Заколдованное кольцо: петербуржец продает антикварный перстень, чтобы стать миллиардером и восстанавливать Донбасс

Житель Северной столицы уже 20 лет безуспешно пытается найти покупателя на кольцо, созданное около 450 лет назад итальянским мастером Бенвенуто Челлини. Предыдущие старания обернулись провалом и чуть не дали начало мрачной детективной истории. Хотя намерения у мужчины были благородными — часть денег отдать на благоустройство Санкт-­Петербурга. 

Заколдованное кольцо: петербуржец продает антикварный перстень, чтобы стать миллиардером и восстанавливать Донбасс
Петербуржец ищет разные варианты продать кольцо. Фото предоставлено героем публикации

Сейчас же хозяин реликвии, доставшейся ему в наследство от бабушки, вновь пытается продать семейную ценность, только теперь полученные средства он намерен пожертвовать на восстановление Донбасса.

Благая цель, по мнению петербуржца, должна заинтересовать потенциальных покупателей. Правда, знаменитый перстень Челлини может оказаться не по карману даже многим олигархам или крупным государственным музеям, ведь владелец кольца не собирается расставаться с семейной реликвией меньше чем за 300 млн долларов, а в идеале хочет выручить за кольцо полмиллиарда. Чтобы вы поняли, насколько баснословны желаемые суммы, поясняем: речь идет о цифрах, сопоставимых с годовым бюджетом провинциального областного центра или оборотом крупной российской компании. Усложняет продажу и то, что особо ценный предмет запретили вывозить и продавать за границу, из-за чего круг потенциальных покупателей заметно сузился. Корреспондент «МК в Питере» поговорил с человеком, который представился владельцем перстня Челлини, и выслушал его историю.

Так выглядит рубин весом 7,5 карата. Фото предоставлено героем публикации

Пенсионер-­миллиардер

С Анатолием К. (петербуржец попросил не раскрывать его фамилию) мы встретились после майских праздников. До этого общение проходило по телефону. Однако во время созвона Анатолий неожиданно закончил разговор, заявив, что дальше планирует общаться с глазу на глаз. Я поддержал эту идею, так как, прежде чем браться за написание статьи, нужно было удостовериться в том, что я все же общаюсь с хозяином кольца.

Наша встреча с владельцем перстня состоялась у станции метро «Международная». Анатолий оказался скромно, но со вкусом одетым пожилым мужчиной интеллигентной наружности. В общем, с виду самый обычный петербургский пенсионер, и в нем уж точно не угадаешь руб­левого миллиардера, которым он, по сути, является, если допустить, что перстень действительно стоит 500 млн долларов.

После рукопожатия я предложил Анатолию продолжить нашу беседу в одном из ближайших кафе. Право выбора заведения в районе, где я бываю разве что изредка по делам, было решено оставить за собеседником. Анатолий пригласил пообщаться за столиком на фуд-корте торгового центра. Место, говоря без всякой иронии, оказалось подходящим для беседы о дорогостоящем предмете искусства, ведь увлеченные поеданием бургеров между шопингом и походом в кино посетители ТЦ вряд ли будут обращать внимание на других и подслушивать чужие разговоры.

Пригласив меня за свободный столик, Анатолий достал из портфеля толстенную папку документов, подтверждающих подлинность предмета искусства и личность владельца. На том, чтобы собеседник захватил на встречу саму реликвию, я не настаивал, уточнив, что хватит и документов, ведь такое сокровище лучше хранить в безопасном месте, а не таскать с собой по улицам. Конечно, увидеть перстень своими глазами было бы интереснее, чем изучать кипу документов. Но, с другой стороны, я прекрасно осознавал гипотетическую опасность для владельца, ведь в телефонном разговоре Анатолий уверял, что злоумышленники уже ­как-то пытались завладеть перстнем. Также мне стоило учесть, что в случае теоретического ЧП, которое бы могло привести к утрате кольца, я бы оказался чуть ли не главным подозреваемым.

«Ты только береги перстень, это очень ценная вещь, говорила моя бабушка-­армянка. А мать называла его цыганским кольцом, однако признавала, что перстень — ценнейшая реликвия нашей семьи, хотя антиквариата ­когда-то у нас было много. В 1989 году, когда умер мой отец, мне потребовалось срочно купить машину и найти на это деньги. Я тогда продал два пуда серебра. Такого и в Эрмитаже было не много, вещи довольно ценные. Но я продал серебро со скидкой, так как деньги требовались срочно», — начал свой рассказ Анатолий.

Подкрепляя свои слова фотографиями и вырезками из исторических статей, владелец перстня сообщил, что предмет искусства, о котором идет речь, скорее всего, изготовлен в начале второй половины XVI века известным итальянским скульптором и ювелиром Бенвенуто Челлини. Предназначалось кольцо для польского дворянина и государственного деятеля Яна Замойского — сподвиж­ника знаменитого литовского и польского короля Стефана Батория.

Собрать историю по крупицам

Анатолий показывает разные фотографии перстня, распечатанные на бумаге. Благодаря этому у меня была возможность рассмотреть кольцо с разных сторон и сделать копии этих кадров. Выполнен перстень из золота, хотя часть элементов сделаны из серебра. Главная ценность перстня — рубин, едва заметно отливающий фиолетовым. О металлах и камне, которые мастер использовал для создания изделия, хотя и сухо, также говорится в экспертных заключениях.

«Перстень золотой, 750‑й пробы, с серебряной накладкой 875‑й пробы, со вставкой с рубином с инталией. Зап. Европа. К вывозу с территории РФ не подлежит», — вот и все.

В некоторых же бумагах можно найти острожные формулировки о том, что нет прямых причин сомневаться в древности и ценности, которую представляет этот предмет.

Однако узнать историю перст­ня можно по косвенным историческим данным и внешнему виду самой реликвии. В первую очередь, по выгравированному на камне гербу Замойских (три копья с изображенным над ними козлом).

«Еще одно доказательство — увековеченный на стенах университета Падуи герб польского дворянского рода. Подобным изображением геральдических символов в те годы поощряли лучших студентов. Это значит, что Замойский действительно там учился. Что мне известно еще, так это то, что род оборвался на внуке Замойского, которого тоже звали Яном. Я не знаю, как именно перстень в итоге оказался у моих предков. Мне лишь известно, что они были армянами, проживавшими в Польше, в тех же краях, что и Замойские. Еще могу добавить, что наша семейная реликвия ценна не только своей историей, но и тем, как именно было нанесено изображение на рубин. В те времена подобную гравировку можно было сделать только с помощью алмазных инструментов, а сам процесс был настолько кропотлив, что мог занять больше года», — объясняет Анатолий.

Как, впрочем, признался сам владелец кольца, не все эксперты были согласны с оценкой перстня в сотни миллионов долларов. Так, один специалист назвал Анатолию куда более скромную сумму. Всего лишь 100 тысяч долларов. Однако, если кольцо вдруг удастся продать за полмиллиарда, оно станет самым дорогим предметом искусства, оставив на втором месте картину Лео­нардо да Винчи «Спаситель мира», которая, как писал Forbes, стоит 450 млн долларов.

Здесь, пожалуй, стоит сделать отступ­ление и отметить, что история перстня Челлини — это отнюдь не сенсация. Статьи об этой реликвии, ее возможной стоимости, а также мини-интервью с владельцем регулярно выходили в газетах и журналах с начала нулевых вплоть до середины прошлого десятилетия. Многие публикации, в том числе и статью, опубликованную в «МК в Питере» в 2012 году, можно запросто отыскать в сети по запросу «перстень Челлини». В различных интервью владелец перстня фигурирует под разными именами. По словам Анатолия, это было сделано ради безопасности и анонимности. Нам же герой материала в этот раз разрешил указать свое настоящее имя и первую букву фамилии, а также подтвердил свою личность копией документов, взяв с нас обещание о том, что его личные данные не утекут за пределы редакции.

Короткое древо Замойских. Фото предоставлено героем публикации

Несмотря на все доводы собеседника, я все равно задавался вопросом: может ли эта история оказаться просто умелой мистификацией? В том, что семья Анатолия имеет отношение к перстню, сомневаться не приходится. Однако не факт, что герой статьи рассказал обо всех обстоятельствах и не утаил от меня секрет, который позволил бы взглянуть на эту историю под другим углом. К тому же до конца не понятно, что именно делает перстень самым дорогим предметом искусства в мире, ведь экспертную оценку стоимости в бумагах я не нашел. Хотя, может, просто плохо искал. Как бы там ни было, стоимость перстня в любом случае кажется довольно высокой. Впрочем, даже если петербуржец и завысил цену своей семейной реликвии, то упрекнуть его в этом нельзя, ведь деньги пойдут на благие цели. Важна каждая копейка.

Кольцо всевластия?

Продолжая свой рассказ, Анатолий вспоминает, что около 10 лет назад, на найдя покупателя среди олигархов, он решил продать кольцо государству, обратившись сначала в Эрмитаж, затем в другие музеи, а потом к президенту страны. Как вспоминает владелец, найти общий язык с музейными работниками не получилось. Но на него вышло несколько людей с предложением приобрести реликвию. Один из потенциальных покупателей, по словам Анатолия, сообщил, что нужно посмотреть на кольцо вживую, так как документы — результаты экспертизы — утеряны. Адвокат нашего собеседника тогда предложил своему клиенту заказать копию перстня. Подозревал, что покупатель может оказаться мошенником и на Анатолия может быть совершено покушение с целью ограбления. Владелец кольца в итоге решил не рисковать и отказался от намечавшейся сделки.

Фото предоставлено героем публикации

Назло полякам

Примерно после этих событий владелец перстня Челлини то ли поставил на пау­зу свои попытки по продаже реликвии, то ли на протяжении десяти лет занимался этим не публично. Однако сейчас хозяин реликвии вновь заявил о поиске покупателя. Анатолий настроен позитивно. Петербуржец не сомневается, что, несмотря на кризис, в этот раз желающие купить перстень обязательно с ним свяжутся, ведь деньги от продажи пойдут на восстановление Донбасса и поддержку военнослужащих. Даже если не откликнется ни один из олигархов, свою позицию в этом случае может пересмотреть государство, которое передаст кольцо в музей, да еще и поддержит сограждан.

«На восстановление Донбасса я планирую отдать половину суммы. Еще я хочу поддержать наших военнослужащих, в том числе и добровольцев, закупить для них предметы первой необходимости, нужные на фронте. Оставшуюся часть денег можно вложить в открытие благотворительного фонда или запустить на них социально ориентированный бизнес, часть дохода от которого также будет идти на поддержку нуждающихся, или же сам бизнес будет помогать определенным категориям людей», — подытоживает Анатолий.

В самом конце беседы владелец перст­ня Челлини подчеркнул, что продажа кольца, которым владели польские дворяне, будет иметь символическое значение на фоне ухудшившихся отношений с Польшей и открытого политического противостояния с этой страной.

«Стефан Баторий, соратником которого был Замойский, ходил на нас вой­ной. Если бы деньги с продажи кольца пошли на поддержу наших военных или восстановление Донбасса, это было бы очень досадно для поляков», — заключил Анатолий К.

Сомнения не напрасны

На деле не все так просто, как кажется. Как говорилось выше, заключения экспертов составлены максимально осторожно, без каких бы то ни было утверждений, касающихся подлинности. Однако же эту историю можно было бы закончить на позитивной ноте, если бы нам не удалось получить анонимный комментарий сотрудника Эрмитажа, знакомого с историей перстня Челлини. У специа­листа есть основания полагать, что кольцо может оказаться искусной копией, сделанной на пару сотен лет позже оригинала. Но даже если сомнения не подтвердятся, названная владельцем кольца цена 500 млн долларов может оказаться завышенной.

Искусствовед отмечает, до наших дней официально дошла лишь одна оригинальная ювелирная работа Челлини. Зато сохранилось множество копий, датированных XVIII веком и более поздними периодами. Эти предметы также можно назвать старинными, только вот на их продаже вряд ли получится серьезно разбогатеть. При этом, даже если Анатолий все же оказался счастливым владельцем оригинального перстня, то цена 300–500 млн долларов вряд ли показалась бы знатокам обоснованной. Специа­лист объясняет, что предметы искусства набирают цену за счет аукционов, в которых они периодически участвуют. Также определить стоимость помогает сравнение с произведениями того же автора или работами, схожими по другим критериям.

«Обычно при оценке опираются на существующие оценки последних аукционов. Christie’s, Sotheby’s, Mutual art, Invaluable — можно для начала смотреть там (надо обращать внимание, указана ли последняя цена или первоначальная оценка, которая в результате торгов может сильно вырасти). Но именно с Челлини сложно: есть куча копий, и все они стоят дешево. Между тем Челлини — один из самых знаменитых художников Возрождения, а его ювелирки, в ­общем-то, не осталось: есть знаменитая «солонка», или «сальера», которая хранится в Вене. Когда она была украдена из музея, ее стоимость оценили в «не менее чем 50 млн евро». Подлинная ювелирная работа Челлини стоила бы действительно баснословных денег, хотя точно сказать про адекватность 300–500 млн долларов я не могу. Ответить на вопрос, располагает ли владелец подлинником, тоже затрудняюсь — это вне моей компетенции. Удастся ли найти покупателя в России — остается только гадать, но богатые ценители искусства в нашей стране есть. Можно ли было продать перстень Эрмитажу или другому музею? Тут я сильно сомневаюсь, так как практика пополнять фонды за счет собственного бюджета у выставочных площадок практически отсутствует. Новые предметы, стоящие больших денег, в коллекцию попадают, как правило, благодаря спонсорам», — объясняет специалист.

Самая известная ювелирная работа Челлини — солонка. Фото предоставлено героем публикации

Тем не менее имеются также и аргументы в защиту подлинности перстня. Стоит просто задаться вопросом: а была ли необходимость штамповать вещь, украшенную гербом прервавшегося дворянского рода и сделанную под конкретного заказчика? Теоретически возможно. Но это лишь рассуждения. Главным доводом в защиту подлинности может быть весьма редкий рубин, украшающий перстень. Найти похожий очень дорогостоящий камень для копии было бы крайне затруднительно и нецелесообразно. Плюс стоит вспомнить и технологию гравировки, которая имела место именно во времена позднего Ренессанса. Но, как бы там ни было, официально до наших дней дошло только одно ювелирное украшение Челлини, а значит, подлинность перстня, которым владеет петербуржец, пока не доказана и не задокументирована.

В общем, чтобы увеличить свои шансы на успешную сделку, Анатолию как минимум предстоит доказать подлинность семейной реликвии и установить ее стоимость, обратившись к специалистам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру