Отвечают за борьбу с весенним паводком несколько ведомств города. Февральская оттепель и более 400 жалоб на огромные лужи в городе показали, что Петербург пока не готов к подтоплениям. В отличие от производителей резиновых сапог интернет-магазины уже предлагают приобретать непромокаемые боты по цене от 600 до 14 000 рублей. «МК в Питере» узнал, куда жаловаться, если из-за забитой ливневки «тонет» автомобиль или не перейти улицу, и кто, собственно, должен следить за тем, чтобы город не тонул.
В Северной столице есть настоящие болевые точки, где потопы происходят регулярно либо из-за активного таяния снега, либо из-за интенсивных дождей. Например, Парашютная улица в Приморском районе находится на особом контроле коммунальщиков. Но и в других районах есть места для потенциальных несанкционированных озер.
Первые звоночки для коммунальщиков раздались уже в феврале 2022 года. За три недели до начала календарной весны жители Васильевского острова наперегонки фотографировали «лужу невероятной красоты» на 17‑й линии. Пешеходы там были вынуждены штурмовать сугробы, чтобы обойти водное препятствие. Несколько дней, начиная с 7 февраля, изощряться в способах переправы пришлось также жителям Шушар, Пискаревки и других уголков города. При этом март, согласно прогнозу синоптиков, обещает быть в Петербурге довольно теплым и не скупиться на осадки. Ответственные чиновники заверяют, что вовсю готовятся к весенним уличным паводкам. Однако перед зимним сезоном они тоже отчитывались о полной готовности…
Болевые точки
В Смольном составлен список проблемных адресов, где подтопления наиболее интенсивны и происходят чаще, чем в других местах. Как сообщили в комитете по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО), после поручения губернатора, данного в 2019 году, на восьми из 17 проблемных участков прошла модернизация ливневой канализации. Ею занимается ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» («Водоканал»). Жалоб горожан на подтопления во время сверхинтенсивных ливней в 2021 году в этих восьми местах не зафиксировано, подчеркивают в обоих ведомствах.
Вот эти адреса:
- Смольная набережная;
- улица Есенина перед проспектом Просвещения;
- проспект Энгельса в створе проспекта Луначарского;
- угол Лиговского и Воздухоплавательной улицы;
- улица Тельмана на участке от дома № 41, корп. 1, до дома № 32, корп. 1;
- набережная Фонтанки на углу с Невским проспектом, у дома № 36 по набережной;
- участок проезда по Алмазному мосту (Благодатная улица и улица Салова);
- Рыбинская улица от дома 2 до Обводного канала.
На многострадальной Парашютной улице, которая славится своей полноводностью во время ливней, установлена насосная станция мощностью 650 кубометров воды в час.
«Данная мобильная станция позволяет эффективно решать сложные задачи перекачивания стоков. Особенностью мобильного насоса является его компактность, возможность установки на ограниченном пространстве и высокая производительность. При помощи данного насоса принудительно понижается уровень сточных вод в коллекторе, тем самым снижается нагрузка на канализационную сеть», — прокомментировали в КЭиИО.
На очереди масштабная реконструкция ливневой канализации еще по трем адресам:
- пересечение улицы Лени Голикова и проспекта Стачек;
- улица Ушинского в районе проспектов Просвещения и Луначарского;
- улица Жукова в районе Феодосийской.
Кроме того, завершены инженерные изыскания и проектные работы по уязвимому для подтоплений проспекту Ленина. Речь о проезде под железнодорожным мостом на углу Вокзальной улицы в Зеленогорске. В отчетах все выглядит красиво и убедительно. На деле лужи по весне разливаются на тротуарах и дорогах, а вода просто не доходит до ливневок из-за нерастаявшего до конца снега.
Дележка ответственности
Как утверждают в КЭиИО, весенний потоп, вызванный снеготаянием, как правило, является следствием засора отверстий в поребриках и канализационных отверстий. Вовремя не убранные с обочин наледь и затвердевшие сугробы не пускают талую воду в канализацию. Но уборка дорог и тротуаров от снега — задача уже другого ведомства — комитета по благоустройству. Так что не стоит путать подтопления, которые происходят при таянии, с ситуациями, когда то же самое происходит из-за интенсивных нерасчетных ливней.
В комитете по благоустройству «МК в Питере» сообщили, что борьба за беспрепятственный отвод воды с дорог в городскую канализацию ведется ежегодно.
«В первую очередь это работы по вывозу снежных масс, скопившихся в лотковых зонах, и прочистке патрубков, водопропускных труб и элементов открытой системы водоотводов. С первой недели февраля, когда в город пришло заметное потепление, дорожным предприятиям было дано поручение усилить работу по прочистке места стоков воды в ливневую канализацию», — заявили в комитете.
Однако в ведомстве сетуют на небесную канцелярию: нынешней зимой было так много осадков, что в условиях оттепели талая вода при неисправной работе патрубков вполне может заполонить проезжую часть и тротуары. При этом, как отмечают в Смольном, с конца ноября 2021 года каждые сутки с городских улиц собирается и вывозится по 40–50 тысяч кубометров снега.
«Чтобы избежать проблем, в настоящее время бригады дорожников проверяют водоотводные устройства, при необходимости используя парогенератор. Всего на дорогах Петербурга, которые находятся в нашем ведении, оборудовано более 24 тысяч водоотводных устройств в виде патрубков», — сообщили в комитете по благоустройству.
В «Водоканале» уверяют, что к капризам весны готовы. Как сообщил журналистам заместитель начальника территориального комплекса водоотведения «Север» Максим Петров, помимо штатных работ для обеспечения бесперебойного водоотведения в период паводка на канализационных станциях и очистных сооружениях подготовлены дополнительные емкости для приема воды, а также проведена дополнительная проверка оборудования и спецтехники.
Готовь телегу зимой
В последнем квартале 2021 года Смольный разработал Регламент взаимодействия двух комитетов с Управлением ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и «Водоканалом». В нем предусмотрено ограничение или вовсе прекращение дорожного движения во время сильных дождей и при технологических нарушениях на городской системе водоснабжения.
Также в документе определен порядок действий городских служб и зоны их ответственности. Готовятся чиновники и к гневу горожан. Уже в феврале 2022 года во время оттепели на горячую линию «Водоканала» поступило более 147 заявок о подтоплении. В «Водоканале», как и в КЭиИО, основной причиной обращений назвали скопление снежных масс у водоприемных устройств и замерзание патрубков в поребриках, то есть «кивнули» на коллег из комитета по благоустройству. На портале «Наш Санкт-Петербург» в текущем году уже опубликовано более 400 жалоб на подтопления проезжей части и тротуаров. Горожане не только пишут, но и размещают фото. Наибольшее количество февральских обращений поступило из Петроградского (24%) и Приморского (17%) районов города.
Отметим, что в данном случае ждать, когда «само растает» и «утечет», чревато неприятными последствиями.