Как же так вышло?
Мне, как автору этой статьи, пожалуй, стоит поделиться своими личными воспоминаниями по поводу этого места. Думская не сразу стала пристанищем выпивох и хулиганов. Все происходило постепенно. Говорят, лет 20 назад туда можно было без зазрения совести направиться, чтобы сходить в караоке или пропустить бокальчик-другой пенного. Да и в начале 2010‑х в барах можно было найти вполне приличную компанию. Помню, как в одном из заведений мы с друзьями познакомились с небольшой группой японских туристов, и, хотя те не знали русского и плохо владели английским, нам удалось отлично пообщаться. А еще в студенческие годы я подрабатывал администратором в небольшом отеле рядом с Невским проспектом, и многие постояльцы, едва успев заселиться, первым делом спрашивали: «А как пройти на Думскую?» А потом едва приползали в свои номера. Однако каких-то диких историй, случавшихся в середине прошлого десятилетия, я не припомню.
По личным наблюдениям, публика, отличающаяся асоциальным поведением, стала захаживать на Думскую в 2016–2017 годах. Именно тогда на дверях одного из баров появилось поздравление «Здравствуй, ж***, Новый год», и я от греха подальше стал обходить это место стороной. Тем более что отдыхать там попросту стало уже немодно. Где-то году в 2018—2019‑м Думская окончательно получила негласный статус главной точки притяжения людей, попирающих нормы поведения в обществе. Чтобы сказать про какое-то другое место, что оно злачное и отвратительное, петербуржцы стали использовать оборот «вторая Думская».
Все лучшее — детям
Сюжеты о драках, поножовщине и стрельбе прямо в центре города стали регулярно мелькать в новостных лентах перед пандемией ковида. В социальных сетях сообщали, что в барах проводились оргии. СМИ писали, что именно на Думской перед смертельным заездом отдыхал виновник жуткого ДТП на Невском проспекте. По словам гособвинителя, на момент совершения аварии мужчина находился в состоянии алкогольного, наркотического и «иного токсического» опьянения (СМИ сообщали, что он надышался веселящим газом). Напомним, в конце февраля 2019 года BMW въехал в толпу людей на тротуаре: двое погибли (москвичка и гражданин США) и трое пострадали. Виновника аварии — Мурада Касымова — суд приговорил к 8 с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Заключенный, кстати, продолжает бороться за то, чтобы выйти на свободу раньше. Подав апелляцию, его защита смогла добиться снижения срока отсидки до 8 лет и 5 месяцев. В конце 2022 года представители исправительной колонии ходатайствовали о переводе заключенного в колонию-поселение. Потерпевшие были против. Суд в удовлетворении ходатайства отказал. Касымов подал апелляцию, просил перевести в колонию-поселение, чтобы он мог заработать деньги для возмещения ущерба. Как сообщает объединенная пресс-служба судов Петербурга, заключенный добавил: «Выйдя на свободу, я также смог бы быстрее все возместить». 22 февраля 2023 года его жалобу рассмотрел Санкт-Петербургский городской суд. И отказал в ее удовлетворении. За кадром всей этой истории остались люди, которые продали Касымову наркотики и веселящий газ. Их судьба неизвестна. После смертельного ДТП на Невском проспекте петербургские депутаты начали добиваться запрета на свободную продажу так называемого веселящего газа. С 1 января 2021 года это вещество вошло в официальный перечень одурманивающих средств. Закон ограничивает его использование, а также запрещает употреблять и продавать веселящий газ для развлечения.
Но все же последней каплей, после которой силовики закрыли бары, стали участившиеся случаи продажи алкоголя несовершеннолетним: терпение горожан и представителей силовых структур лопнуло. Формальным поводом для расследования стала вечеринка, состоявшаяся в конце февраля 2023 года. Организаторы установили возрастное ограничение «16+», что привело к наплыву в бары подростков. Сначала следователи опечатали 17 баров, а потом еще 13 распивочных на улицах Думской и Ломоносова.
Наверняка новость о закрытии заведений на питейной улице порадовала парламентариев Петербурга. Еще в 2019 году, после смертельного ДТП на Невском, в аппарате одного из депутатов заявляли, что «городские власти и правоохранители должны вновь обратить внимание на Думскую улицу — самый настоящий рассадник пьянства и вакханалии».
«Не осведомленные о преступном умысле»
Возможно, было бы наивно полагать, что бары на Думской закрыли только лишь из-за постоянных нарушений и происшествий, которые случались в заведениях города. Скорее, власти и силовики решили предупредить более серьезные ЧП. А это можно сделать, только закрыв места сбора асоциальной публики.
Да и дел, возбужденных в отношении завсегдатаев баров на Думской, похоже, поднакопилось. Косвенное доказательство тому — рассмотрение в феврале 2023 года в Куйбышевском районном суде Петербурга уголовного дела, обвиняемым по которому проходил бизнесмен Руслан Чемыртан. Ему вменяли «сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Согласно данным сервиса Rusprofile, мужчина является генеральным директором в двух компаниях, зарегистрированных в 2019 году: ООО «Удача» (основной вид деятельности — «вспомогательная, связанная с исполнительным искусством») и ООО «Фортуна» (вид деятельности — «подача напитков»).
Согласно материалам дела, которые процитировала объединенная пресс-служба судов Петербурга, не позднее 21 августа 2021 года Руслан Чемыртан, действующий в интересах заведений Soul Bar, GS, «Мед» и FunBar, приобрел несколько баллонов одурманивающего газа. Как установил суд, «с целью систематического получения прибыли» с продажи смеси «в качестве продукции, предназначенной для вдыхания».
«С 21 августа 2021 года по 25 апреля 2022 года [Чемыртан] обеспечил размещение металлических баллонов в вышеуказанных заведениях, где сотрудниками, не осведомленными о его преступном умысле, действующими по его указанию, были осуществлены продажи резиновых надувных шаров, содержащих закись азота», — сообщала объединенная пресс-служба судов Петербурга.
Защитник бизнесмена просил суд прекратить уголовное дело и ограничиться штрафом. Сообщалось, что предпринимателя обвинили в совершении преступления небольшой тяжести, вину он признал, расследованию содействовал. А еще не судим, имеет на иждивении супругу и двух маленьких детей и, дабы загладить причиненный вред, осуществил пожертвование в центр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд уголовное дело в отношении Чемыртана прекратил, назначив ему судебный штраф в размере 60 тысяч рублей. То, сколько «товара» успели реализовать сотрудники заведений, озвучено не было.
Похоже, какое-то время фортуна бизнесмену благоволила. Ибо через месяц (в середине марта) Смоленский районный суд отказал в удовлетворении иска ГУ МВД России по Петербургу и области к Руслану Чемыртану «об установлении факта предоставления ложных сведений при приобретении гражданства РФ».
С какими заведениями сотрудничали ООО «Удача» и ООО «Фортуна», неизвестно. А вот бары, куда бизнесмен доставлял баллоны с веселящим газом, судя по данным сервиса «Яндекс Карты», оказались в числе «временно закрытых». Впрочем, как любят шутить россияне, нет ничего более постоянного, чем временное.
Светлое будущее
Как бы там ни было, возникает вопрос: а что ждет Думскую (да и Ломоносова) дальше? И куда теперь оправятся выпивохи-хулиганы в поисках горячительного? Неужели в ближайший магазин, а потом, по классике, в подворотню?
Что касается ответа на первый вопрос, то тут уже есть некоторая определенность. Глава Центрального района Петербурга Елена Федорова недавно заявила, что на месте баров может появиться креативный кластер с выставками, кафе и ресторанами.
Положительно к этой идее отнеслись и в Законодательном собрании Северной столицы.
«Полностью поддерживаю решение о переформатировании Думской в общественное пространство с нормальными, а главное, законопослушными заведениями общественного питания, — заявил в разговоре с журналистом „МК в Питере“ вице-спикер петербургского парламента Павел Иткин. — Эта идея обсуждается несколько лет. Думская и Ломоносова прекрасно подойдут под эти цели и позволят создать место притяжения туристов, достойное нашего города. В данном квартале проживает существенно меньше людей, чем на улице Рубинштейна. На мой взгляд, создание ресторанно-общественного кластера на Думской позволит разгрузить улицу Рубинштейна, что снизит градус недовольства жителей. Если власть пускает все на самотек, рано или поздно все превращается в Думскую в сегодняшнем ее виде. Уверен, если будут приложены усилия районной власти и правоохранительных органов, Думская может стать настоящим украшением Петербурга».
Такого же мнения придерживается и вице-президент федерации ресторанов и отельеров России Леонид Гарбар. Он, кстати, считает, что нашествия граждан, оставшихся без любимых питейных точек, в заведениях на других улицах ждать не стоит.
«Все стало понятно, еще когда надышавшийся шариками мужчина сбил несколько человек на своем автомобиле: Думская из андеграунда превратилась в место для маргиналов. По сети ходили видео, как из баров по улицам волокут чуть ли не раздетых пьяных девушек. Конечно, это вызвало опасения горожан, родителей, что в таком месте могут оказаться дети. В общем, после пандемии Думская ушла в крутое пике. Какой выбор есть у этой публики? Белинского, Некрасова, Рубинштейна? Эти места их не примут. Разве что, возможно, Лиговка. Очень хорошо, что там (на Думской и Ломоносова. — Прим. ред.) могут создать креативный кластер. Я думаю, что Думскую надо обустроить по образу и подобию Новой Голландии, где раньше вообще был пустырь и обитали бездомные. Еще нам надо равняться на Москву в реализации подобных проектов, а также изучить опыт соседних столиц: Минска, Таллина, Риги», — рассуждает Леонид Гарбар.
В общем, эпоха Думской окончательно ушла. Об этом можно сказать без сожаления и ностальгии. Остается надеяться, что планам по переформатированию заведений в этой точке города суждено сбыться в полном объеме. Однако не стоит забывать, что и вполне себе приличные общественные пространства в Петербурге иногда становились пристанищем для тех, кто не желает соблюдать нормы приличия. Поэтому порядок нужно не только наводить, но и поддерживать.