Ждать на пешеходном переходе не любит никто, особенно когда попасть в нужное место можно, только перейдя дорогу несколько раз. Именно поэтому люди нередко перебегают перекрестки по диагонали. В Москве пошли навстречу пешеходам и создали специальные диагональные переходы. О том, какие риски несет в себе это на первый взгляд удобное решение, и почему такие «зебры» не появляются в Петербурге, «МК в Питере» рассказал главный специалист дирекции по организации дорожного движения города на Неве Дмитрий Попов.
Диагональный пешеходный переход безопасен только на первый взгляд, отметил эксперт. По его словам, то, как его реализуют на практике в Москве, даже не соотносится с ГОСТом — он должен быть размечен точками, а не полосками «зебры», как большинство в столице. Кроме того, нет никакого четкого регулирования ситуации на дороге и ответственности участников дорожного движения для этой схемы перемещения.
«Когда есть “зебра”, как в Москве, и светофор отключается, то ее наличие провоцирует людей продолжать движение по диагонали. А в ПДД не сказано ни одного слова, как взаимодействовать водителю и пешеходу на диагональном пешеходном переходе. Если человека собьют, что мы водителю сказать должны? Что он человека на капот посадил, потому что он в мертвой зоне был? Именно поэтому в Петербурге такая московская дурость не повторяется. Это провокация на ДТП и нарушения ГОСТа», — объяснил Попов.
В Петербурге есть свои особенности пересечения дорог, и один из более удачных примеров — переход около метро «Елизаровская». Там одновременно загорается зеленый для пешеходов на всех сторонах, люди могут перейти по диагонали, так как весь транспорт стоит. Но и тут есть риски, которые стоит оценивать.
«Мы не говорим, что это хорошо, но заботимся о безопасности пешеходов, и длительность зеленого сигнала светофора на выделенной пешеходной фазе посчитали, чтобы тот, кто рискнет на свой страх и риск идти по диагонали, прошел хорошо. Мы нормативно-правовой ляп, который сделан в Москве, не повторяем, но есть места, где есть диагональный пешеходный переход. На перекрестке Чкаловский — Ленина, например», — рассказал эксперт.
В Москве, к слову, демаркировали 44 диагональных перехода. Запутанность ситуации, по словам Попова, похожа на ту, что есть в Петербурге из-за режима «полуфазы» — когда светофор с одной стороны горит 45 секунд, а с другой — 35. При этом автомобилю можно выполнить поворот налево, не дожидаясь стрелки.
«Гарантия в этом случае на возможность поворота обеспечивается тем, что встречный транспорт в конце цикла остановится, а машина все равно сможет повернуть налево. Но есть и слабое место: если в одном месте сохранится поворот налево, то водитель, который ожидает завершения поворота, будет ориентироваться на свой сигнал, который у него закончится на 10 секунд раньше. В итоге он поедет дальше и станет жертвой столкновения с автомобилем, который ехал по зеленому сигналу», — рассказал Попов.
В Петербурге такие схемы появились еще в 2001 году, но вскоре было решено запретить поворот налево — именно он создает предпосылки к ДТП. В Москве же о такой особенности не знают, а потому нередко провоцируют аварии.
Ранее «МК в Питере» рассказывал, как избежать аварий с детьми на электросамокатах.