора. До наших дней сохранилась целостность композиции и художественного убранства Большого каскада с его «нишами». Внутри есть выставки, на которых можно познакомиться с работами фонтанных мастеров прошлого.
До 2021 года в Петергофе водили уникальные экскурсии по штольням, в которых уложены коммуникации, питающие знаменитые фонтаны. Путь пролегал по низкому боковому тоннелю, ведущему в камеру под «Корзиной», где туристы могли посмотреть на сплетения свинцовых труб и задвижек. Но этот маршрут почему-то закрыли.
К подземным ходам принято причислять потерну Петропавловской крепости, хотя это не совсем верно — тоннель находится в толще стены. Однако от этого он не менее интересен. Коридор создавался для безопасного передвижения и вылазок гарнизона во время осады. Для туристов он был недоступен даже после превращения Петропавловской крепости в музей. Завесу тайны приоткрыли лишь на 300‑летие Петербурга.
Потерна (длиной 97,4 метра) — не очень заметный проем во фланке Государева бастиона. Чтобы найти вход, нужно перед Петровскими воротами повернуть налево.
По узким каменным коридорам, но опять же не под землей, а на поверхности, можно пройтись в крепости Копорье. Из-за аварийного состояния укрепления просто так туда не попасть, только с экскурсией. Но группы формируются регулярно.
С 2019 года можно посетить бункер под зданием Смольного. Во время войны это был один из самых засекреченных объектов, из которого управляли блокадным городом. Идея постройки принадлежала С. М. Кирову. Проект поручили создать в Военно-технической академии Дзержинского. Помещение должно было выдержать тонную бомбу, быть газонепроницаемым и укрывать 60 человек. Работы над ним завершились в 1937 году. Площадь бомбоубежища (без пристройки) — 704 квадратных метра, глубина — 12 метров. В 1947 году, в связи с угрозой ядерной войны, его модернизировали. В 2012‑м бункер был действующим, там находились кабинеты вице-губернаторов. В том же году с объекта сняли гриф секретности и сделали музей.
Природные
По примерным подсчетам, в регионах СЗФО около 600 тысяч туристов каждый год посещают пещеры. Конечно, большинство стремится в карельскую Рускеалу. Остальные отправляются в Ленинградскую область.
В 47‑м регионе не меньше десятка пещер. Самые популярные — Саблинские. Комплекс находится в одноименном поселке в 40 км от Петербурга. Занимает более 220 га. В 1976 году признан особо охраняемой территорией. На протяжении 10 лет там избавлялись от мусора и укрепляли своды, а сейчас регулярно водят экскурсии.
Не менее популярна карстовая пещера в Рождествено. Она считается самой большой в Ленинградской области. Высота грота у входа — 6 метров, протяженность тоннелей — более 130 метров. Образовалась естественным путем. Тысячелетиями подземные источники размывали красные песчаники, пробивая себе путь. Берега рек Грязна и Оредеж, сложенные из древних девонских песков, изобилуют пустотами. Последние когда-то простирались на многие километры, так что заблудиться было легко. Сейчас же большинство галерей завалено, поэтому доступ к ним ограничен. Но те немногие, куда можно попасть, поражают многообразием цвета.
Спелеотуризм, как еще называют путешествия по пещерам, — один из способов познания мира, говорит директор по развитию и коммуникациям Tvil.ru Оксана Шустикова. В России около 5 тысяч таких мест, из них исследованных — всего ничего. При этом для посещений пригодны лишь 3%.
«Некоторые психологи считают, что экскурсии по подземелью привлекают людей, которым нравится испытывать страх, — говорит эксперт. — Некоторые экскурсоводы усиливают это ощущение, рассказывая жуткие истории об объектах, предлагая постоять в темноте».
Религиозные
Интересными могут быть даже подвалы культовых сооружений. Например, катакомбы лютеранской церкви Святых Петра и Павла, также известной как Петрикирхе. Сейчас это арт-пространство, а когда-то был сначала церковный зал, затем — бассейн. В катакомбах Петрикирхе проходят вернисажи и ставятся спектакли.
Едва ли многим доводилось бывать в так называемом подцерковье Смольного собора. Изначально оно использовалось в качестве хозяйственного помещения, где хранили все необходимое для богослужений. Еще восемь лет назад, до передачи храма епархии, подземелье выглядело неприглядно. Но после того как стены очистили от штукатурки, открылась кирпичная кладка XVIII века. Под несущими пилонами — путиловский камень и гранитные плиты.
Пару лет назад в Смольном соборе анонсировали открытие в подцерковье музея. Этим летом корреспондент «МК в Питере» побывал там на заседании совета по сохранению культурного наследия, где среди прочего смог рассмотреть копию макета монастыря с колокольней, которую в Петербурге подумывают восстановить.
«Смерть и рождение заново»
Стремление исследовать потенциально опасные места (пещеры, тоннели, катакомбы, коллекторы) психосоматолог и нейропсихолог Екатерина Тур объясняет несколькими факторами:
- Приключенческий дух. У некоторых есть внутренняя потребность дотронуться до того, что находится за пределами досягаемости.
- Тяга к неизведанному. Или, простыми словами, любопытство.
- Адреналин и экстрим. Есть те, кому просто не хватает острых ощущений.
- Социальные мотивы. В некоторых случаях люди таким образом пытаются привлечь к себе внимание, завоевать уважение или просто поделиться интересными историями.
- Яркие фотографии и контент для соцсетей. Тут комментарии, наверное, излишни.
- Самовыражение. Посещение малоизвестных и опасных мест, как ни странно, помогает выделиться на фоне окружающих.
«Не всегда эти путешествия безопасны, — говорит собеседница «МК в Питере». — Путешественники часто преуменьшают опасность, оценивая риски недостаточно объективно».
«Но никто не отправляется под землю, чтобы там остаться. Цель, конечно, — в итоге выйти наружу, — добавляет психолог и научный журналист Алексей Сапкин. — Тоннели, земля — можно это рассматривать как метафору смерти и рождения заново. Именно ради этого люди готовы рисковать. Походы по подземельям можно отнести к экстремальным видам спорта, в которых рискуют в первую очередь ради самого риска и связанных с ним эмоций, а лишь во вторую — ради развития мастерства, уверенности, физических возможностей».