Под прицелом градусника: какие ограничения продлены в школах Петербурга и что о них думают ученики и педагоги

Власти продолжают вводить ограничительные противоковидные меры.

В Петербурге на неделю закрывались спортивные и культурные организации, общепит в период короткого локдауна работал навынос, а с 27 декабря будет обслуживать только гостей с QR-кодами. Сотрудников попросили по возможности перейти на удаленную работу. Для кого-то такой режим удобен, но для определенных категорий работников — страшный сон. В частности, для сотрудников образовательной сферы, которые в один голос утверждают, что дистанционка в школах — суррогат учебы.

Власти продолжают вводить ограничительные противоковидные меры.
Школьный день у всех начинается с термометрии. Фото: canva.com

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ранее введенные ограничения в школах продлеваются до 2024 года. «МК в Питере» выяснил, как к этому относятся учителя и ученики.

«Я же не могу его связать»

Ограничения на бумаге и в жизни работают по-разному. Школы «экипировали»: вручили вахтершам электронные градусники для термометрии, повесили в коридорах санитайзеры и дезинфекторы, составили специальное расписание. За соблюдением мер должны следить учителя: дежурить на переменах и не допускать смешения потоков. На практике это не совсем реально.

«Нужно понимать, что дети не роботы. У нас по всей школе висят дезинфекторы, условия предоставлены. Но соблюдают ли их ученики — вопрос. Не все приучены после туалета руки мыть, а тут нужно еще и обрабатывать их санитайзером. Или же ситуация с походом в столовую. Вот встал одиннадцатиклассник и пошел обедать на третьей перемене. А по расписанию должен на четвертой. Я же не могу по рукам и ногам его связать, максимум — выговор. Учитель, как цербер, вынужден контролировать все», — рассказывает «МК в Питере» учитель английского языка одной из питерских школ Алина Олеговна.

А вот опрошенные изданием обучающиеся отмечают массу плюсов в новом формате учебы. «МК» пообщался с учениками и узнал, что им нравится в таком режиме работы школ.

«Время захода в школу стало более поздним, а это лишние минуты сна утром. Например, раньше учеба начиналась в 8:30, теперь же мы заходим в 9:00, — рассказывает ученица 8‑го класса Лиза. — Кроме того, пока учитель бежит к другому классу, появляется возможность поиграть в телефоне или списать домашнее задание. Удобно, что теперь мы можем оставлять вещи в кабинете. У нас стоит кулер, мы приносим печенье для перекусов. В нашем кабинете теперь учится только наш класс. Раньше, когда другие ребята наводили беспорядок, убирать все равно должны были мы. Теперь никто не разрисует мою парту или не налепит жвачку на стул — это классно. Не нравится только, что в столовую нельзя пойти когда захочешь».

Учитель в бегах

Ограничения остановили «кровообращение» в школе. Привычный шум, гам и топот доносится теперь только с этажей, где находится «началка». По лестницам ходят педагоги. Многие несут в руках пластиковые ящики, в которых лежат стопки тетрадей, учебники и дополнительные материалы. Пожилым учителям такие перебежки даются особенно сложно. Теперь за 10–15 минут перемены педагог должен успеть проветрить помещение, собрать свои книги, дойти до другого кабинета и начать урок вовремя. И далеко не всегда расписание составлено так, что подряд идут обучающиеся одной параллели, в классах на одном этаже. Вот для примера день учителя истории Выборгского района Марины Валентиновны: пять уроков, сначала в 6‑м классе на первом этаже. Затем в 5‑м на третьем этаже, у восьмиклассников на втором, у пятиклашек снова на третьем и, наконец, в 6‑м классе на первом этаже.

«Ноги к концу дня гудят, — делится педагог, — но я стараюсь воспринимать это как зарядку. Конечно, сложно бегать целый день по этажам. Материалы приходится таскать на себе. Но ведь всего не унесешь: ­что-то теряется, ­что-то забываешь забрать из предыдущего кабинета. Раньше было больше интерактива: показывала детям карты, папирусы, сувениры из разных городов и стран. Для темы Древнего Египта у меня даже маленький саркофаг с мумией есть. Сейчас это недоступно, я просто не в состоянии все взять с собой. В таком режиме живем уже второй год, постепенно привыкаем. В­се-таки лучше, чем на дистанте, когда ты общаешься с монитором, а не с детьми».

Из-за этой беготни у педагогов не остается времени на себя. Рабочий час длится 60 минут: 45 — урок и 15 — перемена. Если в расписании появляется окно, то провести его можно либо в учительской, либо в столовой. Но учительская есть не во всех школах, а готовиться к уроку в столовой — задача не из простых. Но даже в таких стрессовых условиях педагоги стараются разнообразить жизнь детей.

Например, в одной из гимназий Приморского района на День матери ученики сняли видеопоздравление, а на Новый год готовят запись отдельных выступлений каждого класса. А лицеисты из Центрального района придумали необычные уроки физкультуры — дети соревнуются, у кого больше шагов в приложении «Шагомер».

«Я со своими учениками ездила на Сестрорецкий рубеж. Там у нас было шесть часов активного отдыха. Все организовали родители. Вместе снимаем видео для школьных конкурсов, монтируем, рисуем плакаты. Нам же никто не мешает собраться всем классом, обсудить ­что-то за круглым столом, организовать чаепитие или посмотреть фильмы», — рассказывает Марина Валентиновна.

Нездоровые меры

Учителя, с которыми пообщался «МК в Питере», констатируют, что учеба сейчас — это марафон, бежать который устали и педагоги, и обучающиеся. Ограничения внесли коррективы в образовательный процесс. Преподаватели в один голос жалуются на снижение работоспособности детей.

«Преподавать материал стало сложнее: в кабинете истории не будет оборудования для математиков, а в классе географии — для русского языка, — делится наблюдениями учитель одной из школ Приморского района Людмила Васильевна. — Приходится объяснять на пальцах. Оставить после урока отстающих нельзя, педагог должен идти к другим обучающимся. Поэтому дети вынуждены схватывать на лету. На помощь могли бы прийти образовательные онлайн-­платформы. Но мы не всегда можем ими воспользоваться, да и ошибки в материалах из интернета встречаются нередко. А главное, контроль за знаниями ребенка осуществить сложнее. На все тесты ребята находят ответы в сети, сделать с этим я ничего не могу».

Беспокойство педагогов вызывает не только сниженная работоспособность, но и физическое состояние учеников.

«Из-за того что онлайн-­обучения в нашей жизни стало больше, дети чаще смотрят на экраны мониторов, в мобильные телефоны. Портится зрение, искривляется осанка. Ученики сидят сгорбившись, мышечный корсет ослабевает. В итоге им все сложнее проводить время на ногах. Физической нагрузки стало меньше: в спортивном зале теперь может находиться только один класс, поэтому из трех уроков один или даже два проходят в кабинете. Изучают теорию, пишут конспекты, решают тесты. Кроме того, сильно беспокоит ситуация с питанием. Пока ученики на перемене в классе, они постоянно ­что-то жуют. Снеки, печенье, сладкое — и все это, как правило, всухомятку. Заедают стресс, что негативно сказывается на их здоровье», — объясняет Людмила Васильевна.

Пока ученики проводят перемены в классе, они постоянно что-то жуют. Фото: canva.com

Подобное состояние обучающихся педагог-­психолог Елена Цурко связывает с фоновой тревожностью. Негативные новости о пандемии влияют на психологическое состояние не только взрослых, но и детей, являясь причиной постоянного стресса.

«Выражается он в крайней агрессивности, когда ребята постоянно ссорятся или даже дерутся друг с другом, или в компульсивных перееданиях, — говорит педагог-­психолог. — В коллективах уже можно выделить детей с выраженными зачатками депрессивного состояния. За время дистанционного обучения начали путаться социальные роли: ученик и ребенок — дома это деление нарушается и смешивается».

Больше стали нервничать и учителя. Усложнился образовательный процесс, увеличилось количество работы. Чтобы не допустить выгорания, педагог-­психолог советует преподавателям (да и в целом петербуржцам) бороться со стрессом с по­мощью различных практик.

«Например, дыхательные упражнения, йога и аутотренинги отлично помогают снять как психологическую, так и физическую усталость. Можно воспользоваться нейрографикой, цветотерапией или банальным переключением внимания. Если возникает конфликт с учеником, лучше сразу обращаться к педагогу-­психологу, чтобы не навредить дальнейшему общению с ребенком», — советует Елена Цурко.

Как бы ни было сложно учиться в условиях пандемии и постоянных ограничений, очный формат все же лучше дистанционного: на этом сходятся и педагоги, и школьники. При онлайн-­обучении теряется возможность диалога и проведения хоть ­каких-то внеклассных мероприятий. Вернется ли доковидный режим в полном объеме, пока неясно, но ограничения точно будут с нами еще несколько лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру