Нарисуйте зебру: как добиться обустройства пешеходного перехода

В 2021 году в Санкт-­Петербурге, согласно официальной статистике, в результате дорожно-­транспортных происшествий погибли 97 пешеходов, 1635 пешеходов были ранены. В ГИБДД признают, что в Северной столице не хватает пешеходных переходов, а многие из них требуют дополнительного оборудования — светофоров. 

Нарисуйте зебру: как добиться обустройства пешеходного перехода
Расстояние между двумя ближайшими пешеходными переходами через проспект Блюхера — от Кушелевской дороги до Лабораторной улицы — 1170 метров. Фото: скриншот yandex.ru/maps

На так называемых нерегулируемых переходах аварии случаются все чаще. Куда обращаться, чтобы ответственные службы нанесли зебру или установили светофор, и сколько времени займет вся бюрократическая цепочка?

Со светофором и без

По данным официального сайта ГИБДД РФ, в России ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов: каждое четвертое ДТП с пострадавшими — это наезд на пешехода (в крупных городах таких случаев значительно больше). При этом каждый третий наезд, по статистике, происходит на зебре. Самый безопасный пешеходный переход — подземный или надземный, но их в Петербурге не так много.

«Два громоздких надземных перехода в Купчино показали, что это не всегда удобно и не всегда красиво. Там были попытки соблюсти интересы маломобильных граждан, но это делает и без того очень дорогой проект еще на порядок дороже. Обычный правильно рассчитанный переход с островком безопасности и пробок не создает, и защищает пешехода», — уверен председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.

Следующий по безопасности — так называемый регулируемый переход, то есть оборудованный светофором. Среди них, казалось бы, самый удобный кнопочный — оборудованный кнопкой, нажав которую пешеход включает себе зеленый свет. Но это спорный вопрос.

«Многие не знают, что срабатывание идет с 10‑секундной задержкой, а после одного нажатия и пропуска пешеходов обязательно на ­какое-то время зеленый вновь загорится машинам. Нетерпеливые пешеходы порой решают, что кнопка неисправна, и идут на красный», — отметил в беседе с корреспондентом «МК в Питере» Валерий Солдунов.

Нерегулируемый переход в Коломягах через Главную улицу рядом с детской спортивной школой появился в конце 2018 года. Фото: скриншот yandex.ru/maps

Но самым опасным, безусловно, является нерегулируемый переход — на нем нет светофоров, он оборудован лишь знаком «Дорожный переход» для автомобилистов и дорожной разметкой в виде привычной зебры. Конкуренцию по авариям с пешеходами таким переходам могут составить лишь участки дорог вне зоны переходов. При этом в городе немало мест, где и логика, и ГОСТы требуют наличия перехода, а его попросту нет.

«Количество светофорных постов и переходов не успевает расти вслед за развитием дорожной сети и строительством новых объектов. Наглядный пример в Красносельском районе, где на месте двух домов за два года вырос комплекс из 30 плюс большой торговый центр», — поделился Валерий Солдунов.

Интенсивность переходов дороги выросла мгновенно в разы, а то и десятки раз. Чаще всего подобные ситуации возникают в спальных районах города. Так бывает и в случае запуска с 1 сентября новой школы или иного образовательного учреждения. В ВОА, кстати, напоминают, что, согласно ПДД, пешеход имеет право, оценив обстановку, пересекать проезжую часть вне зоны перехода в случае, если такового в пределах видимости, то есть сколько глаз хватит, нет.

Добились перехода

Есть места, где жителям города удалось добиться оборудования перехода. Граждане многократно обращались в администрацию района и в Дирекцию по организации дорожного движения (ДОДД) с требованием установить на пешеходном переходе по адресу Лиговский проспект, дом 149, у станции метро «Обводный канал», светофор.

«Перейти Лиговский проспект с его активным движением не представляется возможным. Переход, расположенный у станции метро и крупного торгового центра, является нерегулируемым», — указывали жители в своих жалобах. В 2021 году светофоры были установлены и подключены.

В конце 2018 года нерегулируемый переход появился в Коломягах через Главную улицу рядом с детской спортивной школой, которую посещает более 500 детей в возрасте 7–18 лет. Этому предшествовал шквал писем от местных жителей и несколько аварий на опасном перекрестке, в том числе со смертельным исходом для пешеходов. В ВОА гражданам настоятельно рекомендуют писать чаще и больше, в том числе обращаться просто в муниципалитет.

«Не надо самим разбираться, кто за что отвечает, в муниципалитете полномочны разобраться и перенаправить обращение граждан по нужному адресу. И не стоит писать коллективные письма — лучше 100 писем, чем одно со 100 подписями. Ответить ведомству придется на каждое, да и плохая статистика жалоб им не нужна», — дал совет Валерий Солдунов.

Планов громадье

В петербургской Дирекции по организации дорожного движения поделились ближайшими планами. И вот кто дождется новых пешеходных переходов в ближайшее время.

«Г­де-то в середине февраля в Василеостровском районе запустим светофор на Малом пр. В. О., 66. Он установлен еще по адресной инвестиционной программе 2021 года. Было много обращений, и сейчас спрашивают: а когда включите? Важный объект на Блюхера, 7. Было много обращений в 2020–2021 годах. Там новый жилой комплекс, поэтому обращения логичны», — сообщили в ДОДД.

В ведомстве отмечают, что много нерегулируемых переходов в 2022 году запланировано у образовательных учреждений, в первую очередь школ.

Надземный пешеходный переход на проспекте Славы. Фото: скриншот yandex.ru/maps

Нормы, ГОСТы и реальность

Как сообщили нашему корреспонденту в ДОДД, высокая интенсивность движения транспорта требует постоянного оборудования новых переходов и усовершенствования существующих. Но без предварительной разработки проектно-­сметной документации сегодня ничего сделать нельзя. А это — время. И немалое. Кроме того, в местах перехода должны быть проведены работы по занижению бордюрного камня.

«Обустройство занижений бордюрного камня в зоне пешеходных переходов само по себе требует разработки проектно-­сметной документации», — сообщили корреспонденту «МК в Питере» в ДОДД.

«Я считаю, что лучше как можно быстрее оборудовать переход, а занизить поребрики можно уже позже. Я лучше приподниму коляску с младшим ребенком, это не так сложно, зато буду уверена, что старший — шестиклассник — переходит дорогу по переходу, а не перебегает в удобном для него месте, но где перехода нет», — считает жительница Петербурга, мать троих детей Мария.

Сроки проектирования нерегулируемых пешеходных переходов с учетом получения необходимых согласований могут составлять от 4 месяцев до 1 года. Затянуть дело могут близость к охранной зоне памятников и ситуация с подземными инженерными сетями.

Стоит также понимать, что бюджетные средства на строительство переходов закладываются заранее — на год вперед. Появление нового объекта притяжения — школы или крупного магазина — случается, когда средства на текущий год уже распределены. Спланировать все заранее пока получается редко — город с трудом успевает латать существующие «дыры».

Проблемные точки возникают и по другим причинам. Так, более двух лет не могли ввести в эксплуатацию светофор на переходе через Таллинское шоссе — на границе двух регионов. Замотанный тканью светофор ждал отмашки чиновников, пока жители петербургских домов продолжали переходить широкое шоссе, дабы попасть в торговый центр, расположившийся напротив, но на территории Ленобласти.

Нарушение норм

В ГИБДД отмечают, что безопасность пешеходов ставят под угрозу следующие факторы:

- использование бессветофорных переходов на многополосных дорогах, где водителям из второй и третьей полосы не видно пешехода, вступившего на зебру;

- превышение показателей интенсивности транспортных потоков для многих нерегулируемых и регулируемых наземных пешеходных переходов, что требует либо установки светофора, либо строительства подземных (надземных) пешеходных переходов;

- частое отсутствие искусственных неровностей там, где они должны быть по ГОСТу. В Петербурге против пешеходов также играет плохая видимость.

По действующим ГОСТам, расстояние видимости дорожного знака должно составлять не менее 100 метров, а при ограничении скорости до 40 км/ч допускается обеспечивать расстояние видимости знака не менее 50 метров. Но все ли водители соблюдают скоростной режим? И не является ли по-прежнему самой надежной гарантией безопасности пешехода его предельная осторожность?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру