Жулик, не шоплифть: в Петербурге поднялась волна обсуждения магазинных краж

В прошлом месяце в социальных сетях разгорелись споры о «шоплифтинге» (от англ. shoplifter — «магазинный вор»). Всемирная паутина сообщает, что это субкультура, зародившаяся в 1940‑е годы в США, когда там ­только-­только появились магазины самообслуживания. 

Жулик, не шоплифть: в Петербурге поднялась волна обсуждения магазинных краж
Большинство посетителей магазинов — добропорядочные. Фото: pexels

Со временем приверженцы движения отошли от прямого воровства: пользователи соцсетей делятся историями о том, как «обхитрили» магазины. Журналист «МК в Питере» поговорил с петербургскими шоплифтерами и узнал, почему они, чувствуя стыд после совершения кражи и зная об уголовной ответственности за свои преступные деяния, продолжают их совершать.

Страдают не капиталисты

Скандал вокруг шоплифтинга разгорелся после поста одной петербургской активистки в «Твиттере» (соцсеть запрещена на территории России). Девушка написала, что в одном магазине пробила вареники с сулугуни как дешевые пельмени, а в другом «зашоплифтила» сырок.

История на этом могла бы закончиться и попросту затихнуть. Но пользователи соцсети на сообщение о краже отреагировали бурно. Одни рассказывают, как сами занимались шоплифтингом. Другие, напротив, начали травлю девушки (вплоть до пожеланий смерти и угроз расправой).

«Шоплифтинг — это акт кражи товаров из магазина. Эта практика представляет собой своего рода социальное движение, которое опирается на идеи несправедливости текущего социально-­экономического порядка. Но для добропорядочного, законопослушного гражданина шоплифтерство, безусловно, не протест, а преступление», — рассказывает кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менедж­мент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ Тимофей Башлыков.

Фактически от шоплифтинга страдают не капиталисты, а наемные работники. За кражи, как правило, расплачиваются сотрудники магазина, так как сумму похищенного могут вычесть из их премии. Хотя, как рассказывает директор по PR сети FixPrice Екатерина Гончарова, у каждого магазина есть заложенный процент на потери, в том числе от мелких краж.

Повторимся, как бы ни оправдывали себя шоплифтеры, по сути, они совершают уголовно наказуемое деяние — кражу. В лучшем случае административно наказуемое — мелкое хищение (все зависит от суммы ущерба). К счастью для магазинов и общества, большинство жителей страны — люди ответственные и соблюдающие законы.

«С прошлого года во всех новых магазинах мы устанавливаем кассы самообслуживания. Как показывает наша статистика, процент краж от этого не вырастает — большинство покупателей все же не воспринимают отсутствие традиционной кассы как повод избежать ответственности за неуплату товара», — сообщила Екатерина Гончарова.

Как добавил Тимофей Башлыков, торговые сети предпринимают ряд мер для борьбы с шоплифтингом. В частности, устанавливают видеокамеры наблюдения внутри магазина для контроля за посетителями, обучают персонал техникам распознавания подозрительного поведения, используют специальные датчики и метки на товарах, а также привлекают охранные фирмы и полицейских для защиты.

«Было очень стыдно»

На волне обсуждений магазинных краж в мессенджере «Телеграм» активизировались десятки каналов про шоплифтинг. В самом крупном из них число подписчиков достигло 6 тысяч. Подписчики рассказывают, что именно украли (не факт, что не врут). Нередки и посты о поимке того или иного воришки. А совсем недавно один из подписчиков, дабы образумить других, сообщил, что отправился отбывать наказание за кражу.

Шоплифтинг — это банальная кража. Фото: pexels

Петербурженка Дарья (имя изменено. — Прим. ред.) занималась шоп­лифтингом несколько лет назад. Говорит, что в период безденежья попала под влияние близкой подруги. Однажды, рассказывает петербурженка, ее поймали с неоплаченным шоколадным батончиком. Охранник магазина предлагал вызвать полицию, а управляющая обозвала ее нецензурным словом и сказала, что таких, как она, «нужно убивать».

«На кражах меня ловили три раза. Даже вызывали полицию, когда я украла ожерелье из магазина массмаркет. Мама потом забирала меня из отдела, она была в шоке. Это были единственные моменты в жизни, когда мне было чрезвычайно стыдно, — рассказывает Дарья. — Когда я начала более-­менее нормально зарабатывать, перестала заниматься шоплифтингом. Сейчас понимаю, что финансовые проблемы можно было решить другим способом. Шоплифтинг я больше не поддерживаю. Мне кажется, если ты так борешься против системы — не ходи в магазины вообще, лучше стань фриганом (они берут продукты и вещи на мусорках. — Прим. ред.)».

Петербуржец Андрей (имя изменено. — Прим. ред.) впервые украл, еще будучи школьником. На спор. Потом — по окончании вуза. Причина, по его словам, до банального проста — не было денег. В период безработицы Андрей познакомился с ребятами, промышлявшими шоплифтингом. Рассказывает, что обычно он стоял «на шухере», а остальные воровали алкоголь из сетевых магазинов шаговой доступности. Украденное продавали.

«Мне всегда было стыдно после кражи. Спер ты еду, а она в горло не лезет», — признается Андрей.

Акт самоутверждения?

Кстати, это сейчас в России начали использовать английское словечко «шоплифтинг». Ранее это называли просто и понятно, отражая суть, — магазинная кража. А их регистрировали и 20 лет назад, рассказывает петербуржец Николай (имя изменено. — Прим. ред.).

«В начале 2000‑х я учился в педагогическом институте. Тогда у студентов было модным воровать в секонд-­хендах, а девочки крали колготки на рынках. Причем люди, которые этим занимались, ходили в украденных вещах в институт и хвастались. Мне кажется, если в середине 1990‑х нуждались практически все и во всем, то в начале 2000‑х ситуация была достаточно стабильная. Колготки или футболки можно было приобрести недорого. Но у студентов фишка была именно в том, чтобы вещь своровать. Мне кажется, это был такой процесс самоутверждения, но почему они этим занимались, я до сих пор не понимаю», — делится мужчина.

Шоплифтер, друг мой, стой

В общем, шоплифтинг был и остается преступлением. И с ним борются. Магазины с каждым годом улучшают систему безопасности, а охранники даже создают общие чаты, куда скидывают фотографии правонарушителей, чтобы предупредить коллег. Наблюдательность помогает если не предупредить кражу, то вовремя, на выходе, остановить вора.

Как рассказывает бывший охранник одного из крупных косметических магазинов Давид (имя изменено. — Прим. ред.), однажды он обнаружил в зале пустую коробку от косметики. Вместе с коллегами просмотрел записи с камер видеонаблюдения и установил воришку — им оказалась девушка лет 25. Мужчина запомнил, как выглядела подозреваемая, а спустя два месяца вновь увидел ее в магазине.

«Я ее сразу узнал. Тут же передал по рации коллегам, что в магазине вор. Мы, не приближаясь, ждали, пока она ­что-нибудь возьмет. Следили по камерам. Подошли, когда она была уже у выхода, и попросили показать содержимое сумочки и карманов. Она вся покраснела: поняла, что попалась. Нашли у нее дорогие товары — тысяч на 10. В итоге девушка заплатила за ранее украденное, а найденное при ней мы вернули на полки», — вспоминает Давид.

Мужчина рассказывает, что в магазине, где он работал, была мощная система безопасности. У охранников был свой кабинет. В нем на стенах до сих пор висят фотографии шоплифтеров. Например, есть группа, которая специализируется на воровстве дорогих брендированных ароматов. Они обкрадывают магазин сразу на 100–150 тысяч руб­лей и повторно в него больше не возвращаются. На этой позорной доске есть и фотография пойманной Давидом девушки. Каждый день охранники смотрят на снимки воров, чтобы быстро идентифицировать их в толпе.

Улыбайтесь, вас распознает камера

Помимо охранников, бороться с подобными воришками помогают и современные программы. В частности, разработанная компанией BIT система «Стоп шоплифтер», в основе которой технология распознавания лиц от компании NtechLab. Работает она по такой схеме: если покупатель не оплатил товар, при следующем посещении любого магазина, где установлена система, камеры его распознают, и программа отправит оповещение охране. «Стоп шоплифтер» используют почти в 450 городах России, включая Санкт-­Петербург.

Директор по связям с общественностью NtechLab Александр Томас озву­чил «МК в Питере» статистику по магазинным кражам в Северной столице. Так, в 2020 году система фиксировала на один маркет в среднем 66 краж, в 2021 году — 50, а в 2022‑м — 54. Речь идет только о случаях, зафиксированных системой. Большинство преступлений удалось предотвратить.

«Технология распознавания лиц позволяет связать друг с другом инциденты, когда кражи пытаются совершить организованные группы шоплифтеров. Они посещают в день до 15 торговых точек и перемещаются между городами», — отметил Томас.

Что касается самих магазинных краж, то в Петербурге их чаще совершают мужчины — в 73% случаев. Обычно воры проносят мимо кассы сыры (15,4%), шоколад и кондитерские изделия (13,2%), а также кофе и чай (11,6%). Явно не предметы первой необходимости. В компании также отметили, что в последнее время участились попытки кражи алкоголя. Средняя сумма ущерба составляет 1300 руб­лей. А каждое четвертое преступление совершается группой, что является отягчающим обстоятельством при назначении наказания.

Представители сетей и разработчики охранных систем предостерегают потенциальных воров: вам может показаться, что кража осталась незамеченной, но сотрудники магазина всегда обнаружат пропажу товара. А записи с разных камер в большинстве случаев позволят установить подозреваемого. Кражи — занятие наказуемое. И это совершенно точно не то «хобби», о котором вы сможете с гордостью рассказывать своим детям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру