Деньги за пятерки: стоит ли мотивировать детей финансовым вознаграждением за хорошие отметки

В том, что хвалить детей за их достижения необходимо, никто не сомневается. Но нужно ли поощрять финансово, например, за хорошие оценки? Этим вопросом задаются многие родители.

Деньги за пятерки: стоит ли мотивировать детей финансовым вознаграждением за хорошие отметки
Учеба для ребенка не должна ассоциироваться с работой, она должна приносить удовольствие от достижения целей. Фото: canva,com

Мнения, как всегда, диаметрально противоположны. Одни считают, что плата за пятерки — отличная мотивация, другие уверены, что учеба — это обязанность ребенка. «МК в Питере» попросил специалистов из сферы образования и финансов рассудить родителей и узнал, что неправы могут быть обе стороны, а истина ­где-то между.

Методом проб и ошибок

Опрошенные редакцией эксперты уверены: азам взаимодействия с личными финансами необходимо обучать с раннего возраста. А финансовая мотивация может стать звеном финансовой грамотности. Но все же к данной теме нужно подходить комплексно.

— Многие сегодняшние родители воспитывались еще во времена СССР, когда этим вопросам не уделялось практически никакого внимания. С последствиями отсутствия финансовой грамотности мы сталкиваемся до сих пор, когда у людей частично или полностью отсутствует финансовая культура. А свой опыт многие были вынуждены нарабатывать методом проб и ошибок. Поэтому неудивительно, что многие родители в настоящее время пытаются привить своим детям правильное отношение к деньгам, — говорит вице-президент АО КБ «Юнистрим» Григорий Волис.

По словам эксперта, финансовая мотивация детей за ­какие-то успехи и достижения может стать хорошим рабочим инструментом. Вопрос заключается лишь в том, как избежать возможных перекосов.

— Ребенок должен понимать, для чего ему нужны деньги, — они не должны быть самоцелью, скорее средством для приобретения ­каких-либо игрушек либо развлечений. Тогда у ребенка будет вырабатываться правильное отношение к финансам, он научится правильно ими распоряжаться: расставлять приоритеты, планировать свое время и силы. Это хороший опыт, который пригодится ему в дальнейшей жизни, — объясняет Григорий Волис. — В любом случае ­каких-то четких сценариев быть не может. Каждый ребенок уникален, поэтому родителям необходимо учитывать особенности своих детей, уметь договариваться с ними, находить общие решения. В немалой степени финансовая мотивация может также стать проверкой и для самих родителей, которым также придется быть последовательными в своих действиях, не нарушать обещаний и договоренностей — тогда между ними и ребенком будет формироваться необходимое доверие.

Установите лимит

По данным аналитиков НАФИ, каждый третий подросток в России сегодня использует безналичный способ оплаты, а каждый второй совершает покупки с помощью смартфона. 72% подростков пользуются банкоматами, 46% — платежными терминалами. Многие школьники имеют личные банковские карты (59%). Но с какого возраста давать детям доступ к личным деньгам и как контролировать расходы?

— Первые карманные деньги ребенку можно давать, когда он идет в первый класс. В среднем ребенку 6–7 лет будет достаточно 300–500 руб­лей своих карманных денег, включая так называемые поощрения за сверхусилия или финансовую мотивацию за пятерки, — уверен руководитель направления карточных продуктов «ЮMoney» Андрей Васильев. — Такие поощрения допустимы, если родители ставят перед собой цель научить ребенка планировать личный бюджет и распоряжаться своими деньгами. В этом возрасте ребенку можно подарить первую копилку или завести детскую банковскую карту. Важно понимать, что поощрение за пятерки, особенно если ребенок плохо учится, не должно быть его единственным вариантом получить карманные деньги. Установите лимит, например от 500 до 700 руб­лей в неделю, и в эту сумму включите возможное поощрение за пятерки.

По словам нашего собеседника, очень многие родители боятся, что при такой системе мотивации рано или поздно они столкнутся с шантажом со стороны ребенка. Мол, он будет требовать денег за любые усилия: уборку, выгул собаки, поход в магазин за продуктами.

— Чтобы этого не произошло, нужно научить ребенка выстраивать отношения с деньгами: на первом этапе объяснить, что такое зарплата, как родители распределяют деньги в семье (сколько обязательных выплат и сколько свободных денег). Когда ребенок станет постарше, ему можно объяснить, что такое кредит, доход, почему в магазинах разные цены и так далее, — советует Андрей Васильев. — Естественно, давать ребенку информацию лучше постепенно и не только на уровне семьи, но и в школе. С 2022 года в российских школах обещают ввести обязательное преподавание финансовой грамотности. Это поможет родителям сформировать у ребенка системные знания о ведении личного бюджета с ранних лет.

Родители — не работодатели

Представители сферы образования с экспертами-­финансистами соглашаются не во всем. В частности, сообщают: как показывает практика, платить ребенку деньги за хорошие оценки — не лучшая практика в воспитании детей.

— Конечно, воспитывать в ребенке понимание того, как он может заработать деньги, так называемый социальный интеллект, крайне полезно. Но отношения между родителями и детьми должны быть более близкими, не связанными, если так можно выразиться, с рыночными отношениями, — уверен основатель школы точных наук «Штерн» Михаил Юмашев. — Одно дело, если бы ребенок получал деньги за учебу от третьих лиц, например посредством выплаты стипендии или грантов. Но сами родители не должны выступать работодателями для детей. Подобная практика может привести к охлаждению отношений между родителями и детьми, своеобразной их формализации. Поэтому платить ребенку деньги за учебу — ложный путь. В то же время наш собеседник сообщает, что выдача карманных денег является более правильным способом выработки у школьника навыков финансовой грамотности.

— У ребенка должен быть определенный бюджет, который он должен тратить по своему разумению. Тотальный контроль со стороны родителей лишит его возможности принятия собственных решений, поэтому контролировать эти траты можно лишь косвенно. Гораздо лучше, когда ребенок сам совершит ­какие-то ошибочные покупки и извлечет из них уроки, а после обсудит их с родителями, чем его финансовая деятельность будет контролироваться родителями, — предостерегает эксперт.

Первые карманные деньги ребенку можно давать, когда он идет в первый класс. Фото: canva.com

Михаил Юмашев убежден, что поощрения за успехи ребенка обязательно должны быть в первую очередь эмоциональными — радость, поддержка родителей.

— Причем важно, чтобы родители поддерживали ребенка не столько за успехи в учебе, сколько за успехи в том, что ему действительно интересно. То есть небольшие неудачи школьника в сферах, которые ему не очень интересны, не должны вызывать у родителей негативных эмоций, — объясняет наш собеседник. — Гораздо полезнее будет помочь ребенку в разрешении этих неудач, закрыть глаза на те вещи, которые ребенку неинтересны, и поддержать его инициативу в тех дисциплинах, которые вызывают в нем интерес, чем платить ребенку за пятерки и наказывать за двой­ки.

Мотивация должна быть пролонгированной

А вот академический директор по обществознанию, химии и физике онлайн-­школы для детей и подростков Skysmart Анна Мусихина категорически отрицательно относится к финансовому вознаграждению за оценки. Она уверена — такая мотивация не работает долго.

— Это может работать поначалу, а потом перестает, и в итоге негативные последствия перевешивают тот небольшой плюс, что был вначале. Ребенку дают сигнал, что внутри семьи возможны товарно-­денежные отношения, — объясняет эксперт. — Единственная мотивация, которая у ребенка может быть, — внутренняя. Любая другая временна. Когда ребенку неинтересно, важно не настаивать на своем, а выяснить, почему интерес пропал.

По словам нашей собеседницы, ученики младших и средних классов не понимают, что такое «зарабатывать». Когда у ребенка есть мотивация учиться, это нужно подпитывать. Вопрос в том, как это делать правильно.

— Мы считаем, что раз ребенок потрудился, получил хорошую оценку, то он заработал. Но учеба для ребенка не должна ассоциироваться с работой, она должна приносить удовольствие от достижения целей, от ощущения успеха и роста над самим над собой, — говорит Анна Мусихина. — Отмечу также, что финансовое поощрение за пятерки и четверки не стоит путать с пролонгированной мотивацией: например, с подарком за успешное окончание учебного года. Но я бы не советовала устраивать в семье товарно-­денежные отношения, это приведет только к проецированию такого подхода и на другие сферы жизни семьи.

«Ставьте ребенка перед выбором»

Риски и подводные камни, которые таит в себе мотивация деньгами, по просьбе «МК в Питере» перечислила оценщик бизнеса, финансовый консультант Евгения Ломакина. Наша собеседница соглашается с предыдущими экспертами: использование денег в качестве основного мотивирующего инструмента может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. И в большей степени — это зависит от характера ребенка.

— Материальная мотивация действует ограниченный период времени, то есть в ­какой-то момент необходимо будет увеличивать размер суммы. И прежде чем внедрять такую мотивацию, стоит задать себе вопрос: готовы ли вы к такому развитию событий? На сколько и как часто готовы поднимать «оплату»? Негативной стороной финансовой мотивации может являться то, что, если вдруг вы не сможете выдать обещанную сумму, ребенок перестанет учиться вообще. К сожалению, в моей практике финансового консультирования были такие случаи.

— Какая сумма приемлема, если выбирать такой метод мотивации?

— Сумма не должна быть очень большой. И «тариф» должен быть заранее прописан и прозрачен для ребенка. Помимо этого, я бы порекомендовала за плохие оценки отнимать суммы. Эдакий финансовый пинг-понг. Например, за пятерку — плюс 100 руб­лей в копилку, за четверку — плюс 50, за тройку — минус 50, за двой­ку — минус 100. И в конце недели подводить итог.

— Как такая финансовая мотивация может отразиться на будущем ребенка?

— В значительной степени это зависит от характера ребенка и в целом отношения к деньгам в семье. Если процесс будет сопровождаться объяснениями, логично выстроенной системой оплаты, а в семье царит уважение к деньгам и работе друг друга, то результат будет положительным. Опасность в том, что у ребенка может возникнуть идея, что все должно оплачиваться, а любое действие — даже вынести мусор или убрать собственные носки — должно приносить только деньги.

— Нужно ли контролировать, на что ребенок может тратить полученные деньги?

— Однозначно нет. Нужно готовиться к тому, что первые суммы ребенок потратит на «всякую ерунду». Но после просто необходимо проводить беседы на тему разумных трат. Особенно если у ребенка есть дорогостоящее желание — компьютер, планшет или велосипед. Если ребенок младшего возраста, можно посчитать, сколько мороженых (или другого лакомства) необходимо для покупки желаемой вещи. Если ребенок постарше, считать можно в значимых для него вещах, чтобы показать ценность и ставить перед выбором: что ценнее и чего больше хочется.

— Какие вообще поощрения должен получать ребенок за успехи в учебе?

— Финансовая мотивация может быть составляющей, но не может быть основной. Чтобы у ребенка не сформировалось ложное представление о возможности купить «все что угодно в этом мире». Разумно будет ставить планку и достигать ее. К примеру, купить компьютер, если год будет закончен на одни пятерки. В таком случае это будет ценным призом для ребенка. Также на практике в семьях, где несколько детей-­школьников, часто встречается, что ребенку, который учится хорошо, никаких «плюшек» не достается, а если плохо учащийся ребенок приносит четверку, то его сразу хвалят и дают конфетку (или деньги). Это может негативно сказаться на вашем хорошисте. Должно быть равноправие.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру