Водители автобусов в Петербурге проходят профессиональную подготовку на VR-тренажерах

Водители автобусов в Петербурге проходят профессиональную подготовку на VR-тренажерах
Фото: Ирина Меркель

По данным Комитета по транспорту, сегодня на дорогах города работают более 9,5 тысяч водителей автобусов. Перед тем, как выйти на маршруты, они проходят профессиональную подготовку: изучают теорию, практику, стажируются и даже справляются с внештатными ситуациями с помощью VR-тренажеров. Об этом рассказали эксперты во время пресс-тура Комитета по транспорту по предприятиям перевозчиков.

Теория и практика

Водители автобусов на городских пассажирских маршрутах имеют водительские права категории D. Несмотря на это и имеющийся у них опыт работы водителем все они перед тем, как сесть за руль автобуса, в обязательном порядке проходят трехступенчатую подготовку. Продолжительность занятий может составлять более 240 часов.

Фото: Ирина Меркель

Обучение водителей организуют сами перевозчики. Их в городе сейчас пять: ГУП «Пассажиравтотранс», ООО «ВЕСТ-СЕРВИС», АО «Третий парк», ООО «Домтрансавто», ООО «Такси». Так, в учебном центре ООО «Вест-Сервис» для курсантов провел вводный инструктаж ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Дмитрий Попов. Он рассказал о тонкостях правил дорожного движения, частых ошибках на дорогах, как правильно проводить посадки и высадки пассажиров и задал водителям каверзные вопросы.

«Я поражен и потрясен уровнем квалификации, который подтверждается в разговоре с водителями. Я задавал вопросы – они отвечали, и подавляющее большинство демонстрировало глубокое знание правил дорожного движения. В своем инструктаже я затронул основные проблемы, с которыми сталкиваются водители. Во-первых, это габариты автобуса и маневрирование – поверьте, когда у вас колеса, которые управляют вашим бортом, находятся далеко позади вас – выстроить правильную категорию поворота весьма непросто. Второе, это подача сигналов маневрирования при всех действиях, потому что все знают, что безопасность – это быть понятным и предупредить заранее, кто и что делает».

Фото: Ирина Меркель

Как рассказал директор по организации перевозок ООО «Вест-Сервис» Роман Юренев, процесс обучения водителей начался с февраля 2022 года. Каждый из них для переквалификации должен иметь опыт за рулем не менее трех лет, однако на практике чаще встречаются люди, стаж которых составляет не одно десятилетие.

17-тонный автобус

На учебном комбинате ГУП «Пассажиравтотранс» особое внимание уделяется стажировке водителей. Здесь они садятся за 17-тонную машину, пробуют ею управлять и набивают руку. Сначала тренировки проходят на самом полигоне с отработкой различных упражнений. Когда водитель привыкает к габаритам транспорта – он выходит в город сначала без пассажиров, а потом с ними. Рядом – всегда сидит наставник по вождению.

Фото: Ирина Меркель

«Основная и самая тяжелая задача – это, в первую очередь, обучить курсанта чувствовать габариты автобуса. Если на площадке комбината привыкнуть к габаритам легко, то в условиях городского потока управлять такой машиной сложнее. Нам нужно, чтобы водитель безопасно перевозил пассажиров, не создавал аварийных ситуаций, чувствовал движение в городе и учитывал, как может повести себя другой участник на дороге», – рассказал инструктор по вождению Яков Волков.

Каждый месяц в Учебном комбинате набирают группы по 30-35 человек, в год опытных водителей с категорией D выпускают около 200-250 человек. Общая программа обучения длится 3,5-4 месяца в зависимости от графика, который выбирает стажер.

Фото: Ирина Меркель

Создание внештатных ситуаций

В учебную программу также входят занятия на VR-тренажерах, которые начали проводить с сентября 2022 года на площадке АО «Третий парк». На водителей надевают специальный шлем с очками виртуальной реальности, а в руки дают контроллеры.

Сначала им рассказывают и наглядно показывают устройство автобуса, как действовать в аварийных ситуациях, как их не допустить и предотвратить. После этого они должны пройти тестирование из 10 вопросов с вариантами ответов, чтобы закрепить знания.

Фото: Ирина Меркель

«VR-тренажеры – это дополнительный формат обучения, который закрепляет на практике полученные ранее теоретические знания. В реальном режиме мы можем смоделировать не все внештатные ситуации, например, разгерметизацию газового бака. Здесь же водителю предлагаются подобные ситуации, и он должен быстро выбрать единственно верное решение», – объяснил заместитель гендиректора АО «Третий парк» Антон Вальшин.

Стоп-лист

После прохождения всех этапов обучения водитель сдает обязательный зачет. Перед выходом на линию он также обязан пройти обязательный медицинский осмотр. Для форс-мажорных ситуаций имеется резерв водителей, которые готовы подстраховать коллег. Кроме того, организации перевозчиков проверяют техническое состояние автобуса: чтобы работали валидаторы, электронные табло и так далее.

Если водитель нарушил правила дорожного движения, его имя вносят в стоп-лист. В этом случае его отстраняют от работы и направляют на переобучение, где также проводят дополнительный инструктаж. Пока он находится в «черном списке», его не допускают на линию.

В зависимости от тяжести нарушения к нему могут применить даже меры дисциплинарного или материального характера. Кроме того, его могут перевести на другие маршруты, назначить испытательный срок или уволить.

Однако, как показывает статистика, аварий по вине водителей автобусов стало меньше. По данным УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с 1 июля по 1 октября 2022 года на территории города произошло 16 подобных ДТП – это на 30 % меньше по сравнению с прошлогодним периодом. Погибших в этих происшествиях не было.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру