Петербургским родителям рассказали, стоит ли платить детям за хорошую учебу в школе

Петербургским родителям рассказали, стоит ли платить детям за хорошую учебу в школе

Использование денег в качестве мотивации к обучению имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Однако в большинстве случаев это зависит от характера ребенка. Об этом в разговоре с «МК в Питере» рассказала финансовый консультант, оценщик бизнеса Евгения Ломакина.

«Следует иметь в виду, что материальная мотивация действует ограниченный период времени, то есть со временем, возможно, необходимо будет увеличивать размер суммы. Прежде, чем делать такую мотивацию, стоит подумать, готовы ли вы к такому развитию событий, на сколько и как часто готовы поднимать эту планку», - отметила Ломакина.

В качестве примера негативной стороны финансовой мотивации Ломакина привела ситуацию, когда ребенок и вовсе может перестать учиться. Причиной такого поведения может стать неспособность родителей в силу разных причин стабильно платить ребенку за хорошую учебу в школе. В практике финансового консультирования Ломакиной подобные случаи встречались.

В случае, если родители намерены материально поощрять свое чадо, то сумма должна быть небольшой, отметила Ломакина. Такой «тариф» должен быть заранее прописан и прозрачен для ребенка. Специалист также порекомендовала родителям отнимать суммы за плохие оценки.

«Эдакий финансовый пинг-понг. Например, за пятерку ребенок получает плюс 100 рублей, за четверку — плюс 50 рублей, за тройку — минус 50 рублей, за двойку — минус 100 рублей. И в конце недели подводить итог», - рассказала Ломакина.

Вместе с этим родители нередко задаются вопросом, как подобная методика отразится на будущем ребенка. В значительной степени это зависит от характера ребенка и отношения к деньгам и заработку в семье, утверждает Ломакина. Если процесс будет сопровождаться объяснениями, логично выстроенной системой оплаты, а в семье будет царить уважительное отношение к деньгам и работе друг друга, то будет сформировано положительное отношение. Опасностью здесь все-таки остается момент, что все должно оплачиваться, уверена Ломакина.

Нужно ли определять, на какие цели ребенок может тратить полученные деньги, Ломакина отвечает однозначно.

«Нет, нужно приготовиться к тому, что первые суммы ребенок будет тратить на всякую ерунду. Но после просто необходимо проводить беседы на тему разумных трат. Особенно, если у ребенка есть дорогостоящее желание, например, компьютер, планшет или велосипед. Если ребенок более младшего возраста, то можно посчитать, сколько мороженных (или другого любимого блюда) необходимо для покупки желаемой вещи. А если ребенок постарше, то считать также можно в значимых для него вещах, чтобы показать ценность и ставить перед выбором: что ценнее и что больше хочется», - пояснила Ломакина.

На вопрос о том, можно ли не давать ребенку деньги на карманные расходы, если в семье существует финансовая мотивация, Ломакина отвечает просто, объясняя, что у ребенка нет выбора. Ребенок подчиняется правилам, которые устанавливают родители. Многое зависит от возраста чада. Если речь идет младшем школьнике, то, скорее всего, ему деньги на карманные расходы не особо нужны. А если это подросток, то необходимо выработать прозрачные условия для жизни. 

«Часто подростков стоит просто немного подтолкнуть, если возраст позволяет и есть навыки, на которых можно заработать. Они с удовольствием начинают свои первые взрослые шаги. Но если ребенок загружен учебой и дополнительными заданиями, то подумайте, есть ли у него силы и возможность хотя бы подумать над тем, как и где он может зарабатывать», - отметила Ломакина.

С 14 лет у подростков уже есть возможности для заработка, особенно в летний период. Чтобы родителям принять решение, стоит ответить на вопрос, сможет ли ребенок совмещать учебу и подработку, вам родители давали или нет деньги на карманные расходы и как вы себя при этом чувствовали. Ответив на эти вопросы, вы сможете принять правильное решение, убеждена Ломакина.

В любом случае ребенок должен понимать, что обучение — это его ответственность. Но в силу возраста подросток еще может не понимать дальнейших перспектив и поэтому задается вопросом, зачем столько скучных предметов в школе.

«На мой взгляд, эта ответственность не возникает неожиданно, она вырастает по мере взросления, а задача взрослого – показать и помочь ее принять. Финансовая мотивация может быть составляющей, но не может быть основной, чтобы не сформировалось ложного представления о возможности купить „все что угодно в этом мире“. Разумно будет ставить планку и достигать ее», - рассказала Ломакина.

Если в семье несколько детей и действует материальная мотивация, то оно должно сопровождаться равноправием, подытожила Ломакина.

«МК в Питере» поговорил с академическим директором по обществознанию, химии и физике онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анной Мусихиной и выяснил, как она относится к материальной мотивации учащихся.

«Я отношусь категорически отрицательно к финансовому вознаграждению за оценки. Для начала скажу, что это не работает. Это может работать поначалу, а потом перестает. В итоге негативные последствия перевешивают тот небольшой плюс в начале. Ребенку дают сигнал, что внутри семьи возможны товарно-денежные отношения. Единственная мотивация, которая у ребенка может быть, — это внутренняя мотивация. Любая другая мотивация временна», - заявила Мусихина.

Если ребенку не интересно, важно не настаивать на своем, а выяснить, почему интерес пропал. Причин может быть много, убеждена Мусихина.

«Что эта ситуация нам говорит? Когда у ребенка есть мотивация, ее нужно подпитывать. Дети пока не понимают, что такое заработать. Мы считаем, что раз ребенок потрудился, получил хорошую оценку, то он заработал. Но учеба для ребенка не должна ассоциироваться с работой, она должна приносить удовольствие от достижения целей», - пояснила Мусихина.

Она добавила, что вопрос финансовой мотивации обсуждался на круглом столе в рамках ежегодного фестиваля, который проводила онлайн-школа Skysmart. Судя по всему, эту идею воспринимают положительно далеко не все родители. Мусихина порекомендовала не выстраивать в семье товарно-денежные отношения. Это приведет, по ее мнению, только к проецированию такого подхода и на другие сферы жизни семьи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру