Не останусь без штанов: как выживают сотрудники индустрии моды в период нестабильности

Не останусь без штанов: как выживают сотрудники индустрии моды в период нестабильности
После закрытия магазинов зарубежных брендов петербуржцы смогут обратить внимание на индивидуальный пошив одежды

После массового ухода крупных магазинов брендовой одежды петербуржцы начали искать альтернативу. Задумались об этом и в Смольном. По словам председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилла Соловейчика, закрытые магазины переориентируют на торговлю продукцией местных дизайнеров под маркой «Сделано в Петербурге».

Однако российский масс-маркет, который так же, как европейский и американский, слабо адаптирован под особенности среднестатистической фигуры. А так как одежда является предметом первой необходимости, горожане все чаще обращаются к бабушкиной швейной машинке и смотрят в сторону ателье. Индивидуальный пошив всегда ассоциировался с премиум-сегментом, но, возможно, кризис сделает его доступным каждому.

В начале февраля 2022 года, еще до встряски рынка, специалисты по консалтингу из Fashion Consulting Group прогнозировали рост цен на одежду на уровне 15–25%. Выше всего должны были подняться цены на товары премиального сегмента — на 20–30%. Масс-маркету прочили рост стоимости на товары 10–15%. Такие же показатели были в 2021 году. Однако сейчас ситуация осложняется экономическими и политическими событиями. Поэтому точно спрогнозировать рост цен в 2022 году крайне сложно. Среди причин подорожания — рост цен на сырье, нестабильность курсов валют, выросшая стоимость транспортировки, сложности с поставками, ограничение на проведение денежных операций с недружественными странами, в том числе блоком стран Евросоюза.

Поэтому даже российский масс-маркет сильно набрал в цене. Казалось бы, самое время возрождать индивидуальный пошив: закупившись фурнитурой и тканью, изготовить наряд самостоятельно либо с помощью мастера. Минусы таковы: самостоятельный пошив требует навыков и времени, поход в ателье — дополнительных трат (работа швеи-то не бесплатная). Ну и в любом случае вы потратитесь на материал. Однако и плюсы несомненны: изделие, сшитое по индивидуальным меркам, будет идеально сидеть на вашей фигуре, и у него не будет аналогов. Вы уж точно не встретите на улице девушку в таком же платье или парня в идентичной вашей куртке.

Специалисты на рынке есть

В советское время профессия швеи была уважаема и любима потребителем. Достать эксклюзивное платье или кофту, подходящую по фигуре, было крайне сложно. Зато в каждом дворе находилась мастерица, которая могла сотворить что угодно — сшить из нового, перешить из старого, подогнать по фигуре или самостоятельно изготовить уникальное изделие. Пускай разнообразие в магазинах сильно увеличилось, но профессия никуда не ушла и все еще держится в списке востребованных.

По данным сервиса по подбору персонала, с начала 2022 года российские работодатели разместили более 2300 вакансий для швей, портных и закройщиков, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2021 года. На Петербург на данный момент приходится порядка 300 новых вакансий, что также на 22% больше, чем в начале 2021 года.

Фото: Pexels

«Со стороны соискателей интерес к профессии швеи также наблюдается. Так, россияне с начала текущего года разместили более 5800 резюме на позицию швеи/портного/закройщика, из них на Петербург приходится порядка 800 резюме. То есть в среднем на одну вакансию по России, как правило, откликаются около 2–3 кандидатов, а в Петербурге — 1–2 кандидата. Таким образом, уровень конкуренции за рабочие места в данной профессиональной сфере ниже нормы, что может говорить не только о повышенном спросе у работодателей, но также о нехватке кандидатов. В среднем соискатели хотят зарабатывать на позиции швеи порядка 55 000 рублей», — рассказала руководитель пресс-службы hh.ru по СЗФО Мария Бузунова.

В компании отмечают, что средняя предлагаемая зарплата швеи в Петербурге на начало 2022 года — 50 тысяч рублей. Хотя еще год назад труженицам иглы и нитки платили на 5 тысяч рублей меньше. Некоторые работодатели предлагают и 80–100 тысяч рублей. Для сравнения: учителей и преподавателей приглашают на зарплату 40–45 тысяч рублей.

Экономика и санкции

Экономические ограничения сказываются на любом бизнесе. Ателье, например, сейчас испытывает сложности с поставками тканей и качественной фурнитуры. Закупаемое в Европе сырье теперь малодоступно и выросло в цене. Альтернативы есть в Турции и Китае. Представители индустрии пошива одежды отмечают, что сейчас рынки именно этих стран станут основными поставщиками. Президент петербургской ассоциации «Палата текстиля и моды» Светлана Мельниченко сообщила, что до сложившейся геополитической ситуации мало кто интересовался альтернативами в области поставок.

«Ходовое и закупаемое сырье было представлено преимущественно итальянскими и французскими тканями премиум-сегмента. Российские производители одежды даже не смотрели в сторону альтернативных рынков. Это дело привычки. Все-таки известные дизайнерские бренды сосредоточены в Москве и Петербурге, а это близость к европейскому рынку», — отмечает Светлана.

Российское сырье пока не устраивает портных соотношением цены и качества. Турецкий и китайский рынки наиболее привлекательны: их продукция давно гуляет по миру и зарекомендовала себя работой с люксовыми брендами.

Сооснователь ателье «М.Т.Д.» Елена Михнева подтвердила наличие проблем. Предприниматель объяснила, что есть две причины: во-первых, взлетели цены, что сильно бьет по карманам закупщиков и сказывается на конечном изделии; во-вторых, сейчас есть проблемы с поставками из Европы, и как это решить, пока никто не знает.

«Ткани, которые сейчас лежат на складах, можно приобрести за высокий ценник, но и они скоро закончатся. А найти качественную замену очень сложно. Необходимо, чтобы соответствовали качество и цена. Но сейчас мы такого не видим», — делится Елена Михнева.

Фото: Pexels

Торгово-промышленная палата Петербурга, кстати, уже ведет переговоры с турецкими партнерами. Цель — наладить оплату между российскими и турецкими предпринимателями в национальной валюте — рублях и лире. Такая инициатива была актуализирована турецкой стороной, так как из-за геополитики наши компании практически ушли с турецкого рынка и начали налаживать связи с Узбекистаном и Китаем, с компаниями которых могут рассчитываться друг с другом в национальных валютах.

«По объективным причинам торговать за доллары нам не выгодно, более того, сейчас мы просто физически не можем купить доллары. Поэтому данная мера будет в самый раз», — объясняет Светлана Михнева. — Это упростит жизнь нашим предпринимателям. Тогда у нас не будет потребности покупать доллар. Соответствующий договор был подписан еще в 2019 году, но никто всерьез этим вопросом не занимался».

Как дела у ателье

Есть фактические сложности, которые четко разделяют магазин и ателье, — время, деньги, качество. Но, может, это и лучше? Возможно, теперь мы станем выбирать качество и практичность вместо быстротечной моды и начнем относиться к вещам осознаннее.

«Основное отличие индивидуального пошива от масс-маркета — это качество. Покупатель получает то, что он хочет. Может сам придумать модель, мерки снимаются по параметрам заказчика. И человек на выходе получает вещь, которая идеально сидит и долго служит, — объясняет сооснователь ателье «М.Т.Д.» Елена Михнева. — При индивидуальном пошиве совершенно другое качество ткани. Если заказчик выбирает ткани, которые закупает ателье, то это не массовка, а премиум. Причем это не означает повышения ценника. Если речь идет именно о цифрах, то наши вещи могут прослужить 3–5 лет и не испортиться. А вот масс-маркет иногда может уже после первой стирки пойти на выброс».

Управляющий ателье-бутика Star People Александра Багаева отмечает, что ситуация на fashion-рынке неоднозначна. Например, ушедшие бренды сегментов mass market, middle и middle up, такие как Zara и Massimo Dutti, заменить будет сложно.

«Наши мастера шьют с качеством премиум и люкс. И такие изделия, как выпускает Prada, Chanel, Cristian Dior, они легко могут повторить по крою, посадке и внутренней обработке. Клиенты, которые привыкли покупать люкс и премиум, готовы переплачивать в десятки раз за логотип известного бренда. Но сейчас и они начинают обращать внимание на местных дизайнеров и ателье: они видят хорошее качество и понимают, что, например, жакет Dior за 300 000 рублей они могут сшить по индивидуальным меркам и как минимум в пять раз дешевле, — объясняет Александра. — Наши заказчики ценят индивидуальный подход, интересные детали, кутюрный крой и высокое качество и отшивают в ателье целые гардеробы. Для них очевидно преимущество платья или костюма, сшитого по индивидуальным меркам. Мы знаем, что в России огромное количество талантливых дизайнеров, и сейчас у них есть все шансы развиваться».

Президент ассоциации «Палата текстиля и моды» объясняет, что приобретаемое в люксовом магазине — это линия прет-а-порте (одежда для массового потребления, сшитая по стандартным размерам). Когда марки премиум-сегмента ушли, люди, привыкшие к брендам, начинают обращать свой взор на российских дизайнеров, которые работают в этом же сегменте.

Фото: Pexels

«Если наши бренды не будут давать то качество, к которому привык обыватель, они потеряют клиента. Есть три составляющие — ткань, дизайн, технология сборки. Поэтому, условно, платье сидит. Но если мы говорим о низком ценовом сегменте, то сейчас есть много достойных марок, часть из которых также ушла с рынка, и здесь наши предприниматели уже могут выступить заменой, — объясняет Светлана. — Если наши дизайнеры научатся делать достойные, качественные вещи, то они найдут своего покупателя. Например, в Петербурге — модные дома Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Яниса Чамалиди, Студия красивой одежды Стаса Лопаткина — эти модельеры не испытывают никакого дискомфорта. Что называется, ни до, ни после. Они имеют своего покупателя, который всегда к ним придет».

И все же на вопрос о том, способен ли индивидуальный пошив заменить масс-маркет, представители отрасли дружно ответили: нет. Все-таки это, как правило, магазины одежды в низкой и средней ценовой категории. И, условно, подружка, увидев на вас красивую блузку, может в тот же день купить себе идентичную, в то время как при заказе в ателье нужно будет еще объяснить, что вы хотите, и дожидаться, пока сошьют изделие.

Есть мнение

Жители Петербурга поделились с «МК в Питере» своим мнением о масс-маркете и об индивидуальном пошиве.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру