Распространенность сахарного диабета на 100 тысяч взрослого населения с 1970 года, говорят в петербургском комитете по здравоохранению, выросла в пять раз — с 800 до 3998 жителей. В связи с этим ведомство называет этот недуг болезнью цивилизации. А как она изменилась со временем и что происходит на рынке лекарств, особенно в условиях санкций, «МК в Питере» рассказали эксперты.
Сперва поясним. Сахарный диабет, согласно характеристике Минздрава РФ, — это группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, которая является результатом нарушения секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Чаще в медицинской практике различают два типа сахарного диабета:
1 — инсулинозависимый, развивается вследствие поражения бета-клеток поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулин. Возникает, как правило, в детстве или в молодости. Требует постоянного лечения препаратами инсулина в виде инъекций.
2 — самый распространенный. Чаще встречается у взрослых людей и развивается в основном после 40 лет. Факторы риска: семейная предрасположенность, ожирение, избыточный вес, злоупотребление сладостями и калорийной пищей, повышенная концентрация холестерина в крови.
Кстати, от врачей мы узнали прозвище диабета — убийца с липкими руками.
Аналог vs дефицит
По данным комитета по здравоохранению, в Петербурге 92% людей из общего числа больных страдают сахарным диабетом второго типа. Первый, соответственно, лишь у 8%, среди которых житель нашего города Андрей. Диагноз молодому человеку поставили в 20 лет. Сейчас ему 27. Болезнь, говорит, протекает нормально. Из лекарств необходимы два вида инсулина — «короткий» и «длинный».
Речь об инсулине короткого и длинного действия. Первый называют еще пищевым (или болюсным, а также прандиальным) — он обеспечивает усвоение углеводов, поступающих с едой. Второй (он же пролонгированный, базовый или базальный) действует длительное время, от 12 до более чем 42 часов, и необходим для контроля глюкозы между приемами пищи и ночью.
«Короткий» нужно колоть перед едой. Количество зависит от углеводов в продукте и веса. Ставлю от двух до восьми или девяти раз в день (в среднем выходит раза четыре, наверное). «Длинный» — перед сном для нормализации уровня сахара в крови на этот период (плюс он как-то еще поддерживает сахар в течение 24 часов)», — объясняет наш собеседник.
До февраля прошлого года, пока Запад не ввел санкции против РФ, Андрей в качестве «короткого» инсулина принимал препарат «Апидра СолоСтар» производства Германии. Это лекарство и раньше было непросто достать, но под конец зимы 2022‑го оно в льготных петербургских аптеках, говорит молодой человек, и вовсе стало большой редкостью. Пришлось перейти на отечественный аналог — «РинЛиз». Устроило, обратно не поменял. Изменилась ли ситуация с немецкой «Апидрой», не узнавал.
«Также сложно было с тест-полосками для глюкометра, тоже зарубежного. Но сейчас, с переходом на наши приборы, проблем больше нет», — заключил молодой человек.
У 73‑летнего Александра, который болеет сахарным диабетом второго типа, возникла похожая история. Он долгое время принимал импортное лекарство. Но в какой-то момент таблетки с нужной ему дозировкой действующего вещества пропали из продажи. Замена быстро нашлась среди препаратов производства России, да еще и в разы дешевле.
«Самая затратная часть — тест-полоски для глюкометра, — признается пожилой человек. — Но их можно найти по акции, было бы желание. Дополнительно, чтобы снизить уровень глюкозы в крови, я добавляю в блюда немного куркумы, а также перец, который усиливает ее действие. Ну и конечно, слежу за питанием. Сейчас результатам моих анализов могут позавидовать даже люди среднего возраста. Практически все в норме».
Прошлой весной в комитете по здравоохранению уверяли, что дефицита лекарств в городских аптеках нет. Большинство средств первой необходимости, а это 788 наименований, пользующихся спросом, включено в перечень важнейших — на них зафиксированы предельные оптовые и розничные цены, которые не будут повышаться, так как контролируются государством.
Кроме того, по сведениям ведомства, доля произведенных в Петербурге препаратов составляет около 19% от всего объема соответствующей продукции в России: «Фармацевтическая промышленность одна из наиболее динамично развивающихся отраслей».
Для обеспечения льготных категорий граждан Комздрав в 2022 году заключил контракты на поставку лекарств в объеме полугодовой (а по ряду препаратов — годовой) потребности. Это касается препаратов для лечения онкологических и онкогематологических, психических и прочих заболеваний, сахарного диабета, бронхиальной астмы, а также медицинских изделий — тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови.
По состоянию на ноябрь прошлого года инсулинотерапию в Петербурге получают 41 777 человек. Надо сказать, что возможность подобрать аналог — это, безусловно, хорошо. Согласно указаниям Минздрава РФ, лечащий врач вправе в случае перебоев с поставками поменять препарат. Однако не все пациенты соглашаются на замену привычного. Все-таки не стоит сбрасывать со счетов индивидуальную непереносимость.
Диабет «помолодел»
Эксперты, с которыми мы побеседовали, обращают внимание на то, что диабет второго типа со временем «помолодел».
«Теперь его диагностируют у детей», — говорит основатель и руководитель Фонда борьбы с диабетом Тимур Николаев. У мужчины диабет первого типа, о чем ему стало известно в 2014 году. Диагноз побудил к созданию сообщества в соцсетях для обмена между людьми знаниями и опытом. Так вот до сих пор, отмечает Тимур, не известны точные причины возникновения сахарного диабета первого типа, тогда как список того, от чего появляется диабет второго типа, не изменился.
«Все чаще сахарный диабет второго типа выявляется у подростков 12–16 лет, хотя в прежние годы им страдали исключительно люди старшего возраста, — рассказывает кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин медицинского факультета Университета «Синергия» Анна Олсуфьева. — Причиной печальной статистики отчасти является малоподвижный образ жизни, который ведут сейчас дети, и частое употребление пищи с высоким содержанием быстрых углеводов (сладкая газировка, чипсы, фастфуд). Сюда же можно отнести ментальную безграмотность и недопустимо халатное отношение к собственному здоровью. В образовательных учреждениях крайне необходимы «Школы здоровья», в рамках которых специалисты медицинского профиля могли бы вести просветительскую работу, предотвращая тем самым возникновение множества заболеваний среди детей».
Тем не менее лекарства найдутся для всех. «На рынке есть хорошие препараты по второму типу, для первого типа тоже появились сверхбыстрые инсулины. И в некоторых регионах дети бесплатно получают мониторинг», — подчеркивает Тимур Николаев. Но, к сожалению, добавляет он, по-прежнему не хватает врачей и возможности полноценно обследоваться, что доступно лишь в крупных эндокринологических научных центрах.
Что до текущей ситуации, то западные санкции, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева, на сфере лекарственных средств сказались меньше всего.
«Зарубежные компании сокращали поставки препаратов, не относящихся к жизненно важным, перестали вкладывать деньги в рекламу, — говорит она. — Поставщики заверяют, что снабжают розничные точки в полном объеме. Тем не менее регулярно появляются публикации о том, что диабетики не могут найти привычных лекарств в аптеках». Последнее, полагает наша собеседница, может быть связано с логистическими проблемами (импортные препараты теперь в страну идут несколько дольше) и страхами самих потребителей.
«Лекарства иностранного производства массово скупают те, кто застал их в аптеке. Один человек может забрать все, что есть в наличии. Ажиотаж неизбежно вызвал рост отпускной цены — в лучшем случае в два раза. Минздрав говорит, нельзя так завышать стоимость медикаментов. Но тут действуют уже законы рынка», — заключает Екатерина.
Анна Олсуфьева же не сомневается: у нас достаточно сил и средств на запуск нового производства и улучшение работы уже имеющихся мощностей.
«Много прекрасных молодых специалистов в фармации, готовых работать и развивать отечественную науку. Все трудности, которые есть, временные, они вызваны в первую очередь стихийным повышением спроса на многие товары, особенно это касается жизненно важных лекарств. Главное — спокойствие и доверие», — говорит она.
Займутся, очевидно, и комплектующими. Так, осенью прошлого года крупный российский производитель заявил о переходе к концу 2023‑го на диабетические шприц-ручки отечественного производства. Это современные устройства, с помощью которых делают инъекции. Такие в свое время оценил петербуржец Андрей. Впрочем, это не единственное полезное новшество, которое его поразило: «Раньше были обычные шприцы и ампулы с инсулином. Все это и сейчас есть, но по льготам выдают уже шприц-ручки. Иногда замечаю что-нибудь такое же интересное, например глюкометр, который измеряет уровень глюкозы в крови без прокалывания пальца».
Популярные заблуждения
Неизменным осталось разве что наличие предрассудков по поводу заболевания. Да, не удивляйтесь, они есть. Так, по словам Тимура Николаева, далеко не все осведомлены о том, что диабет делится на два типа, а кое-кто умудряется ругать родителей ребенка с заболеванием за то, что якобы сладким перекормили.
«Самый распространенный миф о сахарном диабете: им страдают тучные сладкоежки, — подтверждает Анна Олсуфьева. — Это не так. Многие диабетики, напротив, имеют недостаток массы тела, а быстрыми углеводами перенасыщены не только тортики и конфеты, а еще и бананы, картофель, алкогольные напитки и многое другое».
В современном мире есть масса возможностей для анализа полученных данных, в том числе тех, что касаются здоровья. Например, многие врачи уделяют часть своего времени ведению соцсетей. Информация подается ими в упрощенном виде, так, чтобы ее понимал обыватель. Главное — грамотно выбрать «оратора».