Но иногда фантазия авторов может зайти гораздо дальше, и тогда на свет появляются самые настоящие произведения искусства или даже сюжетные композиции. Так получилось в одном из дворов на Ржевке. А создают такую красоту петербургские пенсионеры — Елена и Алексей. Корреспондент «МК в Питере» побывал в гостях у четы художников и выяснил, как появляются необычные творения и как это связано с заботой об экологии.
Узнал я о дворе на Ржевке из местных пабликов, в которых опубликовали фотографии причудливых инсталляций. Большинство местных жителей высоко оценили выделяющийся двор, населенный диковинными животными. Однако нашлись те, кто решил поспорить по поводу эстетической ценности арт-объектов. Правда, таких оказалось немного.
Как бы там ни было, после того как я увидел фотографии в интернете, у меня возникло желание взять интервью у создателей арт-объектов. Правда, с помощью социальных сетей мне удалось выяснить только номер дома, где проживают художники. Даже их имена я узнал лишь перед тем, как постучался в квартиру. Так что ехал, можно сказать, чисто на удачу.
Волшебный мир
Оказавшись во дворе, я первым делом сделал несколько кадров на свой телефон. Сразу обратил внимание на то, что произведения располагаются не хаотично, а образуют сюжетные композиции. Вот, например, водная стихия: морские звезды, медузы и рыбы. Рядом уже лесная полянка с грибами и насекомыми. «Порхают» бабочки и стрекозы, чуть поодаль — корова и куры, с которыми соседствуют три поросенка. На деревьях сидят диковинные птицы.
Ознакомившись с экспозицией и сделав фотографии, я отправился на поиски художников. К моему удивлению и сожалению, жители дома, которых я спросил в первую очередь, помочь ничем не смогли. Уже на пятой попытке один мужчина все же подсказал мне, что идти надо в четвертую парадную. На лавочке у подъездной двери о чем-то судачили пенсионеры, которые в один голос сообщили, что я ошибся, — художники точно проживают во втором подъезде.
«Лично их не знаем, но очень нравится, что они делают. Не только красоту создают, но и мусор убирают. Каждый год во дворе появляется что-то новенькое. Все это очень нравится детишкам. Внуки с удовольствием рассматривают. Идите во вторую парадную, там вам точно подскажут», — посоветовали бабушки у подъезда.
Считаю, что дальше мне очень повезло. Местная жительница, которую я повстречал у подъезда, подтвердила, что я пришел по адресу и мне надо подняться на второй этаж.
«Художников знаю. Как их зовут, не помню, квартиру тоже не подскажу. Можете постучаться в любую. У нас все соседи добрые — помогут, гнать точно не будут», — посоветовала девушка.
На втором этаже, как я сначала подумал, меня ждало небольшое разочарование. Предбанник оказался на замке, а звонков на общей двери не было. Что ж, придется ждать кого-нибудь из соседей. К счастью, стоять у лифта пришлось недолго. Минут через десять на этаж поднялись жильцы одной из квартир, которые сообщили мне, что художников зовут Елена и Алексей, и подсказали, куда надо постучаться.
Елена открыла быстро. Приняв мои извинения за внезапный визит, женщина пригласила меня в уютную кухню, где за ноутбуком сидел ее супруг Алексей. Мужчина предложил выпить кофе. Мы сразу условились, что разговор пойдет не под запись, а супруги не будут фотографироваться и называть фамилию, так как не хотят славы. Поэтому интервью с художниками приходится воспроизводить по памяти.
Мы быстро разговорились. Оказалось, что главный творец — Елена, а Алексей поддерживает супругу и помогает ей создавать шедевры ЖЭК-арта.
— А что, журналисты к вам еще не приходили?
— Пытались, но беседа с ними не состоялась. Потому что с утра в дверь позвонили, а мы птички поздние, вечерние. Так что вы, можно сказать, пришли вовремя. Да и у нас сегодня выходной, хоть мы и на пенсии, а продолжаем работать, — отвечает художница.
Кстати, Елена по образованию архитектор. Поэтому искусство и творчество ей всегда было близко. Но в последние годы супруги трудятся в смежной отрасли — в строительстве. На заслуженный отдых пока не собираются, так как невысоких пенсий едва бы хватило на самое необходимое.
Подложили свинью
Как рассказала художница, идея создать выставку под открытым небом у нее появилась около пяти лет назад, когда она поняла, что ей некуда девать игрушки повзрослевших внуков.
— Я сначала ими, игрушками, двор украсила. А потом понравилось, стало интересно, начала творить. Главный материал — бутылки. Но вот панцирь жука, например из сварочной маски сделан. С поиском сырья проблем не возникает. Сейчас везде раздельный сбор. А раньше приходилось чуть ли не по урнам собирать. Алексей стеснялся со мной ходить. (Смеется.) Но баллончики с краской постоянно дорожают. Когда я начинала, они по 100 рублей были, а сейчас по 400. Творить становится дорого, — делится Елена.
Кстати, дворники и управляющая компания не против выставки под открытым небом. Наоборот, многие помогают.
— Что говорят соседи про ваше искусство?
— Большинству очень нравится. Детям интересно, играют. Правда, есть недовольные. Одна соседка вообще сумасшедшей меня назвала. Попросила убрать трех поросят у нее из-под окон. Говорит, свинью подложили. Ну, я поросят подвинула, а туда корову установила. Такой компромисс ее устроил. Но кто-то из соседей даже помогает. Раньше еще внук подключался, но сейчас он стал стесняться. Ему уже 16 лет. А еще зимой наш сосед кидает из окна провод, и у нас загорается гирлянда на новогодней елке. К зимним праздникам тоже стараемся придумать особенное оформление, — отвечает Елена.
— Какой арт-объект был самым сложным?
— Наверное, аист, — отвечает Алексей.
— Нет, крокодил, которого украли, — возражает Елена.
Действительно, арт-объекты не застрахованы от воровства и вандализма. Алексей и Елена это понимают. Поэтому что-то приходится чинить, а что-то менять.
— Создаю в основном зимой, а летом занимаюсь уже экспозицией, — отвечает Елена. — Хотя вдохновение может появиться в любой момент. Если осенит, я тогда уже не могу остановиться. Да, на улице что-то портят и ломают. Раньше вандалы орудовали регулярно. Но буквально один звонок в полицию, и ситуация изменилась.
Жуткая тайна медведя
Кстати, художники украшают не только задний двор жилого дома, но и крыльцо парадной, на котором мы заметили необычную зверушку. Алексей рассказал, что существо называется «тыдра».
— Это как в старом бородатом анекдоте: «Что я, буду каждую крысу на «вы» называть?!» Поэтому и «тыдра», — объяснил Алексей.
На просторном для небольшой однушки балконе находится не только мастерская, но и «дача». Вдоль окон развешаны горшки с рассадой. Поспевают теплолюбивые томаты. Первый урожай уже собран. На полу лежит разобранный медведь из пенопласта.
— Знаете, что за игрушка? Такие продают в магазинах похоронных принадлежностей для детских могилок. Но не думайте, что это мы его где-то взяли. Нам медведя подкинули. Сейчас постараюсь его починить, — ошарашивает Елена.
— Вы считаете свои творения в большей мере элементами благоустройства или произведениями искусства?
— И то и другое. Конечно, есть желание организовать выставку. Особенно зимой, когда с улицы приходится убирать. Нам управляющая компания предоставляет помещения для хранения. Но выставка же лучше. Мы обращались и в Музей стрит-арта и в Новую Голландию, но пока получали вежливые отказы — не формат, — рассказывает Елена.
С заботой об экологии
Своим творчеством Елена и Алексей стараются обратить внимание на проблемы экологии и переработки вторсырья.
— У нас хоть и есть контейнеры для сортировки отходов, но далеко не весь пластик доезжает до предприятий. Своими работами мы хотим затронуть эту проблему, — объясняют супруги.
— Кстати, а как вы придумываете образы?
— Форма сама подсказывает. У нас здесь дома есть инсталляция — шахматы. Мы обратили внимание на то, что бутылка средства для мытья туалета напоминает шахматного коня. Упаковка из-под маленького питьевого йогурта — пешку. И так далее, — показывая фигуры, объясняет Елена.
— Слышали про дворик Нельсона?
— Да, конечно, нам очень нравится, что он делает. Конечно, жалко, что все демонтировали. Если местные власти примут такое решение по отношению к нам, будет грустно. На этом месте снова будут заросли крапивы и отхожее место для бездомных. Поэтому мы и хотели определить наши работы в музей, чтобы они не оказались на свалке. Если их просто выбросят, будет очень обидно, — делятся Елена и Алексей.
Сейчас художники сомневаются, что будут традиционно обновлять экспозицию к следующему лету. Однако супруги собираются поддерживать уже существующие арт-объекты.
Попрощавшись с Еленой и Алексеем, я уходил из квартиры художников со странным чувством, как будто я только что был на пороге разгадки какой-то тайны, но так и не смог ее разгадать.