Как мультиварки завоевали рынок в России

Как мультиварки завоевали рынок в России
ФОТО: МК в Питере

Свою историю мультиварка берет в Азии, где она появилась в результате большой любви к рису и неумолимости прогресса в части способов его приготовления. В России, богатой традициями употребления супов и каш, рисоварке в силу маркетинговых решений суждено было стать мультиваркой. Новый гаджет появился на кухнях постсоветского пространства в конце нулевых, став новым символом автоматизации быта человека.

Осенью 2021 года Федеральная служба по интеллектуальной собственности РФ зарегистрировала патентообладателя газовой полевой мультиварки, имеющей общее применение. Им стала «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева», Минобороны России. Событие это не освещалось в прессе и осталось незамеченным широкой публикой. Как это ни странно, но прародительница мультиварки — рисоварка, также начинала свой путь на кухни обывателя с боевого крещения чуть менее века назад (1937 год.). Японская императорская армия санкционировала оснащение передвижных военно-полевых кухонь примитивными рисоварками.

ФОТО: МК в Питере

Впоследствии свой вклад в развитие этого кухонного прибора внесли и корпорации Mitsubishi, выпустившая первую домашнюю электрическую рисоварку (1945 год), и Toshiba (двухкамерные модели, 1956 год). Со временем добавились функции для варки других видов круп, супов. К концу двадцатого века рисоварка получила микропроцессорное управление, таймеры, датчики, возможность выбора различных программ и режимов для жарки, тушения, запекания, готовки на пару, выпечки и других. Появилось большое количество рецептов блюд для рисоварок, которые ранее никогда в них не готовились.

Взрывной интерес к потомку рисоварки за пределами Юго-Восточной Азии обнаружился только в России. В период становления рынка малой бытовой техники (МБТ) на полках торговых сетей побывало огромное количество приборов и их модификаций. И если сам факт появления мультиварки в продаже был зафиксирован в 2009 году, то устойчивый интерес потребителей к новому кухонному устройству сформировался к 2012 году. Огромную роль в популяризации мультиварок сыграли ныне всем известные бренды — Polaris, Redmond, Supra, а также Bork, Philips и Moulinex.

Однако до 2012 года новые имена на рынке домашней техники появлялись и задерживались чрезвычайно редко, и чтобы занять свою нишу, приходилось уделять немало внимания расширению функционала у мультиварок. К концу нулевых такие бренды как Electrolux, Braun и Ariston существовали уже десятки лет, и это если не вспоминать корейских гигантов, вроде LG и Samsung, прочно обосновавшихся в России еще в 90-ые и ведущие свою историю аж с середины прошлого века. На фоне всех этих старожилов, казалось, что у молодого бренда, начавшего в качестве коллаборации бизнесменов только в начале XXI века, не было и шанса, ведь еще в 2011 году почти половина всех продаж на рынке мультиварок приходилась на Panasonic. Бренд оставался бесспорным лидером в течение долгих шести лет, начиная с 2005-го, а уже к августу 2012-ого Redmond, похоже, вытеснил с пьедестала не только Panasonic, но и другие популярные бренды, забрав себе почти 35 % рынка.

С начала 2012-ого в течение последующих нескольких лет по данным GfK в России было продано около 15 миллионов мультиварок. По оценке М.Видео, где мультиварки представлены десятками моделей разных брендов, в период бума продаж Redmond с небольшим опережением делил пальму первенства с Polaris — 33 % и 26 %.

ФОТО: МК в Питере

Эволюция мультиварки происходила по главному закону маркетинга — найти потребность и удовлетворить ее. Базовые модели кухонного гаджета хоть и имели всего несколько понятных режимов приготовления пищи, поначалу отпугивали покупателей, как все новое. Для адаптации прибора к российскому быту было необходимо рассказать потребителю, как именно готовить привычные для него блюда. Вероятно первым, кто осознал, что пользователям недостаточно перевода рецептов азиатской кухни и догадался создать собственную книгу рецептов, стал Redmond. Сначала бренд обратился за помощью к профессиональным поварам, а в 2010 году в российском офисе компании был создан собственный отдел экспериментальной кулинарии. Книги рецептов с подробной инструкцией и точной граммовкой продуктов стали создаваться под конкретные модели прибора. Это новшество сразу стало конкурентным преимуществом бренда.

Продавцы мультиварок вступили в жесткую борьбу за покупателя, с 2012 по 2016 гг. произошли революционные изменения в судьбе прибора. Самой благодатной почвой для развития стали «режимы» и «функции». Революционный «мультиповар» появился в 2011-2012 годах сразу у нескольких брендов. После четких инструкций мультиварок, гарантирующих 100 % результат, возможность самостоятельно контролировать температуру и время приготовления расширила границы для творчества и импровизации, что породило новый всплеск интереса к товару, особенно у любителей кухонных экспериментов.

Разумеется, что в попытке занять место под солнцем на подобной благодатной почве, где ниша по производству мультиварок еще оставалась молодой и не забитой, было тяжело избежать конфликтов. Redmond в погоне за прибылью и лидерством на рынке выделился особенно.

В 2012 году Redmond выкупил у ООО «Технопарк» патент на функцию «multicook», которая, по сути, являлась англоязычной версией нашумевшего «мультиповара» и на тот момент активно использовалась в мультиварках многими производителями.

ФОТО: МК в Питере

Больше всего поступок Redmond ударил по Polaris, как по прямому конкуренту, и магазинам стали приходить требования убрать с полок некоторые партии мультиварок, на упаковках которых значилась функция «мультиповар». Федеральная Антимонопольная Служба вмешалась в конфликт лишь после нескольких жалоб производителей, поданных один за другим. Действия Redmond были признаны недобросовестной конкуренцией, а право на патент — аннулировано. 

Если целью первого этапа адаптации мультиварки было занять достойное место на кухне, то целью нового витка эволюции стало захватить первенство, стать достойной альтернативой другим профессиональным гаджетам.

Уже в 2012 году мультиварки требовали все меньше личного присутствия на кухне, активно вошла в оборот функция «отложенного старта», позволяющая отсрочить начало приготовления на любое время в пределах 24 часов. Спустя всего два года, в 2014 году Redmond запатентовал прибор с функцией охлаждения, и «отложенный старт» открыл новые горизонты для рецептов с использованием скоропортящихся продуктов, чей срок хранения в чаше мультиварки значительно увеличился за счет низких температур. Теперь мультиварка это не только плита или фритюрница, но и мобильный мини-холодильник. В этом же году Redmond получил звание «Самый инновационный продукт» (Most Innovative Product at Show) на международной осенней ярмарке Autumn Fair Awards в сентябре 2014-ого в Лондоне, а в 2015 году Polaris запатентовал мультиварку с функцией «копчение». Следом Redmond вывел на рынок «мультикухню» с запатентованной технологией подъема тэна MasterFry, которая мгновенно превратила обычную мультиварку в мобильную мини-плиту с возможностью комфортного обжаривания блинчиков, оладий и даже стейков, на залезая для этого в глубокую чашу.

Период в 2012-2017 годы был похож на соревнование, но побудительным мотивом для брендов оставался поиск своей ниши с целью укрепить положение на рынке и попытаться предугадать новые тренды. В этот отрезок времени ведущие производители реализовали сразу несколько прорывных технологий. Беспроводное дистанционное управление стало привычной функцией для многих мультиварок, значительно вырос их функционал, превратив в многозадачные устройства широкого назначения. Так, в 2016 году Redmond выпустил в продажу технологию «Double Chef», представив вниманию пользователей новую мультиварку с двойной чашей, которая значительно экономила время и позволяла готовить несколько блюд одновременно. Отличились и корейские Cuckoo, которые внедрили в свою мультиварку IQ-систему, способную по необходимости самостоятельно изменять настройки программы без вмешательства человека.

Несмотря на то, что простой рисоварке уже удалось стать полностью укомплектованной, роботизированной хозяйкой на кухне, наделение ее новыми способностями — вопрос времени и фантазии производителей. Спрос на голосовых помощников и «умные» приборы, в том числе на мультиварки, управляемые со смартфона, продолжает расти. Кроме того, эта категория МБТ удивительно устойчива к изменениям рынка и по-прежнему востребована у пользователей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру