Анатолий Голованов: «Глиноземный завод в Ленобласти будет лучшим в мире»

Анатолий Голованов: «Глиноземный завод в Ленобласти будет лучшим в мире»
Операторская современного глиноземного завода в провинции Хэбэй в КНР, запущенного в работу в апреле 2023 года. Фото: пресс-служба РУСАЛ

В июне этого года на полях ПМЭФ-2023 РУСАЛ и правительство Ленобласти подписали соглашение о строительстве в регионе глиноземного завода. Проект предусматривает создание четырех технологических линий глиноземного производства и глубоководного порта в Усть-Луге, шламохранилища, энергетической инфраструктуры и других объектов. Первая очередь проекта мощностью 2,4 млн т должна быть готова в 2028 г., вторая такой же мощности – в 2032 г. Новость привлекла внимание местных жителей, которые опасаются за экологию своего региона. Мы поговорили с генеральным директором проектируемого завода Анатолием Головановым, чтобы выяснить детали.

Новость о строительстве глиноземного завода высокой мощности вызвала серьезный резонанс среди местных жителей. Расскажите, пожалуйста, подробнее об идее строительства подобного производства? Почему выбрана именно Ленобласть, и на какой стадии находится проект?

Очень важно понимать значимость этого проекта не только для Ленобласти, но и для всей страны. Новый завод – это не просто еще один промышленный объект на территории нашего региона, это проект стратегического значения. В нем остро нуждается не только металлургическая промышленность России, от него зависит и работа электроэнергетики страны. До 2022 года российская алюминиевая отрасль была обеспечена российским глиноземом на действующих заводах примерно на 35%. Остальное ввозилось из-за рубежа с собственных заводов РУСАЛа. Нам казалось, что мы надежно обеспечены сырьем. Но это оказалось не так. Недружественные государства нанесли многочисленные удары по российской экономике, в том числе и по нашим глиноземным активам за рубежом. В одночасье правительство Австралии запретило поставку в Россию глинозема. Украина сначала прекратила поставки с Николаевского завода, а затем и вовсе конфисковала завод. Ирландия сегодня поставляет нам только половину объема глинозема, производимого заводом Aughinish Alumina, и выражает желание прекратить их совсем из солидарности с позициями западных стран.

Последний глиноземный завод на территории бывшего СССР был построен в 1980 году как раз на Украине. С тех пор заводы не строились. Уже реализованные РУСАЛом программы расширения производства глинозема на Урале и планы по увеличению производства на Пикалевском глиноземном заводе не могут закрыть потребности российской алюминиевой промышленности в этом важнейшем сырьевом товаре. Строительство собственного нового глиноземного завода в России восстановит надежность работы алюминиевой промышленности страны.

Ленинградская область была выбрана не случайно – прежде всего из-за своего географического положения, наличия развитой газовой, железнодорожной и портовой инфраструктуры, наличия квалифицированных человеческих и других ресурсов. Ленобласть за последние десять лет осуществила множество больших и важных промышленных проектов, которые значительно укрепили экономику России. Губернатор и команда правительства области накопили огромный опыт реализации инвестиционных проектов стоимостью в сотни миллиардов рублей, успешно решая все вопросы соблюдения экологических стандартов и учитывая запросы жителей региона.

Что касается этапности проекта – на текущий момент мы далеки от начала строительства. Сейчас идет выбор земельных участков и их комплексная оценка. В целом все это длительный процесс, который требует тщательного отбора технологических решений, проведения изысканий, экономической оценки, разработки проектной документации, экологической экспертизы и т.д.

Строительство нового глиноземного завода в России направлено на реализацию распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2022 года № 4260-р «О Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года», где запланированы масштабные производственные инвестиционные проекты для достижения сырьевой независимости. Несмотря на поставленные руководством страны жесткие сроки, мы понимаем, что гонка в таких вопросах недопустима. В первую очередь необходимо позаботиться о безопасности и экологии. Мы стремимся к тому, чтобы новый глиноземный завод стал лучшим в мире, и мы безусловно выберем ту технологию, которая является самой передовой, в том числе в вопросах защиты окружающей среды.

Нитки сгущения и промывки на заводе в провинции Хэбэй. Фото: пресс-служба РУСАЛ

Люди спрашивают, а зачем так много глинозема? В планах заявлено почти 5 млн тонн…

Для производства одной тонны алюминия требуются две тонны глинозема. В России сейчас производится всего около 3 млн тонн этого сырья. Кроме того, растущее потребление алюминия в нашей стране и в дружественных нам государствах, создает, соответственно, и дополнительную потребность в глиноземе. Сегодня РУСАЛ производит 4 млн тонн алюминия, одновременно с этим строятся и новые алюминиевые заводы. Тем временем, согласно той же стратегии и экспертным оценкам, к 2030 году выпуск алюминия в России должен быть увеличен примерно на 21% от текущих мощностей. Так что мощности нового завода точно будут востребованы.

Вы работаете на промышленном производстве более 30 лет, из них бо́льшую часть на Бокситогорском глиноземном заводе. Вы можете как практик, на основе своего опыта, озвучить главные экологические вызовы крупного глиноземного производства? В чем заключается влияние на экологию, а в чем – мифы о вреде?

Опасения жителей и экологов понятны, но они связаны с историческим опытом использования технологий, характерных для своего времени. Не стоит забывать, что ключевые отечественные глиноземные заводы были построены в период с 1932 по 1945 годы. Ачинский глиноземный комбинат запущен в 1970 году. При этом в качестве сырья он на протяжении всей своей истории использовал и использует нефелиновые руды, причиной чему – крайне низкие запасы месторождений качественных бокситов в России. С тех пор технологии производства глинозема ушли далеко вперед и способны свести влияние на окружающую среду к минимуму.

Как правило, люди опасаются пыления, неконтролируемых сбросов вредных веществ в воды залива, а также близости хранилищ так называемого «красного шлама». Однако технологии, которые использовались 30 лет назад, кардинально отличаются от современных. Их даже трудно сравнить. Например, раньше шлам хранился в гидротехнических сооружениях с большим количеством жидкости. Начиная с 2010 года при строительстве новых производств используют «сухой» или «суперсухой» способ хранения. При этом способе шлам отжимают в прессе, удаляя жидкость. Промышленная вода используется в режиме замкнутого цикла и не выходит в природу. Сухой красный шлам складируется в шламовое поле, изолированное от природных грунтов с обязательным использованием современных изолирующих материалов, не допускающих контакта с почвами.

Снаружи хранилище оборудуют системой дренажа для предотвращения попадания внутрь дождевой воды, а также спринклерными системами орошения для поддержания минимальной влажности поверхности этого прессованного материала и исключения пыления.

За последние 15 лет в мире построено около 50 крупных глиноземных заводов с применением таких технологий. Они были построены в Индии, Китае, Индонезии, Вьетнаме, Саудовской Аравии, ОАЭ и ряде других стран. Даже экологи отмечают, что из-за отсутствия серьезных происшествий в сводках новостей о подобных производствах пишут редко.

Одни из самых передовых технологий строительства глиноземных производств на сегодня сосредоточены в Китае. Более 10 млн тонн новых производственных мощностей по глинозему были введены в строй в КНР только за 2022 год, а общий объем производства по последним оценкам превысил 76 млн тонн. Это больше половины от всего мирового производства. Поэтому один из вариантов, что мы сейчас рассматриваем, это привлечь к проекту их опыт и готовые наработки. Почему все это для нас важно? Три четверти поставок нашей продукции приходятся на мировые рынки, и с каждым годом требования к безопасности и экологичности производств со стороны международных покупателей алюминия все выше. Причем, по всей цепочке поставок. С учетом того, что мы планируем запустить проект ближе к 30-ым годам, уже сегодня мы закладываем в него самые передовые решения, чтобы к моменту запуска быть конкурентоспособными на мировых рынках. Несомненно, что такой подход и в интересах жителей региона, где планируется новый завод – мы учитываем не только российские экологические стандарты, но и мировые.

РУСАЛ располагает самым большим в мире месторождением высококачественных бокситов в Гвинее. Свойства этих бокситов позволяют перерабатывать их методом Байера, минимизируя образование отходов, в отличие от Ачинского глиноземного завода, который работает на нефелине. Так, по сравнению с переработкой нефелинов удельная масса отходов ниже в 6 раз, а по сравнению с методом спекания, который используют для бокситов с высоким содержанием кремния, отходов меньше в 2-2,5 раза. То есть у нас будут не только современные безопасные технологии хранения, но и самих отходов будет в разы меньше.

Цех фильтрации на заводе в провинции Хэбэй. Фото: пресс-служба РУСАЛ

Тем не менее местные жители переживают, что из "зеленой зоны" с прекрасной экологией Сосновый Бор рискует перейти в категорию "промышленных городов". Есть основания для таких опасений?

Пониманию тревогу людей. Практически всю свою жизнь я живу и работаю в Ленобласти, для меня это родной дом, родная земля. Поэтому вопросы безопасности и развития нашего региона важны и для меня. Здесь же живет моя семья.

Подчеркиваю, завод будет построен по лучшим мировым образцам. Мы планируем заложить самые современные технологии производства и защиты окружающей среды, чтобы на десятилетия вперед обеспечить безопасную работу этого завода. Это и «сухой» способ хранения шлама, и все доступные методы «замкнутого производства», в том числе замкнутый водооборот, и непрерывный мониторинг рабочих параметров производства при помощи цифровых инструментов, и системы видеоконтроля и многое другое.

Во главе угла также стоит важнейшая задача вторичной переработки красного шлама, поскольку это не просто отходы, но и ценное железорудное сырье. Над решением этой задачи работают все мировые производители глинозема. У наших китайских друзей есть обнадеживающие промышленные технологии, на которые мы постараемся опереться.

Будущий глиноземный завод в Ленобласти далеко не первый масштабный производственный проект компании. За 22 года своей истории РУСАЛ накопил серьезный опыт строительства крупных индустриальных производств, среди которых Хакасский алюминиевый завод, Тайшетский алюминиевый завод, совместно с компанией РусГидро запущено Богучанское энергометаллургическое объединение (БЭМО), состоящее из Богучанской ГЭС и Богучанского алюминиевого завода. Сейчас компания строит Тайшетскую анодную фабрику.

Как было сказано еще на подписании соглашения с областью, появление производства такого масштаба и значения потребует опережающего развития комфортной и современной городской среды. РУСАЛ в городах присутствия своих предприятий – Саяногорске, Шелехове, Тайшете, Братске, Красноярске и многих других – уже задает новые стандарты ответственности: инвестирует в транспортную инфраструктуру, строит больницы и поликлиники, спортивные центры, парки и общественные пространства. Так, например, компания ответила на пандемию COVID-19, в кратчайшие сроки построив семь региональных Центров помощи и спасения, где было спасено множество жизней людей. Сейчас реализуется программа строительства центров спортивных единоборств, три из них уже построены и работают, обеспечивая досуг и здоровье молодежи в городах присутствия РУСАЛа. Продолжается программа строительства современных жилых массивов для работников наших предприятий, качество этого жилья не уступает стандартам Санкт-Петербурга. Да, проект завода еще предстоит разработать и согласовать, но можно ожидать, что в дополнение к промышленной площадке появится и социальная инфраструктура для комфортной жизни.

Кто будет контролировать строительство и проверять соответствие всем необходимым технологическим и экологическим требованиям? Планируете ли встречаться с жителями Соснового бора?

Сегодня, как я сказал, мы в самом начале пути. Подписано первое рамочное соглашение и согласованы базовые параметры проекта. Впереди его детальная проработка и все необходимые шаги для начала работ.

Безусловно, как со стороны государства, так и общества – то есть реальных жителей близлежащих поселений - на всех этапах реализации проекта будет контроль выполнения всех норм и обязательств. Есть целый комплекс мер, предусмотренных законодательством РФ, включая государственные экспертизы – экологическую и «Главгосэкспертизу», экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации, процедуру приема промышленного объекта в эксплуатацию, согласование природоохранной документации, получение комплексного экологического разрешения, проведение надзорно-контрольных мероприятий со стороны Росприроднадзора, Ростехнадзора и Роспотребнадзора, а также общественные слушания. Общественный контроль – очень важный этап, без которого строительство объекта подобного масштаба просто невозможно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру