Светофор — неотъемлемая часть городского пейзажа, едва ли представляющая интерес для обывателя, если он не собирается переходить дорогу или проезжать на машине. Однако в его работе есть нюансы, благодаря которым поток автомобилей не превращается в мертвую пробку, бетонируя дорожные артерии. «МК в Питере» поговорил с главным специалистом дирекции по организации дорожного движения (ДОДД) Петербурга Дмитрием Поповым о «зеленой волне», любителях проскочить в последние секунды и уникальных городских хитростях, берегущих дорожное движение от неизбежных заторов.
Отличительная черта крупных дорожных артерий Петербурга — Невского проспекта, Московского, проспектов Народного Ополчения, Славы и Просвещения — это связь всех светофоров с контролером, который задает ритм и направление движения. Безопасность здесь создается за счет так называемой «зеленой волны» — автоматической системы регулирования, смены зеленого на красный для всех направлений с учетом особенностей потока. Но в Петербурге, который славен не только богатой историей, архитектурой и прочими достопримечательностями, но и безобразным стилем вождения местных повелителей баранки, всегда находятся гонщики, способные сбить здоровый ритм движения и подпортить жизнь окружающим. Обычно такие ребята первыми рвутся на зеленый, потом приходят к следующему светофору, обгоняя «зеленую волну», и в итоге нарушают ее ритм — после попасть в гармоничный поток не удается уже никому.
Но благо в городе на Неве есть не только дорожные вредители, решение проблеме было найдено в преддверии ЧМ-2018. По словам Попова, тогда компания РИППАС разработала систему, которая позволяет обеспечить технический приоритет при проезде отдельных групп транспортных средств — тогда это было сделано для корреспондентских групп и спортсменов, а сейчас внедряется для общественного транспорта. В тестовом режиме так ходят два троллейбуса по Суворовскому проспекту.
Суть в том, что при регулировке движения используется геопозиционирование борта. Контроллер, который находится на объекте, оценивает точку, где стоит приближающийся автобус или троллейбус, и выбирает такой режим работы, который позволит наиболее оптимально развести потоки на пересекающихся направлениях.
«То есть не просто включился зеленый, а контроллер смотрит — если троллейбус находится достаточно далеко по отношению к включенному зеленому сигналу светофора по Суворовскому, то можно сделать перекидку пока что на пересекаемый поток. Транспорт в итоге в том направлении спокойно проходит. Если троллейбус находится в пересекаемом направлении, то сразу включается зеленый сигнал», — объяснил Попов.
По его словам, сейчас этот подход намерены использовать в рамках транспортной реформы, чтобы обеспечить приоритет автобусам, троллейбусам и трамваям перед личными автомобилями. Также в Петербурге прорабатывают еще одну уникальную технологию для разгрузки дорог. Для этого ДОДД заключил договор с «Яндексом» об обмене информацией о скорости движения потока машин на конкретных участках трасс. Агрегатор собирает данные о скорости со всех устройств, на которых в этот момент включен навигатор поисковика. После производится усреднение, а с помощью него можно вычислить, по какой причине случаются заторы на тех или иных участках дороги.
«Например, перекресток улиц Пролетарской и Веры Слуцкой в Колпино. Ввели на нем отдельную пешеходную фазу. Потом выяснилось, что три направления на перекрестке едут прилично, а по одному вечно затор. Почему — понять не можем. Измерили скорости: получилось, что у трех направлений она почти одна и та же, а по четвертому машины едут шесть километров в час. Нашли среднее значение скорости, перекинули часть времени со светофорного объекта одного направления на другое. Уровняли», — привел пример Попов.
Пока оценить эффективность этого решения трудно, но есть видимый плюс — всем участникам движения создаются равные условия. Помимо этих двух методов есть и другие, которые в ДОДД регулярно совершенствуют и дорабатывают. А пока работа идет, хочется напомнить простую, но мудрую поговорку — «Тише едешь, дальше будешь». Многим петербургским автомобилистам она бы пригодилась.