Продаю воздух, дорого: как петербуржцам под видом автостраховки подсунули список статей КоАП из интернета

Навязанная услуга — одно из самых распространенных в России нарушений Закона о защите прав потребителей. По статистике, каждый третий автокредит оформляют лишь в том случае, если клиент согласится на дополнительную и при этом совершенно ненужную ему страховку или опцию.

Продаю воздух, дорого: как петербуржцам под видом автостраховки подсунули список статей КоАП из интернета
Не забирайте машину, не проведя осмотр. Фото: Pexels

Тот еще подарочек

Приобретение новой машины для петербуржцев Анны и Сергея обернулось настоящим разочарованием. Подходящий для себя вариант пара начала искать в 20‑х числах октября, обратилась в один из городских автосалонов.

«Менеджер просто прекрасный: общительный, знающий, способный развеять любые сомнения», — вспоминают наши собеседники.

В общем, первое впечатление оказалось положительным. Чего не скажешь о втором, когда Анна и Сергей в назначенный день пришли за личным транспортом (машину брали с пробегом, в кредит) и оформлением документов.

«Кредитный специалист предложил два варианта. Первый — автомобиль плюс страховка от банка стоимостью 450–500 тысяч руб­лей. Второй — автомобиль плюс страховка от автосалона (так они это назвали) за 250 тысяч руб­лей, что мы и выбрали», — рассказали петербуржцы.

Немного погодя наши герои поняли, что покупают никакую не страховку и вовсе не от автосалона, а программу, включающую в себя:

- право на получение доступа к круглосуточному сервису технической, эвакуационной и иной помощи, оказание справочно-­консультационных, юридических и других услуг по цене 12 500 руб­лей;

- USB-флешку с «непериодическим электронным изданием с авторскими комментариями к актуальным статьям Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) и советами по взаимодействию с представителями правоохранительных органов» (внимание!) за 237 500 руб­лей.

И все это — от сторонней организации, которую паре представили как партнера. Ну а сама страховка, как оказалось, шла в подарок.

В салоне петербуржцев, по их словам, убедили в том, что банки заявки на кредит у мужчин якобы не принимают (дело было после объявления в стране частичной мобилизации). Ладно, решили супруги, потом расторгнем, а деньги — вернем: «Позднее мы поняли, что флешка эта относится к типу товаров, которые возврату не подлежат. Пришлось искать помощи специалистов в области права».

Фото: Pexels

Анна и Сергей направили в стороннюю организацию заявление на возврат денежных средств. Однако там ни на письмо, ни на досудебную претензию сначала не отреагировали. Письменно петербуржцы описали ситуацию и автосалону, где до этого в ходе устных переговоров супругам, по их словам, в компенсации за навязанную услугу отказали: «Нам напомнили, что мы сами подписали все документы». Затем Анна и Сергей стали готовиться к обращению в суд, надеясь, что проблема решится в их пользу.

Гляди в оба

О том, что водители стали чаще жаловаться на нарушения со стороны продавцов автомобилей, в Роспотребнадзоре рассказали еще в позапрошлом году. В официальном пресс-­релизе ведомства фигурируют четыре основных «трюка»:

Первый — в рекламе и при общении по телефону недобросовестные дилеры умышленно сообщают заниженную стоимость машины. Делают они это для того, чтобы привлечь клиентов непосредственно в автосалон. Нередко на эту уловку попада­ются покупатели из отдаленных районов, приобретающие хоть ­что-то, лишь бы «поездка прошла не зря».

Второй — до показа автомобиля или заключения договора купли-­продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, залога), при этом в документе содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части.

Третий — при заключении договора купли-­продажи автомобиля за счет привлеченных кредитных средств покупателям предоставляется ложная информация о размере процентной ставки. Часто в рекламе процентная ставка указывается существенно ниже той, что прописана в договоре.

Четвертый — навязывание различных дополнительных товаров, работ, услуг при покупке личного транспорта. Отчасти это и есть случай Анны и Сергея. Нередко предлагаемое из вышеупомянутого списка абсолютно не нужно. Как, например, та USB-флешка с электронным изданием, изучив которое супруги, по их словам, ничего нового для себя не почерпнули. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, а также постатейными комментариями совершенно бесплатно можно почитать в интернете. Кстати, в начале июля этого года в Госдуму РФ внесли проект поправок в КоАП, в которых предусматриваются санкции для автомобильных дилеров и страховых компаний как раз за навязывание покупателям допуслуг.

Как не попасться на удочку

«Менеджеры автосалонов умеют очень хорошо уговаривать и обучены практикам влияния на выбор покупателей, в считанные минуты смогут убедить, что без дополнительной услуги покупатель не проедет на машине и десять метров», — комментирует «МК в Питере» адвокат Спасской коллегии адвокатов Санкт-­Петербурга Юлия Харламова. Она рекомендует следующее.

- Не идти в автосалон в одиночку, лучше — в компании с надежным человеком, способным устоять перед уговорами (супругой(ом), другом, коллегой).

«Вместе проще выдержать психологический напор менеджера и не переключиться от основной цели посещения автосалона: нужен только соответствующий определенным критериям автомобиль, а не 33 допуслуги к нему», — поясняет собеседница издания.

- Внимательно читать и перечитывать все документы, которые предоставляются вам как покупателю автомобиля на подпись, — договоры, акты, счета, чтобы в них вдруг не оказалась ненужная услуга.

«Отказываться подписывать подобные документы, содержащие условия о дополнительной навязанной услуге, лучше даже в письменной форме зафиксировать отказ прямо на предлагаемом документе, со ссылкой на Закон о защите прав потребителей», — говорит Юлия Харламова.

- Если вы ­все-таки оплатили допуслугу, а потом поняли, что сделали это зря, можно, как Анна с Сергеем, потребовать вернуть деньги в досудебном порядке. Для этого самостоятельно или с помощью юриста составьте письменную мотивированную претензию. В ней сошлитесь на введение в заблуждение, давление посредством психологического воздействия, а также непредоставление полной информации об услуге (здесь пригодится ваш спутник).

«Уведомьте, что в случае отказа в удовлетворении претензии вы обратитесь в суд с иском о защите прав потребителя с взысканием неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и судебных расходов, а также с жалобой в прокуратуру и Роспотребнадзор о согласовании и проведении внеплановой проверки соблюдения автосалоном прав потребителей для решения вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 14.8 КоАП РФ», — добавила адвокат.

Точного определения такого понятия, как навязывание услуг, отмечает Юлия Харламова, в законодательстве пока нет. Однако Закон о защите прав потребителей, по словам специалиста, позволяет сделать вывод, что навязывание услуг — это «обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе обязательное заключение иных договоров».

«Такие условия относятся к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, и запрещены законом», — подытожила собеседница.

P. S. Кстати, когда эта статья готовилась к публикации, нашим героям, по их словам, партнерская организация автосалона вернула часть денег — 12 500 рублей за услугу помощи на дорогах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру