Управляющие компании доводят петербургские дома до капремонта: как этого избежать

Управляющие компании доводят петербургские дома до капремонта: как этого избежать
Ремонт жилого дома можно разделить на два вида: текущий и капитальный. фото: мк в питере

В Петербурге создали удобную и прозрачную систему для оплаты капитального ремонта. Судя по собираемости взносов, люди своевременно платят и, в случае необходимости, знают, как подать заявку на включение своего дома в программу проведения работ пораньше. Но есть и другие структуры, которые забирают из кошельков горожан деньги на ремонт. Рассказываем — за что именно платят петербуржцы и как проконтролировать расходование этих средств.

О чем речь

Ремонт жилого дома можно разделить на два вида: текущий и капитальный. За первый вид ремонта отвечает управляющая организация, за второй — Фонд капитального ремонта, который под руководством Дмитрия Шутова следует региональной программе проведения работ.

«Управляющая организация руководствуется решением общего собрания собственников. Есть нормативы, которые устанавливают сроки проведения ремонта жилого фонда. Управляющая организация должна предлагать общему собранию собственников провести тот или иной текущий ремонт, допустим косметический ремонт», — рассказал председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин.

По его словам, собрание собственников утверждает предложения управляющей организации по видам работ и их стоимости. Также собственники сами могут инициировать проведение необходимого, по их мнению, текущего ремонта.

Согласно информации из открытых источников, к текущему ремонту относят:

  1. Локальный ремонт кровли;
  2. Косметический ремонт подъезда;
  3. Ремонт трещин;
  4. Ремонт разбитых окон, замена входных дверей и обустройство пандусов.

«Капитальный ремонт — это восстановление ресурса. Любая система имеет срок эксплуатации, текущим ремонтом она (система — прим.ред.) поддерживается в работоспособном состоянии, а капитальным ремонтом этот срок эксплуатации увеличивается», — пояснил Евгений Пургин.

Деньги на текущий ремонт, уточнил эксперт, жители платят через обычную квитанцию, где есть соответствующая строка.

Что происходит?

Зачастую управляющие компании могут проводить текущий ремонт недостаточно качественно или не проводить вовсе, считает активист из Центрального района Ярослав Костров.

«К сожалению, управляющие компании не делают ремонт, тем самым из средств, которые собирают жители, якобы выплачивают накопившиеся многомиллиардные долги ресурсоснабжающим компаниям. Чтобы выбить что-то из управляющих компаний, приходится проходить целый квест. Жители должны оказывать давление, жаловаться в ГЖИ (жилищную инспекцию — прим.ред.), жилищный комитет, в администрацию района, и тогда быть может, перепадет ремонт парадной, который должен делаться раз в три-пять лет», — рассказал Ярослав Костров в беседе с нашим изданием.

В идеале, по словам активиста, в каждом доме должен быть представитель, инициативный житель, который взаимодействует с управляющей компанией, ставит задачи. Если таких жителей нет, управляющая компания и рада, считает Ярослав Костров, не проводить ремонт, записывая собранные деньги себе в актив.

«У тебя, допустим, пробили случайно кровлю, если ты не сделал вовремя текущий ремонт карнизного среза, вода начнет литься на фасад. Она будет литься год, два года, три... будет разрушаться штукатурный слой фасада. После этого управляющая компания будет заявлять, что, к сожалению, объемы работ большие, текущим ремонтом их выполнить не сможем. Дождь будет заливать фасад пять, десять, пятнадцать лет, и уже потом, к тому моменту, когда начнет вымывать кирпичи, когда половина фасада будет разрушена из-за маленькой дырочки в кровле, придется делать капитальный ремонт», — рассказывает активист.

Чтобы увидеть примеры, Ярослав предлагает прогуляться по 8-ой Советской улице и посмотреть на эркеры.

«Самая классическая ситуация — сверху эркера все завешено сеткой. По 8-ой Советской улице можно проехать, там много таких домов. Нужно понимать, что гидроизоляция и ремонт не делались, в связи с чем возникает эта проблема», — резюмировал собеседник.

Что делать

По словам Евгения Пургина, следить за проведением текущего ремонта ГЖИ.

«Получив жалобу, инспекция будет обязана провести проверку деятельности УК, и, в случае выявления нарушений, потребовать их устранения», — рассказал нашему изданию ведущий юрист Адвокатского бюро "Юридическая контора Гессена" Андрей Петрович Тындик.

Однако сейчас, отмечает Ярослав Костров, что ГЖИ сейчас не выходит на проверки.

«(Со стороны ГЖИ) никакой помощи, они сейчас даже не выходят на проверки (из-за моратория)», — пояснил активист.

Как сообщили в ГЖИ, с 1 января по 17 ноября нынешнего года в инспекцию поступило 15,3 тыс. обращений, так или иначе касающихся текущего ремонта жилых домов. (За аналогичный период 2021 года таких обращений было 15,8 тыс.)

«Инспекцией по результатам рассмотрения этих обращений рассмотрено 1017 протоколов в отношении управляющих организаций на сумму 115,6 млн рублей», — уточнили в ГЖИ.

Между тем есть и другие инстанции, в которые могут обратиться собственники жилья из-за проблем с текущим ремонтом.

«Ситуация, в которой управляющая компания собирает деньги с жильцов на текущий ремонт, но при этом не проводит его, к сожалению, является довольно распространенной. Такое бездействие, безусловно, нарушает права и интересы собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренные жилищным законодательством», — считает Андрей Тындик.

По его словам, правоотношения собственника и управляющей компании подпадают под Закон «О защите прав потребителей». То есть жалоба может быть направлена также в Роспотребнадзор, который вправе привлечь управляющую организацию к административной ответственности за оказание услуг населению ненадлежащего качества.

В результате управляющей компании может грозить административный штраф.

«Собственник может также обратиться за судебной защитой нарушенных прав. В зависимости от обстоятельств дела, он вправе просить суд как обязать управляющую организацию устранить недостатки, связанные с обслуживанием дома, так и возместить ущерб, причиненный бездействием управляющей организации. В последнем случае, в качестве дополнительной санкции собственник может рассчитывать на взыскание с управляющей организации штрафа в размере 50% от присужденной в свою пользу суммы», — резюмировал юрист.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру