БРЕМЯ МЕНЯТЬСЯ: Как модернизация и мобилизация привели петербургских единороссов в новую политическую реальность

БРЕМЯ МЕНЯТЬСЯ: Как модернизация и мобилизация привели петербургских единороссов в новую политическую реальность
региональное отделение Единой России. Фото: Единая Россия Петербург

Ровно год назад, в декабре 2021 года, региональное отделение Единой России в Петербурге возглавил Сергей Боярский, сначала в должности врио секретаря, а с отчетно-выборной партконференции, которая прошла 1 марта, — уже с полным набором полномочий.

«Одна команда»

Сначала казалось, что вотчина ушедшего в недра Госдумы Вячеслава Макарова, набрав за 9-летие его руководства партией мощную инерцию, перестроит под себя любого новичка. Призыв меняться, которым новый лидер Сергей Боярский заряжал однопартийцев на отчетно-выборном старте, явно буксовал в местных реалиях. Несмотря на требование ротаций, партия на местах в начале 2022 года, по сути, оставалась в тех же лицах. Единственным достижением в административно-кадровой политической конструкции на тот период можно считать договоренность Смольного, Конногвардейского бульвара и Мариинского дворца о том, что секретари районных отделений ЕР, за редким исключением, будут представлены руководящим составом райадминистраций. Это сняло существовавшее при Макарове противостояние и дало основание сразу в три голоса (Смольный -ЗакС и ЕР) теперь говорить: «Мы одна команда». При плюсах для избирателей, которые по замыслу быстрее могут достучаться до высоких кабинетов, есть в этом, безусловно, и риски — все ошибки и просчеты районного менеджмента партия volens — nolens сейчас разделяет. При этом масштабных вливаний «новой крови» и массовой раздачи партбилетов в районах нигде замечено не было. Революционных изменений не произошло и в составе региональных партийных органов. Если и есть кто обиженный на потерю партийного статуса, то уж в повестке таких людей ЕР всё равно сохранила, никто не был потерян с корабля современности, и респект к старшим предшественникам был соблюден. Все значимые кадровые ротации единороссы утвердили и предъявили обществу на своей мартовской отчетно-выборной конференции. Но уже накануне, с конца февраля, ветер партийных перемен наложился на такой мощный «фронт» с Запада, что если не в моменте, то в интервале года уж точно поменялось всё. Выдвинутый то ли Боярским, то ли политтехнологами (а на Конногвардейском бульваре их есть) слоган «Время меняться!» заиграл новыми красками. Потому что 24 февраля на календаре каждого русского (не хочется писать россиянина, но, да, — всех нас) наступила новая реальность.

СВО, хотите или нет вы того

21 сентября в России была объявлена частичная мобилизация. Какими бы буквами не называли происходящее на западном приграничье, но факт остается фактом: предыдущие мобилизации — в 1914-м и 1941-м годах, были связаны именно с войнами. Единая Россия с самого начала проведения спецоперации стала одной из ключевых её движущих сил. Она впряглась в антифашистский пропагандистский фронт, в масштабную гуманитарную миссию на освобожденных, а позднее — присоединившихся к России, территориях, ее врачи-добровольцы уехали на запад раньше, чем Госдума приняла закон о защите волонтеров от рисков, петербургский единоросс Виталий Милонов еще в феврале влился в состав народной милиции ДНР, а позже официально к мандату депутата Госдумы добавил статус младшего сержанта-артиллериста под Горловкой. И это всё теперь было новое лицо Единой России. Хотя системные политические лидеры вроде договорились «не меряться помощью Донбассу», однако политические дивиденды никто не отменял. И никто не получил их в столь весомой мере, как ЕдРо. Потому что никто и не «пропахал» столько прифронтовой полосы, как сделал это Генсек ЕР, петербуржец Андрей Турчак и его однопартийцы. Само петербургское отделение ЕР в этот период переправило в Донбасс почти 200 тонн гуманитарных грузов — продукты питания, теплые вещи, средства реабилитации и медикаменты, книги, школьные принадлежности и другие необходимые вещи. Это десятки гуманитарных конвоев. Их собирали всем миром: партийные и беспартийные, сторонники решительных действий и пацифисты, философия «просто будь со своей страной, когда ей тяжело» победила в обществе палитру сомнений. Кто бы что ни говорил, но граждане высказались против идеи «анти-России» и вокруг неё де-факто консолидировались. А единороссы просто «взяли на грудь этот снаряд» и понесли, оставив диванных критиков, по крайней мере в Петербурге, без полемики. В момент опасности остаются только врождённые инстинкты, остальные отмирают. Это и есть настоящая мобилизация общества.

Фото: Единая Россия Петербург

Новым задачам — новые комьюнити

Настоящим партийным прорывом 2022 года можно считать достигнутое ЕР присутствие в информационной повестке Северной столицы. Да, СВО тому способствовала, но дело не только в ней. Совершенно параллельной, непересекающейся траекторией развивалась в этот период проектная деятельность партии. Федеральных проектов у Единой России уже так много, что незачем и запоминать (мы специально изучили сайт партийных проектов ЕдРа). Наши источники говорят, что по каждому из двух десятков направлений прилетают едва ли не ежемесячные, а то и еженедельные ТЗ. Партийная машина стремится выжать из её клерков по полной. В этой ситуации выдвинуть собственные, региональные, инициативы и проактивно их двигать было определенной смелостью, но Сергей Боярский и новая команда петербургского исполкома пошли на это. Всё-таки Петербург — особый регион, со своей спецификой. Так в марте 2022 года на Конногвардейском бульваре, 4 появилось единое общественное пространство «СреДа!». «Это новая площадка для творчества, учёбы, работы и дискуссий, она станет местом притяжения горожан — активных, творческих и тех, у кого есть идеи для развития нашего города», — объяснили организаторы на торжественной презентации нового пространства. И да, #ВРЕМЯМЕНЯТЬСЯ стало его лейблом. После чего здесь отжигали Billi’s Band, проходили дефиле моделей 65+ и конкурс красоты женщин в инвалидных колясках, здесь бездомным собакам и кошкам находили новых хозяев, а хор Императорского мемориального собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла сопровождал художественную выставку «Русская Фиваида», да и чего здесь ещё только ни было... Очевидно, что это популярное не только офлайн, но и онлайн-комьюнити и пространство, сделало Единую Россию интересной для тех, кто, возможно, и сам от себя прежде этого не ожидал. Безусловный мобилизационный успех партии в Петербурге. Одновременно петербургские единороссы запустили и собственные региональные проекты: от консультаций по коммунальным проблемам («Наш Дом») до диджитал-инициатив («Детская кибербезопасность»). Число таких проектов велико, почти как и у ЦИК ЕР (подражают федеральным кураторам?), так что запомнить их без специальных усилий не получится. О них также периодически рассказывает телеграмм-канал регионального отделения партии, который, появившись в 2022 году, стабилизировался на отметке 1,7 тысячи подписчиков. Кстати, все петербургские единороссы Госдумы, за исключением Юрия Петрова, ведут с этого года собственные телеграмм-каналы; у Сергея Боярского на момент написания этого материала — 2,4 тысячи подписчиков. Цифры, конечно, не впечатляют, но зато не упрекнуть в накрутке ботов.

Какие ж итоги без подсчёта голосов?.. и «больших цифр»?

«Война войной, а обед по расписанию», и не хочется перефразировать Фридриха Вильгельма. Его мысль с оттенками смысла и в наше время вполне работающая: в 2022 году СВО не отменила никаких матричных задач политической системы, в число которых, безусловно попадают задачи электорального цикла. Единый день голосования в Петербурге, как и везде, прошел по расписанию. 11 сентября в Северной столице состоялись довыборы в муниципальные советы 17 внутригородских округов, расположенных в границах 10 районов города. Единороссы получили 34 из 38 мандатов, при этом каждый из них набрал более 40% голосов, а в отдельных случаях — и более 70%. Петербургскую явку в 9,97% при среднероссийской 35% объяснили просто «хорошей погодой» (по версии Горизбиркома). При этом не было зафиксировано никаких громких скандалов и инцидентов, что так не похоже на эксцентричные Невские берега. Можно сказать, что единороссы вполне решили свои избирательные задачи, и эту, пусть и микро-, кампанию могут записать себе в актив. Ничто так не востребовано сейчас и вверху, и внизу, как политическое спокойствие и стабильность. Все доизбранные мундепы получили мандаты на срок полномочий муниципальных советов — то есть до осени 2024 года. При этом вопрос о том, возникнет ли что-то в избирательной повестке Санкт-Петербурга в 2023 году, остаётся для всех политических центров скорее открытым. И это в целом для города полезно. Прежде всего потому, что любую политическую силу заставляет уже сейчас держать форму, самосовершенствоваться и стратифицировать свои идеи, прежде чем сеять их в общество, и не откладывать на потом всё то хорошее, что возможно сделать для нашего уникального города уже сейчас.

Единороссы, заседающие в Госдуме и ЗакСе, несмотря на стартовый этап их депутатских полномочий, в 2022 году явно за Питер радели и стремились многое успеть. Сразу шестеро депутатов ГД обратились в октябре к премьеру Михаилу Мишустину, чтобы компенсировать бюджету Северной столицы потери от ликвидации института консолидированных групп налогоплательщиков. Фронтмен этой истории Михаил Романов недавно сообщил, что «Минфину поручено предусмотреть выделение трансферта из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга в сумме 47 млрд рублей в течение 2023 года». Это более чем наполовину покроет выпавшие доходы. Таким же сплоченным составом петербургские парламентарии бились против новаций закона «О рекламе», и в конце концов идея о создании единого федерального оператора цифровой рекламы почила. В зачёт единороссам также можно поставить школьную пятидневку, которая с 1 сентября введена в 85% питерских школ. Под конец года реготделение партии и ее сторонники мощно развернули благотворительную акцию «Коробка храбрости» и передали в детские стационары 12 тысяч игрушек и предметов для творчества — это в шесть раз (!) больше прошлогоднего результата. Единороссы ЗакСа весь год активно продвигали меры социальной помощи отдельным категориям граждан, дополнительную безопасность школ и безопасность вышек сотовых операторов для жилой застройки, а также выдвигали различные бюджетные инициативы, с которыми, впрочем, под занавес случился конфуз неприятия на уровне бюджетной комиссии при губернаторе. При этом формулировка отказа — «учитывая беспрецедентные вызовы, стоящие перед нашей страной...» — всех примирила, что немаловажно ввиду неумолимо приближающегося Нового года.

ИТОГО. В качестве вывода можно заключить, что Единая Россия в Санкт-Петербурге по итогам прошедшего 2022 года, как выше показано, понесла серьёзное бремя перемен. Это уже другая политическая петербургская реальность, активно модернизирующая и трансформирующая городское пространство вокруг себя. Ситуативно или навсегда? Выиграют ли от этого петербуржцы — по замыслу главные выгодополучатели?.. Ответы, возможно, получим в 2023 году. С Наступающим! Всем — добра!!!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру