Петербургский педагог рассказал, что мешает России вернуть пятилетнее обучение в вузах

Петербургский педагог рассказал, что мешает России вернуть пятилетнее обучение в вузах
Сейчас в вузах учатся 4 года в бакалавриате, а потом еще два — в магистратуре, по желанию

Идея возвращения российских вузов к пятилетней системе высшего образования, высказанная депутатом Госдумы Виталием Милоновым, имеет рациональное зерно, однако вопрос ее реализации остается открытым. Такое мнение в беседе с «МК в Питере» высказал доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Евгений Цуканов.

По словам педагога, обсуждение такого сценария ухода от Болонской системы, к которой Россия присоединилась в 2003 году, идет в обществе уже давно. И на то есть причины — за 19 лет существования она так и не прижилась в России. Этому не способствовал исторический опыт — советская система образования, как в вузах, так и в школах, многое унаследовала от российской императорской гимназической системы, где также были кардинальные различия с тем, что принято на Западе. В нашей стране углубленно изучались предметы, а не поверхностно, наскоро, как то диктует Болонская система.

«Я не говорю, что в СССР латынь и греческий штудировали, я имею в виду сам глубокий подход к образованию школьника. То есть, это было не натаскивание и тестирование на уровне “вызубрил ответ — вот тебе конфетка”. Это было глубинное изучение проблем в рамках любой дисциплины, то есть школьник, а потом студент, который был подготовлен в средней школе, должен был разбираться хотя бы минимально с корнями любой проблемы и неважно какой дисциплины, будь то химия, история, физика, какие-то политические, экономические знания», — аргументировал Цуканов.

Но почти два десятилетия использования Болонской системы привели к тому, что люди в большинстве своем разучились анализировать информацию, отметил доцент. Поэтому отмотать эти годы назад будет очень непросто.

«Разбираться в причинах проблем у нас разучились в массе своей на уровне школьного и вузовского образования последние два десятилетия Болонского околпачивания. Это, конечно, страшно, потому что, не зная, как отвечать на какие-то главнейшие вопросы, анализировать те или иные проблемы, человек рискует впасть в кромешное и тотальное юзерство. Вот в этом смысле уход от Болонской системы или переход обратно на те рельсы, которые нашему образованию были понятны и свойственны целое столетие — это, конечно, благо», — заявил педагог.

Другой вопрос — кто будет заниматься этими реформами. Ведь если это будут люди, которые сами учились по Болонской системе, им предстоит сначала самим пройти переквалификацию, прежде чем браться за дело, указал на трудность Цуканов.

«Такой субъект, естественно, не знает, как может быть по-другому. Ему еще нужно понять, пройти курсы, тренинги, чтобы он осознал, что тесты — это еще не все. Поступление и обучение в вузы на основании только лишь тестов — это вообще нонсенс. Потому что учеба на уровне выучил/не выучил — это еще не знание как таковое. Как мы будем реформироваться, я не знаю, но это благопожелание Милонова мне понятно. Поэтому в теории пятилетнее высшее образование — идея вполне трезвая», — резюмировал Цуканов.

Сейчас в российских вузах получают сначала бакалавриат — четыре года обучения, а после, по желанию проходят магистратуру. Эта система должна была способствовать созданию в Европе единого пространства для высшего образования, но на деле многие российские дипломы продолжали не признаваться за пределами страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру