В Петербурге святых мест, куда может прийти абсолютно каждый со своими тревожными мыслями, очень много. «МК в Питере» спросил у священнослужителей, историков и обычных горожан, какие святые места города могут помочь избавиться от неспокойных мыслей и стресса.
Монастыри как место для спокойствия души
Мария Васюк — молодая мама двухлетнего сына, счастливая жена. Она не раз ходила в паломничество по святым местам Петербурга и Ленинградской области. И особое впечатление на нее произвели именно монастыри, в которых удалось избавиться от суетных мыслей и ощутить спокойствие и умиротворение. Монастыри Тихвина и Вырицы — те места, в которые Мария точно еще вернется.
«Монастырь — тихое, умиротворенное место, где благодать, никто с телефонами не ходит, не фотографирует, как это происходит в музеях или галереях. Все переживания, волнения — все забывается. Я вот даже не знаю, как это описать, кроме как благодать Божия», — делится своими мыслями Мария.
Мария рассказывает, что ничего необычного в монастырях нет. Есть домики, где живут монахи, здания для паломников и тех, кто приезжает в монастыри трудиться. Одни находят успокоение во время молитвы, другие — просто на прогулке по территории монастыря.
Александро-Невская лавра
(набережная реки Монастырки, 1)
Если попросить жителя Петербурга назвать хотя бы одно святое место в городе, то он обязательно назовет Александро-Невскую лавру.
«Здесь расположены знаменитые некрополи, где похоронены люди, составлявшие славу России: Суворов, Достоевский, Чайковский, Ломоносов и многие другие. Поток верующих в лавру был всегда неиссякаем. Военные приходили во время Великой Отечественной войны. И сейчас, заходя в собор, мы можем увидеть людей в форме, стоящих перед гробницей Александра Невского, перед его иконой. Приходят мамы и жены воинов, семьи с детьми. Для каждого из нас святой — это пример. Александр Невский — это пример мужественного воина, защитника Отечества, мудрого правителя, верного христианина. Мы нередко видим здесь и курсантов, и офицеров, и генералов. Для военного человека Александр Невский — тот, на кого хотят ориентироваться. Приходя сюда, люди успокаиваются внутри, они становятся уверенными. Ведь вера — это уверенность в невидимом. Вот что такое Александро-Невская лавра, и вот что такое Александр Невский», — рассказывает историк Дмитрий Бохонский.
В соборе помимо мощей Александра Невского есть еще одна святыня — икона «Невская Скоропослушница».
«В Петербурге раньше была Никольская церковь, ее взорвали в 1930‑е годы. Там была очень необычная икона Божией Матери — на ней младенца Иисуса нет. Перед этой иконой очень любила молиться сестра императрицы Александры Федоровны Елизавета Федоровна. Ее мужа убили в 1905 году, и она посвятила почти всю жизнь служению ближнему, основав Марфо-Мариинскую обитель. Икона Скоропослушницы, после того как церковь взорвали, кочевала и в итоге оказалась в Александро-Невской лавре. Говорят, что Божия Матерь сразу услышит искреннюю молитву и откликнется на нужду: даст сил действовать, чтобы обрести желаемое, или ниспошлет осознание, что в данный момент тебе это не надо. Сейчас эта икона является одной из главных городских святынь. О ней знают не все, но те, кто знают, приходят именно к ней», — добавляет Дмитрий Бохонский.
Часовня Ксении Петербургской
(Смоленское кладбище, ул. Камская, 24б)

Имя Ксении Петербургской известно не только жителям нашего города, к ее часовне приезжают люди и из других городов и даже стран. Сама святая жила в XVIII веке, в 26 лет стала вдовой, отказалась от всех благ, надела одежду мужа и стала помогать людям. Говорят, делала это и после своей смерти.
«Есть такое предание: однажды к женщине, которая ходила к могиле Ксении, подошла старушка, спросила, о чем та печалится, и предложила пройти вместе вокруг часовни и помолиться. А после старушка куда-то пропала. Женщина поняла, что это была Ксения Блаженная. Тогда и была заложена традиция ходить вокруг часовни», — рассказывает историк Дмитрий Бохонский.
Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Евгений Шогенов добавляет, что тропа к Ксении Петербургской никогда не зарастала. Приходили и во время революции, и в военное время, и в блокаду. Идут и в мирное время — попросить Ксению о своем.
«Люди находят утешение в молитвах, когда приходят к святой Ксении. В самой молитве утешаются, независимо от того, какой будет ответ», — рассказывает Евгений Шогенов.
У часовни люди оставляют записки. В них многие просят помощи в личных делах, но есть и такие, чьи просьбы на первый взгляд могут показаться детскими и наивными.
«Иногда мы встречаем прошения о том, чтобы Господь освободил землю от зла, чтобы неверующие обратились к вере. Это в чем-то наивные записки. Но молитва и должна быть такой, наверное. Когда человек так помолится, пожелает всем добра, любви, здоровья, ему и самому становится от этого как-то благостно, легче на душе», — говорит Евгений Шогенов.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками
(пр. Обуховской Обороны, 24)

Этот храм связан с двумя святынями, к которым приходят верующие за утешением и успокоением. Первая — икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это первая и единственная чудотворная икона, с которой чудо произошло именно в Петербурге.
«На месте храма стояла маленькая часовня, в 1888 году в нее попала молния, часовня сгорела полностью. Уцелела только небольшая икона. Она не только не сгорела, но к ней еще прилипли монетки — грошики. В таком виде ее нашли, нетронутую огнем. Вот такое чудо! Молва быстро распространилась, стали приходить к иконе люди. Ее поместили на центральное место во вновь отстроенной часовне, и тут начинается череда чудес, которые происходили после молитв людей перед этой иконой. Вскоре икону официально причислили к списку чудотворных», — рассказывает «МК в Питере» настоятель храма иконы «Всех скорбящих Радость» с грошиками отец Богдан Полевой.
Вторая святыня в этом месте — могила петербургской старицы Матроны Босоножки. Матрона родилась в XIX веке в крестьянской семье, вышла замуж за мещанина. Муж ее погиб во время Турецкой войны. Жизнь Матроны Босоножки чем-то напоминает жизнь Ксении Петербургской. После смерти мужа Матрона посвятила себя Богу, взяв на себя подвиг юродства: ходила только босиком и до конца жизни помогала людям.
«Огромное количество людей к ней приходило за утешением, просить благословения, совета в трудных ситуациях. При жизни она принимала порядка 200–250 человек в день. Всем помогала, молилась вместе с людьми в их трудных ситуациях, испрашивая у Бога помощи. А все свои средства отдавала в монастыри и бедным людям. Во время ее похорон провожать ее пришли порядка 20–25 тысяч человек. При большевиках храм и надгробие могилы были разрушены. Но в 1990‑х храм восстановили, нашли могилу Матроны Босоножки. Выяснилось, что гроб, подаренный императором, пролежав в земле около 85 лет, оказался совершенно нетронут. Матрону перезахоронили, обозначили место могилы, и на сегодня это место паломничества не только горожан, но и гостей города», — рассказывает отец Богдан.
По словам отца Богдана, люди приходят к могиле Матроны Босоножки со своими печалями, просят утешения, помощи, а потом обязательно возвращаются, приносят записки, свидетельства о чудесах, которые произошли.
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
(набережная реки Карповки, 45)

Монастырь на Карповке был основан святым Иоанном Кронштадтским. Здесь находится его могила, к которой люди приходят с проблемами, трудными жизненными ситуациями и за утешением.
«Батюшка помогает, мы собрали целую книгу из современных историй о чудесах, которые произошли после молитвы именно Иоанну Кронштадтскому. Могу рассказать историю. У нас долгое время был второй человек в городе — председатель Законодательного собрания Вячеслав Серафимович Макаров. Он мне лично рассказывал о том, как во многих сложных, тупиковых ситуациях он ехал в храм-усыпальницу. И ни разу не было, чтобы батюшка не разрешил любую его проблему. То же самое могу и на личном опыте, и на опыте многих людей свидетельствовать», — говорит руководитель благотворительного фонда «Иоанновская семья» Андрей Смирнов.
Наши собеседники считают, что абсолютно в любой храм можно идти за утешением, укреплением духовных сил и успокоением. Достаточно посидеть или постоять в храме минут десять, и тревоги на душе станет меньше.
«Мы идем к святому не за чудом, не за каким-то временным успокоением, а за тем зерном, которое рождается в нас и вырастает в большое-большое дерево веры, спокойствия», — добавляет историк Дмитрий Бохонский.