Невский экологический оператор заплатит 924 млн рублей за вывоз мусора из Колпинского, Пушкинского и Невского районов в 2023 году. Информация о закупке размещена накануне, срок подачи заявок — до 3 ноября.
В прошлом году за транспортную работу на этой территории НЭО предлагал 855 млн рублей. За право поработать боролись ООО «Ресурс АТЭ» (аффилированное с группой компаний, управляемых семьей Язевых (Автопарк № 1 «Спецтранс»)), ООО «ЭкоВаст» (принадлежит крупному участнику рынка ПКФ «Петро-Васт») и ООО «Парк 16» (в совладельцах числится Константин Язев, также соучредитель Автопарка № 1 «Спецтранс»).
Наименьшую цену предложило тогда ООО «Парк 16», но заявку организации признали не соответствующей требованиям конкурсной документации. Победителем была выбрана компания «Ресурс АТЭ». После ожесточенных, но недолгих препирательств в ФАС решение конкурсной комиссии было оставлено в силе, но «Парк 16» получил приличный субподряд в Пушкинском районе.
Напомним, аналогичная ситуация в 2021 году произошла и на торгах по другому лоту. Транспортная работа по вывозу мусора из северной части города в границах Выборгского, Калининского, Красногвардейского, правой части Невского, Петроградского, Приморского и оставшейся части Центрального районов была оценена в 3,6 млрд. После аналогичного сценария по отводу заявки одного из крупнейших участников транспортного рынка — АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» победителем была признана компания «Эко Лэнд». Последствия этого оценили, кажется, все.
Январь 2022 года многим петербуржцам запомнился горами мусора на контейнерных площадках. Мусорный коллапс, увенчавший собой выдающийся старт мусорной реформы в Санкт-Петербурге, действительно был запоминающимся. В январе город оказался завален отходами, а горадминистрация и регоператор по обращению с ТКО «Невский экологический оператор» (НЭО) — жалобами. Пестрили гневными комментариями соцсети. «Коллапсу» посвящали стихи и песни.
Первый блин — январским комом
С 1 января 2022 года в Санкт-Петербурге заработал единый оператор по обращению с мусором — Невский экологический оператор. С этого момента вся ответственность за движение мусорных потоков досталась ему, а вместе с ней и право на заключение договоров с подрядчиками. Отыгранные год назад аукционы на транспортирование определили подрядчиков по трем из четырех лотов, на которые НЭО разделил город, только на год. Это означает, что скоро будут выбраны подрядчики по новым конкурсам.
Не исключено, что по итогам новых конкурсов состав подрядчиков НЭО может поменяться. А это означает, что те из подрядчиков, которым не найдется места в системе, с 1 января 2023 года должны будут исчезнуть с рынка отходов Санкт-Петербурга. «МК в Питере» попробовал догадаться, не станет ли январский «мусорный коллапс» новой петербургской традицией.
Как в сентябре заявил на отчете перед депутатами городского парламента зампред курирующего мусорную реформу комитета по природопользованию Иван Казаков, в январе через портал «Наш Санкт-Петербург» на вывоз мусора пожаловались 3308 раз, а всего за I квартал поступило 6337 обращений. Примерно столько же жалоб насчитали в соцсетях. Большая часть пришлась на северную часть города — мусор с контейнерных площадок должно было вывозить ООО «Эко Лэнд» — подрядчик регоператора НЭО. Ранее компания никогда не работала в этих районах.
Речь, в частности, о Выборгском, Калининском, Петроградском, Красногвардейском, Приморском и частично Невском районах. Длительное время их обслуживал «корифей» петербургского мусорного рынка — АО «Автопарк № 6 «Спецтранс». У предприятия, основанного еще во времена брежневского развитого социализма, имелись все необходимые ресурсы, а главное — знание местности и опыт работы на ней. Но вот в 2021 году у Северной столицы появился регоператор по обращению с отходами. Он впервые вместо управляющих компаний провел конкурсы по выбору подрядчиков для вывоза ТКО с территории города. По итогам торгов обозначенная выше огромная территория досталась не «Спецтрансу-6», а компании «Эко Лэнд», а заявка первого была отклонена по формальным основаниям.
После передела рынка мусороперевозок первый «блин» в работе системы оказался комом. По всей видимости, организация процесса «перехода на новые рельсы» хромала. Причем пострадали от этого в основном именно те районы города, где были сменены традиционные подрядчики. Больше всего пострадали жители северных районов города.
«Новичок» «Эко-Лэнд» не обладал ни адресной базой контейнерных площадок, ни необходимым количеством техники для того, чтобы «подхватить» самый крупный лот нового мусорного монополиста Петербурга», — рассказал «МК в Питере» генеральный директор АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» Сергей Глухов.
Генподрядчики по трем из четырех зон, на которые поделил город НЭО, были выбраны на год, а значит, можно ждать следующих аукционов и новых переделов. Ситуация напряженная, тем более что, как показала практика, «дружба» с НЭО может быть чревата осложнениями — репутационные потери в январе понесли не только «Эко-Лэнд», НЭО и отдельные чиновники Смольного, считает Глухов.
Если друг оказался вдруг
Не секрет, что до скандального провала на конкурсах НЭО именно АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» считался опорным партнером нового мусорного оператора Санкт-Петербурга.
«Сотрудники «Спецтранса» охотно знакомили НЭО с особенностями петербургского рынка отходов, помогали в пиар-кампании, совместно изучали содержимое мусорного бака петербуржцев. НЭО даже заказал оценку акций и всерьез рассматривал возможность приобретения контрольного пакета акций одного из крупнейших транспортировщиков города», — рассказал гендиректор АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» Сергей Глухов.
По словам Глухова, причиной, по которой НЭО использовал административный повод, чтобы не подписать контракт с опытным транспортировщиком, стала приостановка переговоров по приобретению акций. Стороны так и не смогли договориться по цене. А после подведения итогов торгов на транспортирование отходов и вовсе прекратили взаимодействие. Единственным напоминанием о бывшей дружбе стало письмо (есть в распоряжении редакции) генерального директора НЭО от 17 декабря 2021 года с требованием к компании в срок до 1 января 2022 года очистить контейнерные площадки от баков, принадлежащих АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» на праве собственности. Таковых в распоряжении компании было установлено ни много ни мало почти 30 тысяч штук. В противном случае НЭО грозился вывезти их самостоятельно и возложить оплату расходов на бывшего оператора.
«Ну а в январе и вовсе всю вину за «мусорный коллапс» возложили на бывшего партнера, посчитав, что главной причиной всех бед стал отказ Автопарка № 6 продолжить сотрудничество с НЭО», — рассказал генеральный директор АО «Автопарк № 6 «Спецтранс».
Первое изумление из уст курирующего отрасль вице-губернатора Валерия Пикалёва прозвучало на пресс-конференции, приуроченной к старту мусорной реформы в Петербурге, 17 января 2022 года. «У нас возникает вопрос: если традиционная — работающая, устоявшаяся, с большим коллективом — компания проиграла в конкурсе, ну тогда пойдите на субподряд, и вообще вопросов бы не возникало», — приводила «Фонтанка» слова политика.
«А уже 23 января в большом интервью телеканалу «Россия 24» виновных заклеймил глава региона: «Ну, представьте себе — тот оператор, который должен был обслуживать 4 района, с 26-го числа прекратил вывоз мусора. Мы предложили ему — давайте купим у вас контейнеры, возьмем в аренду. — Нет. < > Я не скрываю, это 6-й парк, это 600 машин и 1500 рабочих. < > Город не рассчитывал, что 6-й парк уйдет из города, мы предлагали соответствующие контракты, но так получилось, что он не захотел этим заниматься», — вспоминает Сергей Глухов.
«Никаких предложений о работе на субподряде наша компания не получала, — категорично заявляет Сергей Глухов. — Равно как и просьб со стороны регионального оператора согласовать график замены баков. Направленные в адрес властей Санкт-Петербурга письма с разъяснением ситуации и предостережением о том, что единомоментная смена перевозчика может привести к негативным последствиям в вывозе мусора, также остались без ответа».
«МК в Питере» задал Сергею Глухову главный вопрос: какая она, жизнь без НЭО, и стоит ли ожидать участия Автопарка № 6 «Спецтранс» в новых аукционах на транспортирование отходов в Санкт-Петербурге?
«Финансовое положение компании стабильно. Мы сохраняем хорошие позиции в крупных районах Ленинградской области. Стали партнером областного регионального оператора в проекте по внедрению системы раздельного сбора отходов. Оказалось, что взаимодействие с партнерами и органами исполнительной власти на территории области значительно прозрачнее, честнее и понятнее, чем в мегаполисе. Продолжаем модернизировать и оптимизировать парк спецтехники. Фантомные боли по работе в Санкт-Петербурге не мучают, но за ситуацией в городе внимательно наблюдаем», — ответил генеральный директор Автопарка № 6 «Спецтранс».