«Даже если со мной что-то случится, работы должны продолжаться»: хирург Илья Слепцов о восстановлении старинной усадьбы под Выборгом

«Даже если со мной что-то случится, работы должны продолжаться»: хирург Илья Слепцов о восстановлении старинной усадьбы под Выборгом
Фото: группа «ВКонтакте» «Усадьба Киискиля|Выборг — экскурсии и история»

В социальных сетях большую популярность обрела история петербургского врача, который на собственную зарплату восстанавливает старинную финскую усадьбу под Выборгом. Ранее «МК в Питере» уже писал об этом, но теперь хирург-эндокринолог клиники высоких медицинских технологий имени Пирогова Илья Слепцов поделился, как проходят реставрационные работы, почему он начал столь трудоемкое и кропотливое обновление дома.

– С чем связано решение приобрести усадьбу и вдохнуть в нее новую жизнь?

Когда я увидел главный усадебный дом, я еще не знал, что это – объект культурного наследия. Было ясно лишь, что дом этот очень старый, явно дореволюционной постройки. И было очевидно, что стоять ему осталось совсем недолго – две из шести колонн уже были разрушены и не могли нести на себе нагрузки более. При разрушении следующей колонны портик лишался бы поддержки и должен был рухнуть под своим весом, повреждая сруб и крышу здания. Все это было заметно уже при первом осмотре здания.

Я уже много видел разрушенных зданий, в которых былая красота читалась лишь по обломкам стен и декора, и мне стало обидно, что и этот дом скоро пополнит список разрушенных и потерянных объектов. Возникло желание изменить ситуацию и побороться за этот дом – идея эта представлялась тогда безумной, но, все же, не совсем невозможной. Конечно, размеры объекта и территории были для меня избыточными – у меня даже дачи не было своей, но ведь до того момента никто другой не начал реставрацию этого усадебного дома, поэтому кому-то надо было этим заняться. Такой шанс выпадает один раз в жизни, я это четко понимал. Другой подобной встречи в жизни уже не будет, и если ты не попробуешь начать, то всю жизнь будешь потом понимать, что струсил и решил убежать от сложного решения. Я решил попытаться.

– С какими сложностями, работая с объектом приходится сталкиваться?

Основных сложностей несколько. Первое – понять, что и как необходимо делать, это касается не только реставрации главного здания, но и разработки усадебной территории, восстановления других исторических объектов усадьбы и строительства на территории новых зданий. На создание концепции развития усадьбы у меня ушло около трех лет. За это время я изучил территорию, продумал что и где хотелось бы видеть в итоге. Процесс разработки не завершился и до сих пор, даже сейчас мы некоторые вещи изменяем в этой концепции, но главные принципы все же можно считать уже продуманными. Сейчас это уже коллективная работа, в которой я отвечаю за генерацию идей и общую стратегическую линию развития.

Второе – финансирование. Мы работаем в пределах тех средств, которые я зарабатываю, поэтому нам приходится планировать расходы, откладывая некоторые из них на будущие месяцы, если в текущем месяце мы не справляемся с их оплатой. Коррекция сроков закупок происходит постоянно, и это в подобном проекте нормально, ведь никогда нельзя предугадать на 100 %, какими будут текущие затраты. Важно запускать работы поэтапно, чтобы вложенные средства сразу шли в дело. Мы стараемся минимизировать расходы, экономно использовать закупаемые материалы, но все равно процесс идет не быстро.

Для нас главная задача – довести проект восстановления усадьбы до того момента, когда запущенные на территории объекты начнут приносить доход, который мы сможем реинвестировать в продолжение развития проекта, что поможет значительно ускорить разработку проекта и снимет зависимость реставрации усадьбы от меня, даже если со мной что-то случится, работы должны продолжаться.

Все возможности для такого сценария есть. Мы построили и в ближайшее время запустим магазин, ведем к запуску кафе, готовим к внутренней и наружной отделке дома для проживания гостей Выборгского района. В этом году получили субсидию от областного комитета по туризму на создание глэмпинга – скоро в усадьбе появится несколько домиков для проживания туристов, баня, зона отдыха. Туристическая зона будет расположена в стороне, в уединенном месте, поэтому она никак не нарушит архитектурной целостности усадебного комплекса.

Кроме того, нам дали субсидию на приобретение туристического оборудования – байдарок, палаток, SUP-бордов, поэтому планируем в следующем году запустить пункт проката снаряжения для туристов. Тогда посетители усадьбы смогут начинать свое путешествие по островам Выборгского залива с нашей территории. Мы также создали на территории усадьбы пивоварню, поскольку история семьи Крон, владевшей усадьбой в XIX веке, тесно связана с именем «отца» русского пивоварения, первого промышленного пивовара России Абрахама Крона. 

Не хотелось бы, чтобы проект выглядел как попытка жалких безумцев сделать невозможное. Напротив, мы хотим доказать своей работой, что даже в условиях ограниченных ресурсов, при правильном их использовании и планировании работы, можно сделать исторический и реставрационный проект экономически устойчивым и самовоспроизводящимся. Так, в этом году мы начали принимать туристов – дважды в день проводим для них экскурсии по территории усадьбы, главному зданию, восстановленному гранитному погребу. Пока от деятельности нет дохода. Сейчас мы показываем туристам не финальную версию усадьбы, а реальную работу по реставрации, рассказываем о том, как ведем дело. Приятно, что многие туристы уезжают от нас вдохновленными – мы демонстрируем своей работой, что при желании человек всегда способен победить разруху и тлен. Многие из наших гостей говорят, что хотят вернуться снова в будущем, чтобы посмотреть, чего нам удастся добиться.

Третья проблема – это люди. Собрать команду для развития проекта было непросто. Мы сходились и расходились с разными людьми. Я ведь раньше не занимался реставрацией и строительством, поэтому многое приходилось изучать на ходу. Конечно, не обходилось и без ошибок. Учитывая, что я основную часть своего времени провожу, работая врачом, жизненно необходимо было собрать команду, которая сможет без моего постоянного участия вести проект в нужном направлении. Постепенно у нас сложился практически постоянный коллектив, который занимается проектом. Часть из них работает в усадьбе постоянно, часть – периодически, когда в этом возникает необходимость. Некоторые участники проекта приехали к нам из других городов и остались жить в Выборге, поскольку им нравится дело, которым они занимаются. Архитектор Валентина Кокорева, которая создает проекты всех новых зданий, живет в Москве, но часто бывает в усадьбе – именно с ней нам удалось найти стиль зданий, который будет продолжать стиль главного здания усадьбы и создавать атмосферу старинного поместья.

– Какой вы видите усадьбу уже в обновленном виде?

Территория усадьбы осознанно разделяется нами на две основные зоны: «парадную» и хуторскую. Хотелось бы сделать парадную часть усадьбы музейно-культурным центром, в котором будет три тематических музея, выставочный зал для работ художников, ландшафтный парк и конференц-зал, в том числе выполняющий функции театра для проведения постановок.

В хуторской зоне создать ферму для животных, поля для выращивания сельскохозяйственных культур. На обеих территориях будут находиться дома для проживания гостей. Мы планируем развивать в усадьбе конференц-туризм – проведение форумов, семинаров, симпозиумов.

Поэтому нам необходимо постепенно увеличивать количество мест для проживания гостей, чтобы со временем оно стало достаточным для заполнения конференц-зала. В итоге хотелось бы сделать так, чтобы в усадьбу можно было приехать на день для осмотра территории и зданий, посещения музеев, а можно было бы остаться на несколько дней – либо для участия в научно-образовательных мероприятиях, либо просто для получения удовольствия от красивого места и очарования северной природы.

– Какой бы совет вы дали тем, кто хочет, но пока не решился на подобный шаг?

У каждого человека есть несколько ресурсов, которыми он может распоряжаться. Одни из наиболее значимых ресурсов – это время, энергия, деньги. В нашей стране есть несколько тысяч объектов культурного наследия, которые не имеют хороших хозяев и разрушаются, либо уже разрушены. Не всегда речь идет о крупных объектах, среди них много и небольших – отдельных зданий, либо комплексов зданий – таких, как наша усадьба. При этом, я уверен, что есть и люди, которые были бы рады восстановить эти объекты и дать им вторую жизнь.

Людей, ценящих историю и красоту, много, но зачастую они даже не пытаются начать работу, поскольку не верят, что справятся. Часто не верят, что им хватит средств, либо не верят, что смогут пройти требующиеся для восстановления исторического объекта процедуры. Здесь, как мне кажется, важно понять – хочется заниматься этим или нет. Если хочется, то надо начинать. Понятно, что средств может не хватать, но ведь можно увеличить срок реализации проекта в соответствии со своими возможностями. Если не можешь пробежать дистанцию как спринтер – беги ее как стайер, беги медленно. Важно держать свою цель и не терять мотивации.

Главное – понимать, зачем занимаешься этой работой, какие ставишь цели, и не терять их из виду. Растягивание реализации проекта во времени, конечно, имеет свои побочные эффекты, но, вместе с тем, проверенная нами тактика позволяет начать и вести проект почти каждому. Ведь если не начать проект совсем, лучше от этого точно не будет. Если вкладывать свою энергию в дело и не спешить, сделать можно очень много.

Мы для себя приняли методику малых шагов, каждый день мы должны делать что-то новое. Постепенно результаты этих шагов складываются в результат, который уже становится виден. Со временем даже становится непонятно, как нам удалось сделать то, что мы сделали, ведь работа в итоге выглядит очень масштабной. Весь секрет именно в том, что мы не прерываемся, мы бьем, бьем и снова бьем в одну точку, и рано или поздно результат приходит.

При этом есть самая важная вещь, которую необходимо помнить все время, когда достигнешь результата, счастливее не станешь. Жизнь проходит здесь и сейчас, и именно сегодняшние дни составляют ее суть. Поэтому необходимо наладить работу так, чтобы жизнь не становилась мучением. Человек не может долго выносить мучительные вещи, рано или поздно захочется бросить. Мы, конечно, сильно изменили свою жизнь, отказались от некоторых вещей, но и без них остаемся счастливыми людьми. Человеку ведь для себя нужно не так и много. Необходимо воспринимать жизнь, как игру, это очень помогает. Конец жизни ведь каждому известен, и изменить этого мы не можем. Но играть в жизнь можно по-разному. Мне лично нравится играть именно так – работать в клинике, ездить по городам и учить врачей, строить усадьбу и мечтать о создании фермы с животными.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру