В ожидании половодья: как Петербург будет выплывать из весенней оттепели

Весна идет, и ей нужно дать дорогу

Смогут ли это сделать коммунальные службы, которым предстоит предотвратить ежегодное наводнение на улицах Петербурга? 

Отвечают за борьбу с весенним паводком несколько ведомств города. Февральская оттепель и более 400 жалоб на огромные лужи в городе показали, что Петербург пока не готов к подтоплениям. В отличие от производителей резиновых сапог интернет-­магазины уже предлагают приобретать непромокаемые боты по цене от 600 до 14 000 руб­лей. «МК в Питере» узнал, куда жаловаться, если из-за забитой ливневки «тонет» автомобиль или не перейти улицу, и кто, собственно, должен следить за тем, чтобы город не тонул.

В Северной столице есть настоящие болевые точки, где потопы происходят регулярно либо из-за активного таяния снега, либо из-за интенсивных дождей. Например, Парашютная улица в Приморском районе находится на особом контроле коммунальщиков. Но и в других районах есть места для потенциальных несанкционированных озер.

Первые звоночки для коммунальщиков раздались уже в феврале 2022 года. За три недели до начала календарной весны жители Васильевского острова наперегонки фотографировали «лужу невероятной красоты» на 17‑й линии. Пешеходы там были вынуждены штурмовать сугробы, чтобы обойти вод­ное препятствие. Несколько дней, начиная с 7 февраля, изощряться в способах переправы пришлось также жителям Шушар, Пискаревки и других уголков города. При этом март, согласно прогнозу синоптиков, обещает быть в Петербурге довольно теплым и не скупиться на осадки. Ответственные чиновники заверяют, что вовсю готовятся к весенним уличным паводкам. Однако перед зимним сезоном они тоже отчитывались о полной готовности…

Болевые точки

В Смольном составлен список проблемных адресов, где подтопления наиболее интенсивны и происходят чаще, чем в других местах. Как сообщили в комитете по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО), после поручения губернатора, данного в 2019 году, на восьми из 17 проблемных участков прошла модернизация ливневой канализации. Ею занимается ГУП «Водоканал Санкт-­Петербурга» («Водоканал»). Жалоб горожан на подтопления во время сверх­интенсивных ливней в 2021 году в этих восьми местах не зафиксировано, подчеркивают в обоих ведомствах.

Вот эти адреса:

- Смольная набережная;

- улица Есенина перед проспектом Просвещения;

- проспект Энгельса в створе проспекта Луначарского;

- угол Лиговского и Воздухоплавательной улицы;

- улица Тельмана на участке от дома № 41, корп. 1, до дома № 32, корп. 1;

- набережная Фонтанки на углу с Невским проспектом, у дома № 36 по набережной;

- участок проезда по Алмазному мосту (Благодатная улица и улица Салова);

- Рыбинская улица от дома 2 до Обводного канала.

На многострадальной Парашютной улице, которая славится своей полноводностью во время ливней, установлена насосная станция мощностью 650 кубометров воды в час.

«Данная мобильная станция позволяет эффективно решать сложные задачи перекачивания стоков. Особенностью мобильного насоса является его компактность, возможность установки на ограниченном пространстве и высокая производительность. При помощи данного насоса принудительно понижается уровень сточных вод в коллекторе, тем самым снижается нагрузка на канализационную сеть», — прокомментировали в КЭиИО.

На очереди масштабная реконструкция ливневой канализации еще по трем адресам:

- пересечение улицы Лени Голикова и проспекта Стачек;

- улица Ушинского в районе проспектов Просвещения и Луначарского;

- улица Жукова в районе Феодосийской.

Кроме того, завершены инженерные изыскания и проектные работы по уязвимому для подтоплений проспекту Ленина. Речь о проезде под железнодорожным мостом на углу Вокзальной улицы в Зеленогорске. В отчетах все выглядит красиво и убедительно. На деле лужи по весне разливаются на тротуарах и дорогах, а вода просто не доходит до ливневок из-за нерастаявшего до конца снега.

Дележка ответственности

Как утверждают в КЭиИО, весенний потоп, вызванный снеготаянием, как правило, является следствием засора отверстий в поребриках и канализационных отверстий. Вовремя не убранные с обочин наледь и затвердевшие сугробы не пускают талую воду в канализацию. Но уборка дорог и тротуаров от снега — задача уже другого ведомства — комитета по благоустройству. Так что не стоит путать подтопления, которые происходят при таянии, с ситуациями, когда то же самое происходит из-за интенсивных нерасчетных ливней.

В комитете по благоустройству «МК в Питере» сообщили, что борьба за беспрепятственный отвод воды с дорог в городскую канализацию ведется ежегодно.

«В первую очередь это работы по вывозу снежных масс, скопившихся в лотковых зонах, и прочистке патрубков, водопропускных труб и элементов открытой системы водоотводов. С первой недели февраля, когда в город пришло заметное потепление, дорожным предприятиям было дано поручение усилить работу по прочистке места стоков воды в ливневую канализацию», — заявили в комитете.

Однако в ведомстве сетуют на небесную канцелярию: нынешней зимой было так много осадков, что в условиях оттепели талая вода при неисправной работе патрубков вполне может заполонить проезжую часть и тротуары. При этом, как отмечают в Смольном, с конца ноября 2021 года каждые сутки с городских улиц собирается и вывозится по 40–50 тысяч кубометров снега.

«Чтобы избежать проблем, в настоящее время бригады дорожников проверяют водоотводные устройства, при необходимости используя парогенератор. Всего на дорогах Петербурга, которые находятся в нашем ведении, оборудовано более 24 тысяч водоотводных устройств в виде патрубков», — сообщили в комитете по благоустройству.

В «Водоканале» уверяют, что к капризам весны готовы. Как сообщил журналистам заместитель начальника территориального комплекса водоотведения «Север» Максим Петров, помимо штатных работ для обеспечения бесперебойного водоотведения в период паводка на канализационных станциях и очистных сооружениях подготовлены дополнительные емкости для приема воды, а также проведена дополнительная проверка оборудования и спецтехники.

Готовь телегу зимой

В последнем квартале 2021 года Смольный разработал Регламент взаимодействия двух комитетов с Управлением ГИБДД по Санкт-­Петербургу и Ленинградской области и «Водоканалом». В нем предусмотрено ограничение или вовсе прекращение дорожного движения во время сильных дождей и при технологических нарушениях на городской системе водоснабжения.

Также в документе определен порядок действий городских служб и зоны их ответственности. Готовятся чиновники и к гневу горожан. Уже в феврале 2022 года во время оттепели на горячую линию «Водоканала» поступило более 147 заявок о подтоплении. В «Водоканале», как и в КЭиИО, основной причиной обращений назвали скопление снежных масс у водоприемных устройств и замерзание патрубков в поребриках, то есть «кивнули» на коллег из комитета по благоустройству. На портале «Наш Санкт-­Петербург» в текущем году уже опубликовано более 400 жалоб на подтопления проезжей части и тротуаров. Горожане не только пишут, но и размещают фото. Наибольшее количество февральских обращений поступило из Петроградского (24%) и Приморского (17%) районов города.

Отметим, что в данном случае ждать, когда «само растает» и «утечет», чревато неприятными последствиями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру