Возведение спортивной арены — задача не из легких. Чтобы новый ледовый дворец, автодром, манеж или другой крупный комплекс появился на свет, необходимо учесть несколько факторов — расположение, внешний вид, вместимость и, конечно, стоимость. Миру известен ряд объектов, поражающих грандиозностью замысла и воплощения. Но также он знает и о тех, которым по разным причинам не суждено было принять у себя ни одного состязания.
Деньги — еще не все
Время от времени о новом «доме», то есть домашнем стадионе для команды, задумываются руководители, например, футбольных клубов. И у каждого свои мотивы.
«Кто-то понимает, что нынешняя арена уже не вмещает существующую армию болельщиков и клуб элементарно теряет деньги, зарабатывая меньше, чем мог бы. Кто-то рассчитывает увеличить количество этих самых болельщиков, то есть работает на перспективу. А кто-то просто хочет поразить мир грандиозным замыслом архитектурного чуда, — говорит вице-президент Университета „Синергия“, заведующий кафедрой спортивного менеджмента факультета индустрии спорта д. э. н., профессор Владимир Леднев. — При этом многие иногда забывают, что далеко не всё решают деньги. Так, многие амбициозные проекты английских арен не удались просто потому, что владельцы элементарно не смогли договориться с властями».
И тому есть несколько ярких примеров. В 2007 году английский футбольный клуб «Ливерпуль» обнародовал планы по постройке стадиона на 60 тысяч мест на «Стенли Парк», неподалеку от старого доброго «Энфилда». Том Хикс и Джордж Жилетт, на тот момент владельцы клуба, были полны энтузиазма. Но после встречи представителей американской архитектурной фирмы HKS и городского совета Ливерпуля на идее поставили крест.
Примерно в то же время строить новый стадион — в Киркби — вознамерился «Эвертон». Арена на 50 тысяч болельщиков, по задумке, должна была прийти на смену «Гудисон Парку». Для сбора средств на возведение были предприняты попытки заключить партнерство с сетью гипермаркетов Tesco. Судя по последним публикациям в СМИ, одобрение правительства Великобритании «Эвертон» получил лишь недавно.
А в 2012 году «Челси» весьма эксцентричным образом попытался приобрести генераторную станцию «Баттерси» и трансформировать ее в ультрасовременный футбольный стадион на 60 тысяч мест. Сбыться оригинальной задумке, увы, было не суждено, поскольку покупка так и не состоялась.
Были незавершенные строительные проекты спортивных сооружений и в нашей стране, еще во времена СССР. Грандиозный стадион в Москве, который задумывался как эталон для будущих строек, так и не закончили. Причиной стала война.
«Был стадион «Сталинец». Его начинали строить в 1930-е годы но так и не завершили проект. По плану это была очень масштабная стройка — одна только беговая дорожка должна была быть 800 метров. А еще велотрек и даже гоночная трасса. Такого сооружения никто и нигде раньше не планировал и не строил. Но началась Великая Отечественная война. Понятно, что страна переориентировалась на военные нужды, стройки ушли на второй план. К 1940-м годам была готова только половина стадиона. Но он все же сыграл большую роль в истории — под недостроенными трибунами были спрятаны танки, которые очень помогли в защите Москвы от фашистских захватчиков. Эти танки никакая воздушная разведка неприятеля не могла разглядеть. Позже на месте «Сталинца» появился стадион «Локомотив», — рассказал историк спорта Александр Любимов.
Глобальные соревнования — не гарантия
Проекты спортивных объектов также обдумываются перед проведением олимпиад, крупных чемпионатов и так далее. Если инициатор строительства или реконструкции стадиона подведет свои задумки под комплексное развитие соответствующей инфраструктуры, шансов на успех у него будет больше. По мнению спортивного юриста, доцента Департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, к. ю. н. Алексея Иглина, ни одна из идей, аккумулированных специально созданным в России ФГУП «Спорт-инжиниринг» в преддверии Кубка мира по футболу 2018 года, не воплотилась бы в жизнь, не будь гарантий использования новых арен под матчи высокого уровня.
«Так, в Великобритании столичный Лондон принимал Олимпиаду-2012, и, безусловно, подготовка стадионов параллельно со строительством новых, не задействованных в олимпийских дисциплинах (особенно если присовокупить предшествовавший мировой финансовый кризис), перечеркнула ряд интересных проектов», — рассказал собеседник, отметив, например, провалившиеся планы по работе над совместным для «Ливерпуля» и «Эвертона» стадиона, соединенного мостом.
Таким образом, одним из экономических факторов, способных как привлечь, так и отпугнуть инвесторов, является реальная эксплуатация стадиона, особенно после или в промежутках между соревнованиями.
«Если спортивное сооружение узкопрофильное (предназначено для одного вида спорта), шансов на его ликвидность немного. И наоборот, мультифункциональные арены-трансформеры гораздо перспективнее. Лучший вариант — изначально прописать дорожную карту по круглогодичной эксплуатации таким образом, чтобы минимизировать простой сооружения. Вариантов масса: стадион — концертная площадка, стадион-музей, стадион-аттракцион и так далее», — считает эксперт.
План изначально сомнительный
Порой глобальные и не очень идеи, говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева, обречены на провал еще, как говорится, в зачатке, то есть на стадии проектирования:
«Красивые 3D-модели не отражают реальных особенностей ландшафта, городской среды, финансовых и вообще технических возможностей. Например, проект строительства нового стадиона для ФК „Барселона“ прямо в морской акватории».
С нуля создать остров для спортивного объекта или соединить две полноценные арены в одну «позвоночником» — задумки, считает собеседница, странные и к тому же не дешевые. И это при наличии более доступных и дешевых альтернатив. Масла в огонь подливают и кризисы, которые, как правило, наступают внезапно, из-за чего стройкам может грозить лишение финансирования. «Подобные проекты — первое, с чего начинают оптимизацию. Так, не построены арены для греческого ФК АЕК, английского «Портсмута», итальянского «Лацио», — добавила эксперт. Свои недострои и «забросы», к сожалению, есть и у России. Например, в прошлом году решили снести незаконченный стадион в Кузбассе, который начали возводить еще в 2005-м. Хотя в стройку и поддержание консервации вложено порядка 100 млн рублей. В Челябинской области никак не отремонтируют небольшой спортивный объект, на реставрацию которого выделили 40 млн рублей из городского бюджета.
А что в Петербурге?
В отличие от многих других столиц, в нашем городе есть множество примеров, которые говорят о том, что проекты строительства спортивных объектов здесь реализуются. А некоторые двигаются даже опережающими темпами.
Например, одним из самых масштабных, но небеспроблемных объектов в Петербурге стала «Газпром Арена», которая появилась на месте стадиона имени Кирова на Крестовском острове. Арену строили почти 9 лет, проект менялся кардинально пять раз. Генерального подрядчика меняли три раза, генерального проектировщика — четыре. Однако все завершилось благополучно и сейчас стадион принимает футбольные матчи мирового уровня, а еще стадион используется как одна из крупнейших концертных площадок для выступления звезд.
«Тинькофф Арена» — спортивный комплекс, который находится в Приморском районе Петербурга. Его строили всего 2 года — с 2016-го по 2018-й. Сейчас это основная площадка, где проводится турниры по смешанным боевым искусствам, концерты и театральные мероприятия.
«Сибур Арена» — строилась 3 года на месте, где раньше располагалось запасное поле стадиона имени Кирова. После ввода площадки в эксплуатацию на несколько лет стала местом для спортивных соревнований баскетбольного клуба «Зенит» в рамках Единой лиги ВТБ и еврокубков. А еще почти 5 лет принимает у себя матчи волейбольного клуба «Зенит». Как и остальные спортивные сооружения, в перерывах между состязаниями спортсменов принимает крупные развлекательные мероприятия. Например, его арендуют цирковые шоу.
Если говорить о ледовых площадках, то нашем городе в рекордно сжатые сроки был построен Ледовый дворец. Его строили 2 года, для того чтобы город смог принять матчи чемпионата мира по хоккею.
И в этом списке особо стоит отметить «СКА Арену» — строящийся многофункциональный комплекс в Петербурге. Его задумывали в основном как площадку, которая должна была принять чемпионат мира по хоккею. Однако после отказа со стороны Запада в его проведении в нашей стране строительство объекта не остановили. Все работы над «СКА Ареной» сейчас идут, как это и было запланировано. Потому что кроме цели принять крупное мировое состязание у строителей была задача создать необходимый городу объект, где смогут тренироваться все, кому по душе разнообразные виды спорта.
Новый стадион, который представят городу в 2023 году, как раз объединит в себе и «дом» для петербургского СКА, и площадку для проведения состязаний по самым разным видам спорта (шорт-трек, ММА, теннис, регби, фигурное катание, баскетбол и многие другие), и концертно-выставочную зону, и даже детские секции. При этом объект по вместимости — 21,5 тысячи мест — обещает превзойти большинство самых известных комплексов в мире. Сейчас таковым является «Белл Центр», но с завершением строительства лидерство уйдет именно «СКА Арене». Кроме этого, вокруг сооружения будет парк площадью 12 гектаров, который расположится рядом. Он станет хорошим оборудованным местом как для занятий спортом, так и для обычных прогулок. Много ли у кого такой есть?