Великая Китайская Нева: какая судьба ждет петербургский Чайна-таун

Обычно жители Петербурга обращают внимание лишь на организованные группы китайских туристов. Они, бойко и громко общаясь, гуляют по Дворцовой площади, толкаясь, заходят в магазины сувениров и косметики, фотографируются на фоне музейных экспонатов. При этом граждане практически не замечают граждан КНР, в одиночку спешащих по своим делам.

Великая Китайская Нева: какая судьба ждет петербургский Чайна-таун
Коллаж из фото «МК в Питере» и Pexels

Незримо для большинства горожан в Петербурге работают и китайские заведения, входы в которые хоть и обозначены красными небесными фонариками, но, как правило, расположены в глухих закоулках города. Петербургский Чайна-таун живет и процветает — в этом убедился журналист «МК в Питере», обойдя популярные у китайцев места в городе.

Китайский андеграунд

Район вокруг станции метро «Приморская» уже несколько лет носит неформальный статус петербургского Чайна-тауна. Именно тут сосредоточены общежития, в которые заселяют китайских студентов, а также популярные у туристов гостиницы. Сюда же, поближе к своим, выходцы из КНР часто приезжают по работе, делам или по любви к России и нашему городу. В общем, чтобы выяснить, насколько больше китайцев стало приезжать в Петербург, мы решили отправиться именно сюда.

Уже на выходе из метро можно отчетливо различить громкую китайскую речь. Однако настоящий Чайна-таун находится в глубине жилой застройки, ближе к гостинице «Прибалтийская». Именно там располагается сразу несколько чуфален (основная версия происхождения этого слова от китайского словосочетания chī fàn, означающего «есть рис», во Владивостоке эти заведения называют «чифаньки»). Для тех, кто не знает, чуфальня — это заведение «для своих». Как правило, персонал здесь не говорит по-русски, да и большая часть публики также оказывается выходцами из КНР. До недавних пор такие заведения считались чуть ли не подпольными и секретными, однако постепенно они приобретают популярность и у наших сограждан, несмотря на языковой барьер, который возникает при попытке сделать заказ. Определить вход в чуфальню с улицы обычно можно по красным китайским фонарикам. Но стоит отметить, что эти заведения практически никогда не располагаются в людных и проходных местах. Находятся китайские забегаловки, как правило, в неприметных подвалах и глухих дворах-­колодцах. И в этом можно уловить привет из далекого прошлого. Как рассказывали старожилам еще их бабушки и дедушки, после Гражданской вой­ны вступившие в Красную армию китайцы решили не возвращаться к себе на родину, а обосновывались в крупных городах, зачастую селясь в подвалах. Иностранцы жили большими группами, а еще вели бизнес. Например, открывали прачечные и не только.

Заведение на улице Кораблестроителей, которое мы решили посетить, — не исключение. Кафе располагается в здании, отдаленно напоминающем построенный из подручных материалов торговый центр ­где-то в провинции. На самом деле это обычный неприметный магазин, возведенный во дворах панельных многоэтажек на западной окраине Васильевского острова.

И все же выжили

Несмотря на разгар буднего дня, в чуфальне практически аншлаг. Примерно на 20 находящихся внутри посетителей ­где-то три четверти — китайцы, и, стоит отметить, весьма делового вида. На момент нашего визита в заведении были заняты почти все столы, кроме одного — на нем прямо на глазах у гостей повар лепил нечто внешне похожее на пельмени. Вероятно, популярные у жителей Поднебесной цзяоцзы (в отличие от пельменей и вареников, их начиняют не только свининой, но и пекинской капустой или овощами).

Официант, хоть и с трудом, немного понимает по-русски. Заказываем рис с тофу и пытаемся разговорить сотрудника. По причине сильного акцента нашего собеседника цитату мы приводим не дословно, а скорее передаем суть сказанного.

«Да, сейчас из Китая вновь стали приезжать. Вы что, не видите? Посмотрите: в пандемию почти никого не было, а сейчас люди есть, их очень много. Наш бизнес оживает», — поделился сотрудник.

Примерно ту же информацию мы получили в других китайских заведениях, расположенных в округе. А полную посадку (так рестораторы называют аншлаг в точках общепита) с посетителями из КНР нам довелось наблюдать и в кафе, расположенном во дворе-­колодце у метро «Василеостровская».

Тем не менее посетители чуфален — это зачастую не туристы, которые приезжают в Петербург организованными группами. Как можно было ранее узнать из многочисленных публикаций в СМИ, в доковидные времена ушлые гиды водили гостей из Поднебесной в сувенирные лавки, где им продавали безделушки из янтаря и кормили в специальных кафе и ресторанах, куда, в отличие от тех же чуфален, людей с улицы не пускали. В том, что китайцы стали снова приезжать по работе или учебе, мы убедились своими глазами.

От китайского словосочетания «есть рис» появилось петербургское слово «чуфальня». Фото: «МК в Питере»

Встречают, но не считают

А что сейчас в городе с туристами из Поднебесной? Ведь первая организованная группа после ковида прибыла в Петербург еще в феврале этого года.

«Это знаковое событие, которого участники индустрии гостеприимства ждали достаточно долго. До пандемии в структуре международного въездного турпотока в наш город значительную часть составляли именно гости из Поднебесной. После перерыва Санкт-­Петербург готов вновь предложить им экскурсионные программы. При этом спектр туристских предложений Северной столицы существенно расширился — привычные классические маршруты дополнились современными достопримечательностями и точками притяжения новой культурной и туристской географии. Уверен, сегодня наших гостей из Китая заинтересуют такие масштабные площадки для познавательного отдыха, как, например, Кронштадт. Приезжая на более длительный срок, они могут совместить визит в Петербург с поездками по регионам, входящим в Серебряное ожерелье России. Не сомневаюсь, возобновленные путешествия послужат замечательным источником новых знаний и нового туристского опыта», — сообщал тогда председатель комитета по развитию туризма Санкт-­Петербурга Сергей Корнеев.

Тем не менее спустя почти полгода с момента первого постпандемийного визита гостей из Поднебесной в Петербург профильное ведомство Смольного еще не собрало статистику посещений китайскими путешествиями Северной столицы. Однако в комитете по развитию туризма все же отметили тот факт, что путешественники из КНР все чаще приезжают в наш город.

«Можем лишь сказать, что прилетать начали. Индивидуальные визы в Китае стали выдавать еще осенью 2022 года. Однако статистики у нас пока еще нет», — рассказали «МК в Питере» представители ведомства.

Вместо китайцев персы?

О пока еще небольшом количестве путешественников из Китая сообщили и в Лиге туроператоров. Основная причина — необходимость получения визы для организованных групп. В доковидные времена этого не требовалось. Впрочем, правила въезда могут смягчить уже в ближайшее время. Тем не менее на скорое восстановление турпотока из Китая организации, занимающиеся размещением, не рассчитывают.

«У нас сейчас стали стабильно прилетать туристы из Ирана на чартерных рейсах. А вот китайцев пока еще очень мало. Главная причина — это отсутствие безвиза и спонсирования поездок со стороны государства. Упростить въезд китайцам могут уже в конце июля. Это хотели сделать раньше, но по ­каким-то причинам все откладывалось. Сейчас сложно судить о том, когда и в какой мере восстановится туристический поток. За такие прогнозы я не берусь. Еще один фактор, который может негативно сказаться на статистике посещений, — туристы могут предпочесть Москву. Тут стоит сразу оговориться, что причина заключается не в потере интереса к нашему городу. Просто Москву с китайскими городами связывает гораздо больше рейсов и там куда больше вариантов в плане размещения. Что касается бизнеса, ориентированного на туристов из Китая, — сувенирных магазинов и ресторанов, то их, вероятно, практически не осталось. Когда началась пандемия, большинство предпринимателей решили полностью свернуться», — рассуждает председатель правления Лиги туроператоров Санкт-­Петербурга Елена Сергеева.

Подытоживая, можно сказать, что, хотя китайцы постепенно и возвращаются в Петербург, такие же толпы гостей из Поднебесной, какие разгуливали по нашим улицам в славные доковидные времена, мы увидим нескоро. В допандемийном 2019 году Петербург посетила 951 тысяча китайских туристов. Такой поток радовал и власти, и отельеров с рестораторами, ведь, как заявляют в Смольном, расходы гостей из крупных экономически развитых городов КНР выше среднего: они все чаще предпочитают останавливаться в отелях сегмента 4–5 звезд. В 2019 году, по данным Центробанка, совокупные траты граждан Китая в России достигли 1 млрд долларов.

Китайские заведения легко опознать по небесным фонарикам. Фото: «МК в Питере»

Между тем, по самым смелым оценкам наших коллег-­журналистов из других изданий, к концу декабря 2023‑го число гостей из Китая в лучшем случае достигнет 30% от показателя четырехлетней давности.

Не туристами едиными

Впрочем, у петербургского Чайна-тауна есть все шансы процветать и при снижении турпотока. Власти российских регионов активно посещают китайские города-­побратимы и просто крупные (а по сравнению с российскими — гигантские) промышленные мегаполисы в рамках бизнес-­миссий. Вовсю подписываются соглашения о создании как совместных предприятий, так и образовательных программ. Российские вузы хвалятся тем, что в них обучаются студенты из дружественных стран. Чем больше иностранных учащихся, тем, мол, престижнее вуз в глазах представителей других государств. Да и ковид студентам не так страшен, как бизнесменам: сиди в общаге или на съемной квартире да учись дистанционно, изредка забегая в чуфальни или посещая одежные мегамаркеты типа «Китай-город».

За Москвой, конечно, угнаться сложно, но все же и Петербургу есть чем похвастаться. По данным на конец января 2023 года, большая часть иностранных студентов, получающих высшее образование в Северной столице, — китайцы. Как сообщал член правительства Петербурга, председатель комитета по внешним связям Евгений Григорьев, в 2021–2022 учебном году в городе учились более 8,8 тысячи граждан Китая. А им всем нужно ­где-то есть, одеваться и, конечно, общаться между собой. Причем не только в рамках фестивалей, посвященных китайскому Новому году. Учитывая укрепление отношений между Россией и КНР во всех сферах, можно предполагать, что петербургский Чайна-таун будет постепенно разрастаться, а чуфальни, лифадяни (lǐfà diàn — парикмахерская) и щэнгдяни (shāngdiàn — магазин) ­выйдут-таки из подворотен и дворов-­колодцев на первые линии кварталов. Но будет ли от этого всем хао ба? Хорошо то бишь…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру