Знаменитые иконы Петербурга: о чем молиться у святынь

Петербург каждый год привлекает десятки тысяч туристов. Одни просто мечтают увидеть Северную столицу, другие — пройтись по музеям и дворцам, третьи — посмотреть разводные мосты и прокатиться по рекам и каналам. А есть те, кому важно посетить храмы города и увидеть знаменитые иконы. «МК в Питере» подготовил материал о нескольких святынях Петербурга, чья история удивительна и посмотреть которые стоит не только православным верующим, но и всем гостям и жителям города.

Знаменитые иконы Петербурга: о чем молиться у святынь
В Петербург помолиться едут со всей страны. Фото: baltphoto.ru

«Я ощущаю любовь»

Мария живет в Омске, а в Петербург приезжает каждый год навестить родных. Побывав в храме блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище однажды, она хочет возвращаться туда снова и снова.

«Ксения Петербургская вызывает у меня чувство единства с миром, я ощущаю такую всеобъемлющую материнскую любовь. Когда плохо, к ней придешь — и станет хорошо, чисто на душе. Меня к ней прямо тянет, чувствую ­какой-то процесс очищения. Просто побывала у нее и очистилась от своих страхов, обид. У нас в Омске в церкви на Тарской тоже есть икона Ксении Петербургской. И когда подхожу к ней, у меня по телу идут мурашки, ощущение, что я ее чувствую, как живую», — рассказывает Мария.

Кристина, как и Мария, приезжает в Петербург навестить близких. Однажды девушка зашла в Казанский кафедральный собор и увидела, что через храм тянется очередь. Поинтересовалась, к какой святыне стоят люди. Так Кристина узнала про знаменитую икону.

«Конечно, я тоже захотела отстоять очередь и помолиться Божией Матери. И пока стояла, поняла, что забыла обо всем, что меня беспокоило в тот момент. Просто было спокойно и легко на душе. В свой прошлый приезд я снова посетила собор и перед иконой снова испытала те же чувства», — говорит Кристина.

Казанская икона Божией Матери

Казанский кафедральный собор, Казанская площадь, 2

И правда, Казанская икона Божией Матери, пожалуй, самая знаменитая в Петербурге. Очереди перед ней, как рассказывает председатель Приходского совета Казанского кафедрального собора, прото­иерей Александр Пашков, всегда большие, независимо от времени года, погодных условий и того, выходной это день или будний.

Петербургский список Казанской иконы скопирован с московского. По повелению Петра I он был привезен в Петербург. Поместили икону в храм-часовню, располагающуюся недалеко от Домика Петра, в начале XVIII века. После смерти Петра долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте.

«Когда Павел I отправился в путешествие по Европе, его духовный мир покорил вид собора Апостола Петра в Риме, нечто похожее он пожелал устроить в столице. Однако вскоре Павел был убит, и его замысел воплотился уже при его сыне Александре I. Прошел конкурс среди разных архитекторов: от самых молодых до именитых. И на этом конкурсе с проектом того собора, который мы видим сейчас на Невском проспекте, побеждает крепостной графа Александра Строганова Андрей Воронихин, который позднее тоже получил звание графа. И в 1801 году начинается строительство, а в 1811‑м — собор уже освящают. Перед отправлением в вой­ска великий русский полководец Михаил Кутузов прибыл в Казанский собор, молился перед иконой, а затем одержал трудную, но блестящую победу над французскими вой­сками во главе с Наполеоном», — рассказывает Александр Пашков.

Отец Александр добавляет, что икона находилась в соборе до 30‑х годов XX века, затем ее перенесли в Князь-­Владимирский собор, а вернулась она на свое историческое место только в конце прошлого века. Изначально святыня была богато украшена, но в советские годы украшения разворовали, осталась лишь тканевая риза, расшитая золотом. Осенью 2020 года было решено восстановить оклад.

Казанская икона Божией Матери. Фото предоставлено сотрудниками Казанского Кафедрального собора

С помощью исторических фотографий и приношений прихожан в виде драгоценностей в благодарность Богоматери удалось сделать новый, стилизованный оклад из серебра, драгоценных камней и жемчуга. Осенью прошлого года икону облачили в новый оклад.

«Мы каждый день видим очереди из людей разных возрастов, социальных статусов, национальностей, которые идут к Богоматери со своими просьбами. Что каждый из них просит, знает только Царица Небесная. Обычно люди просят об исцелении от болезней себя или своих близких, об устройстве жизни, о ­каких-то добрых приобретениях, о том, чтобы дети хорошо учились в школе. Мы просим Богородицу о мире во всем мире, о мире прежде всего в наших сердцах, о приумножении любви. О почитании старших, о том, чтобы любовь выражалась созданием добрых хороших семей, чтобы семьи были благотворными, многочадными, чтобы детки воспитывались в добром христианском духе. Мы просим и о духовном, и о материальном. Каждый приходит к ней и получает и успокоение, и утешение. Кому что необходимо — подается», — говорит протоиерей Александр Пашков.

Икона «Спас Нерукотворный»

Спасо-­Преображенский собор, Преображенская площадь, 1

Согласно преданию, страдающий от проказы царь древней Едессы Авгарь послал своего слугу с письмом к Иисусу Христу, в котором молил Спасителя прийти к нему и исцелить его. Слуга не смог подойти близко к Господу, которого окружила толпа. Тогда он залез на самый высокий камень и попытался нарисовать Христа. Спаситель, увидев это, попросил воды умыться, а затем вытер Свой лик платом. Плат, на котором отпечатался Его образ, Христос отдал слуге с ответным письмом, в котором отказался идти в Едессу, но обещал в свое время прислать к больному одного из учеников. Царь Авгарь излечился от проказы, получив плат с ликом Спасителя, но не полностью: лицо осталось обезображенным болезнью. После Пятидесятницы к нему пришел ученик Христа апостол Фаддей, окончательно исцелил Авгаря и крестил его. Икона, находящаяся в Спасо-­Преобра­женском соборе, была написана для царя Алексея Михайловича московским иконописцем Симоном Ушаковым. Петру Первому эту икону передала его мать.

«К не сохранившемуся до нашего времени Троицкому собору (на площади у Троицкого моста) была приписана часовня, размещавшаяся неподалеку в Домике Петра — его «первоначальном дворце». Часовня с чтимым образом Спасителя была основана в столовой дома в середине XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны. Икона Спасителя сопровождала Петра I в военных походах и находилась в покоях при его кончине. По преданию, последнее, что произнес государь Петр Первый в присутствии образа Спасителя, были евангельские слова: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Образ был одним из самых почитаемых в Северной столице, и слова «идти к Спасителю» были понятны тогда каждому петербуржцу», — рассказывает «МК в Питере» руководитель сектора коммуникаций СПб митрополии Наталья Родоманова.

Икона «Спас Нерукотворный». Фото предоставлено сектором коммуникаций СПб епархии

Наталья добавляет, что петербуржцы осуществляли настоящие паломничества к иконе. Настолько она была популярна среди горожан, что специально организовывались переправы, и за 2 копейки людей доставляли на другой берег Невы, чтобы они могли попасть в часовню в Домике Петра.

«Сохранились фотографии конца XIX — начала XX века, где можно увидеть также множество повозок перед входом в Домик Петра, который и сегодня увенчан православным крестом. В Российском государственном архиве хранится большая опись предметов, которые подносились прихожанами и паломниками в благодарность за исполнение молитвенных прошений к иконе «Спас Нерукотворный». Когда часовня была закрыта властями, образ в 1930 году был передан в Спасо-­Преображенский собор, и сейчас здесь хранится, как считают некоторые исследователи, копия первоначального чудотворного образа, принадлежавшего кисти Симона Ушакова», — добавляет Наталья Родоманова.

Перед этой иконой часто молятся о здоровье своих родных и близких, просят Господа помочь в трудных ситуациях. Найти прославленную петербургскую святыню в Спасо-­Преображенском соборе просто, она хранится у южного клироса.

Икона Божией Матери «Милующая»

Храм Иконы Смоленской Божией Матери, Камская улица, 24

Второе название этой иконы «Достойно есть». Образ написан в X веке на святой горе Афон и почитается чудотворным. «Название «Достойно есть» появилось после того, как, по преданию, монаху, молящемуся перед иконой «Милующая», явился архангел Гавриил и сказал, что молиться надо не так, как делал это брат и как другие молятся Божией Матери, а нужно добавлять слова

«Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». Эти слова были написаны архангелом Гавриилом на каменной доске. С тех пор эта икона Божией Матери «Милующая» получила второе название», — говорит священник храма Иконы Смоленской Божией Матери протоиерей Александр Лесюис.

Отец Александр добавляет, что копия этой иконы была написана специально для Санкт-­Петербурга на горе Афон в конце XIX века, а затем передана в наш город. Для нее на Большом проспекте В. О. был построен храм церковным архитектором Василием Косяковым. Собор был заложен в царствование императора Александра III, а освящен уже в царствование Николая II.

«В годы воинствующего безбожия храм был закрыт и передан учебному отряду подводного плавания. На месте алтаря была построена камера в виде трубы, в которой тренировали водолазов. Святой образ позже, в 1950 году, был перенесен митрополитом Григорием (Чуковым) в храм Смоленской Иконы Божией Матери, где она и находится по сей день. Храм в честь иконы Божией Матери «Милующая» сейчас реставрируется. Конечно, когда он будет восстановлен, надо ожидать, икона вернется туда, где она первоначально в нашем городе и находилась», — рассказывает отец Александр.

Икона Божией Матери «Милующая». Фото: smolenka.spb.ru

Священнослужитель добавляет: интересен тот факт, что на горе Афон эта икона покрыта сплошным покровом, ризой. Там виден только лик Божией Матери и Спасителя. В Петербурге же видно всю икону. Также отец Александр говорит, что у иконы нет ­какой-то определенной «специализации», каждый верующий может молиться перед ней о своем.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» (Невская)

Александро-­Невская лавра, набережная реки Монастырки, 1

Оригинальная икона «Скоропослушница» находится в афонском монастыре Дохиар и представляет собой образ Божией Матери с младенцем на руках. Петербургский список с этой иконы отличается от оригинала: на нем Богоматерь изображена без младенца. Эта икона была принесена в Санкт-­Петербург в 1877 году иеромонахами афонского Русского Пантелеимонова монастыря и несколько лет хранилась в одной из часовен города. Когда случился пожар и часовня сгорела, икона была найдена на пепелище целая, хоть и опаленная огнем. Чудо произвело на горожан огромное впечатление, и к иконе «Скоропослушница» потянулись вереницы богомольцев.

«Перед этой иконой очень любила молиться сестра императрицы Александры Федоровны Елизавета Федоровна. Ее мужа убили в 1905 году, и она всю оставшуюся жизнь прожила словно монахиня, посвятив себя молитвенному подвигу и делам милосердия. До того как в 1958 году икона оказалась в Александро-­Невской лавре, она около 20 лет находилась в Князь-­Владимирском соборе, где во время блокады перед ней молились тысячи ленинградцев. «Скоропослушница» означает «внимающая молитве скоро», люди молятся перед этим образом Божией Матери в трудностях, которые требуют ­какого-то быстрого разрешения», — рассказывает историк Александро-­Невской лавры Дмитрий Бохонский.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» (Невская). Фото: monastery.ru

Находится «Скоропослушница» (Нев­ская) в Троицком соборе Александро-­Невской лавры слева от главного иконостаса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру