Сейчас в Петербурге проживает более 900 тысяч детей и подростков. «Они нуждаются в нашей защите — государства и властей», — отметил губернатор Александр Беглов. За неделю до этого президент России Владимир Путин утвердил Стратегию комплексной безопасности РФ до 2030 года, в которой содержатся основные направления политики по защите прав и безопасности детей. В апреле в Минпросвещения предложили установить норматив по числу психологов на обучающихся: в детских садах должен работать один педагог-психолог на 200 воспитанников, в школах — один на 300 учеников, в колледжах — один на 500 студентов, в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья — один на 30 человек.
По словам психолога онлайн-платформы «Грань.рф» Юлии Кузнецовой, школьный психолог выполняет массу задач, среди которых диагностика адаптации учащихся и коррекция их отношений в коллективе, а также с учителями, сопровождение детей с особыми потребностями во время учебного процесса, обеспечение возможности обратиться за помощью и другие.
Такой специалист очень важен, ведь, по словам психолога Элины Педкау, родители не всегда знают, как поддержать ребенка, и начинают давать советы, исходя из собственного опыта, не вполне подходящего для разрешения школьных ситуаций.
«Психолог в школе помогает ученикам развивать свои социальные и эмоциональные навыки, — говорит эксперт. — Кроме того, он может проводить консультации с родителями и учителями для улучшения взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса».
«Если ребенок не будет знать, как общаться со сверстниками и учителями, ни о какой хорошей успеваемости не может идти и речи, даже если у ребенка хорошо развиты память, внимание и мышление», — добавляет медицинский психолог и судебный эксперт-психолог Олег Долгицкий.
Однако, чтобы качественно выполнять свои функции, специалист должен отвечать ряду требований, в числе которых опыт работы с детьми и взрослыми, возможно, даже наличие собственных детей, а также таких личных качеств, как умение выстраивать эффективную коммуникацию и находить подход не только к школьникам, но и к родителям, отмечает психолог Айгуль Гранд.
А помощь детям действительно бывает нужна, особенно если они подвергаются жестокости со стороны взрослых, в том числе наставников. На прошлой неделе петербургская прокуратура занялась проверкой коррекционной школы Василеостровского района, где педагоги якобы издевались над учениками с инвалидностью и оскорбляли их.
«Прокуратура Василеостровского района проводит проверку по информации о применении ненадлежащих методов воспитания в отношении несовершеннолетних учащихся одного из коррекционных образовательных учреждений района», — следует из релиза правоохранительного ведомства.
Отмечается, что поводом для организации проверки послужило коллективное обращение законных представителей несовершеннолетних в районную прокуратуру. Как следует из заявления, а также аудиозаписей, ознакомиться с которыми предлагали некоторые СМИ (например, портал 78.ru), учителя позволяли себе выставлять в негативном свете особенности учеников, называя их «раздолбай», «позорник», «криворукий» и так далее, пугать детей палкой, использовать матерные выражения.
«Педагоги, в отношении которых идет проверка, отстранены от образовательного процесса. По результатам виновные будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством, вплоть до увольнения», — прокомментировали журналистам ситуацию в пресс-службе администрации Василеостровского района.