Заложники парковки
Петербурженка Ольга заехала в известный и популярный торговый комплекс у станции метро «Пионерская». Свою машину припарковала на охраняемой парковке у ТК. Шопинг у нее занял не более 20 минут.
«Когда уже возвращалась к машине, обнаружила, что потеряла талон, который получила при въезде на парковку. Поскольку стоянка была кратковременной, менее двух часов, то должна была быть бесплатной», — рассказывает Ольга.
Петербурженка подошла к охраннику и объяснила ситуацию. А тот заявил, что без оплаты штрафа в размере 500 рублей (причем наличными) машину с парковки не выпустит.
Переговоры с неумолимым стражем шлагбаума длились более часа. Ольга предложила просмотреть запись с камер видеонаблюдения, чтобы подтвердить кратковременность своей стоянки, но безуспешно — ей сообщили, что видеозапись не ведется. Итогом спора стала оплата Ольгой штрафа в полном размере. Только после этого она покинула парковку ТК на своем авто.
По возращении домой расстроенная петербурженка собралась с мыслями и принялась изучать ситуацию. Порывшись в интернете, она поняла, что действовать нужно было по-другому. Ее выводы «МК в Питере» подтвердил юрист СПб ООП «Общественный контроль» Михаил Филиппов.
«В соответствии с пунктом 14 «Правил оказания услуг автостоянок» (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795), вам достаточно написать заявление об утере квитанции или иного парковочного документа, указать в заявлении свои паспортные данные, а также предъявить паспорт и документы, подтверждающие право собственности на автомобиль», — прокомментировал эксперт.
После этого, по словам Михаила Филиппова, вы имеете право сесть за руль своего автомобиля и покинуть парковку. В случае препятствования следует набирать «112».
«Полиция обязана реагировать в подобных случаях», — уверен Михаил Филиппов.
Что говорят правоохранители
В одном из отделов полиции Приморского района нашему корреспонденту сказали, что на подобный вызов обязаны отреагировать. Причем на место события приедет бригада ГИБДД и участковый полицейский.
«Если первых придется ждать до 20 минут, то участковый приезжает на такой вызов в течение 40 минут», — поделились сотрудники отдела.
Задача представителей ГИБДД — проверить ситуацию на предмет нарушения правил дорожного движения. После этого вы сможете покинуть парковку. Полиция действительно посоветует парковщикам взыскать с вас понесенный ущерб и штраф в соответствии с гражданским законодательством в судебном порядке. А вы с покупками уедете домой.
Дела судебные
Владелец парковки имеет законные основания взыскать с рассеянного клиента штраф и плату за пользование парковочным местом.
«Въезжая на парковку, клиент соглашается с условиями договора, в который может быть включен и штраф за потерю чека. Однако информация о штрафе обязательно должна быть представлена при въезде на парковку, причем хорошо видна, читаема. Также желательно разместить ее и на самом парковочном документе», — обращает внимание Михаил Филиппов.
Помимо этого, как говорит эксперт, с автомобилиста могут взыскать лишь сумму реально нанесенного ущерба. Понятно, что оценивать парковочный талон в 500, 1000 или 2000 рублей — явный перебор. Юрист по гражданскому праву Наталья Патрушева согласна: «Часто сумма штрафа, даже если она прописана в договоре, несоразмерна нанесенному убытку. Чек или карточка не могут стоить 500 рублей и больше».
Как отмечают собеседники «МК в Питере», довольно сложно представить, что владелец парковки будет судиться с рассеянным клиентом из-за 500 или 1000 рублей. Ведь суду понадобятся данные видеофиксации, подтверждение суммы ущерба, протокол, составленный с участием свидетелей или в присутствии полиции, и так далее.
Взгляд с другой стороны
В компаниях, управляющих парковками у торговых центров, видят ситуацию иначе. Величину штрафа объясняют не жадностью, а необходимостью борьбы с недобросовестными автовладельцами. Ведь если установить символический штраф, это даст возможность автовладельцам оставлять свои машины у торговых комплексов на весь день или ночь, а затем подходить и спокойно говорить, что они потеряли талончик. При этом символический штраф будет для них куда выгоднее, чем почасовая оплата. А ведь стоянка у ТК предназначена не для них, а для покупателей комплекса.
«Большинство таких парковок в Петербурге не приносят прибыли, а существуют для удобства посетителей комплексов, так же как туалеты или лифты. А уж штрафы, поверьте, составляют доли процента от доходов этих парковок», — поделился с «МК в Питере» генеральный директор компаний «А-Парк» и «Автомат-Паркинг» Игорь Троянов.
Так что смысл штрафа даже не в том, чтобы покарать каждого недобросовестного клиента, а в том, чтобы сберечь свободное парковочное место именно для посетителя торгового комплекса, а значит, потенциального покупателя. К слову, парковки у ТК в большинстве своем принадлежат самим ТК, а операторам передается лишь управление парковкой.
Конец истории
Кстати, петербурженка Ольга, разобравшись во всех юридических нюансах, решила проявить настойчивость, которой бы многие граждане позавидовали — уж больно часто хочется в подобных случаях махнуть рукой, сказав себе: нервы дороже. Она позвонила руководству парковки, озвучила свои доводы, а также пригрозила обратиться с жалобой на нарушение прав потребителей в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. По словам Ольги, вскорости после звонка ей вернули уплаченную сумму штрафа на карту.
Вопрос техники
Через какое-то время проблема утери парковочного талона, возможно, решится сама собой благодаря техническому прогрессу, утверждают специалисты. Пока парковщикам не по карману высокоточное оборудование, способное на въезде при любой погоде считать номер машины, а на выезде выдать сумму к оплате.
«При сегодняшней собираемости такие технологии для нас дороговаты», — признается Игорь Троянов.
И все же, когда такое оборудование появится на парковках городских ТЦ и ТРК, необходимость выдавать клиенту квитанцию в принципе отпадет. Шопоголикам не придется переживать за сохранность кусочка бумажки со штрих-кодом, а парковщикам — за то, что кто-то «на халяву» простоит на парковке сутки, отнимая место у клиентов торгового комплекса.