ЗАХОТЕЛОСЬ ЧЕЛОВЕЧИНЫ
О 23‑летнем жителе Петербурга Егоре Комарове страна узнала совсем недавно. Его приятель не справился с управлением, машина врезалась в отбойник на трассе «Сортавала». В результате ДТП из багажника автомобиля выпал труп. Мужчин, которые были в салоне, недолго ловили по окрестным лесам. В их числе был и Комаров — именно его обвинили в убийстве человека, чей труп вывалился на дорогу. На допросе Егор неожиданно для следователей признался в каннибализме. Мол, очень хотел попробовать человечины и прошлой осенью убил случайного прохожего в парке Сосновка. Оперативники припомнили: 27 сентября 2020 года в дренажной трубе парка было найдено тело 38‑летнего биржевого брокера. На его теле нашли несколько ножевых ранений. А еще у убитого был вырезан язык. Уголовное дело, которое возбудили по факту обнаружения трупа, было приостановлено в связи с отсутствием подозреваемого.
Осенью 2021 года Егор Комаров спокойно рассказывает, как убил брокера, попробовал на вкус кровь. Описывает, как вываривал нашинкованный язык. И резюмирует: «Зря убил. Он невкусный оказался». Размышляет, что, вероятно, другая часть тела понравилась бы больше. Диалог задержанного со следователями приводят СМИ. А по социальным сетям уже разлетелись видеоролики из зала суда. Перед тем как узнать об избранной для него мере пресечения, Комаров лениво и неохотно общается с журналистами.
«Вы правда съели человека?» — интересуется девушка.
«Ну, я не съел человека, тяжело, там кости. Я вон какой худенький, как я мог человека съесть? А какую-то часть… Ну, да», — растягивая слова, отвечает Комаров.
«А вы снова готовы съесть человека?» — спрашивает мужчина.
«А есть?» — отвечает вопросом на вопрос задержанный. Кажется, что его лицо под маской растягивает ехидная улыбка.
«А зачем вы ели человека?» — продолжают свой «допрос» журналисты.
«Просто попробовать. Я не ел, один укусик», — терпеливо объясняет Комаров.
Зевая, он сообщает, что не готов убить еще раз. И лишь один раз он надолго задумался, прежде чем ответить на вопрос журналиста.
«Вы жалеете? Скажите честно», — поинтересовался представитель СМИ.
Комаров взял паузу, будто прислушиваясь к ощущениям, и сообщил: «Жалею, но не раскаиваюсь».
Каннибала пока что отправили в СИЗО. Расследование уголовных дел продолжается. В том, что Комаров окажется на скамье подсудимых, сомнений нет. Но что дальше? Прежде чем слово возьмет служитель Фемиды, свое мнение еще выскажут эксперты судебно-психиатрической экспертизы.
ИСТОРИЯ ОДНОГО КАННИБАЛА
Из всех известных в Питере случаев, пожалуй, самым страшным является история Ильшата Кузикова. С юного возраста страдая шизофренией, Ильшат Кузиков, как и многие другие психически нездоровые люди, так бы и остался безвестным пациентом «домов скорби», если бы не лихие девяностые. Страна переживала тяжелые времена, больные, выходя из стационара, как могли устраивались, «кучковались» у тех, у кого была жилплощадь. К Ильшату часто приходили друзья по больнице. Они-то и стали будущими потерпевшими. Свою первую жертву с продуктовой фамилией Печенкин Кузиков убил и съел в ноябре 1992 года. Парню некуда было идти после выписки из психушки, и он поселился у Кузикова. После очередной пьянки последовала ссора, хозяин квартиры сильно обиделся и ударил гаечным ключом гостя по голове. Тело он отнес в ванную, где разделал ножовкой. Кое-какие части (те, что понравились больше) Кузиков съел, остальное упаковал в покрывало и мешок и выкинул на помойку.
Следующего «друга» Ильшат Кузиков лишил жизни все по тому же сценарию — ссора после выпивки, драка, а затем распиливание тела в ванной и… ужин. Правда, в этот раз приготовления частей тела людоеду показалось мало, и он, подражая вампирам, напился кровушки покойного друга. Останки приятеля сложил в коробку и спрятал возле гаражей во дворе дома.
Последней жертвой стал его знакомый Василевский, с которым они не только дружили, но и были любовниками. Подобно паучихе, умерщвляющей своего партнера после страстной ночи, Кузиков убил Василевского, направившегося в ванную после сексуальных занятий. Он пошел за ним следом и нанес несколько ударов ножом. Тело любовника постигла та же участь, что других жертв. Разоблачили людоеда почти случайно. Соседи, возмущенные нестерпимой вонью из квартиры «чокнутого» Ильшата, написали жалобу участковому инспектору. Причем, по слухам, инспектор, обнаружив в квартире Кузикова трехлитровые банки с мясом его приятелей, упал в обморок.
Все это время питерская милиция, обнаружившая несколько фрагментов тел в мусорных баках, с ног сбиваясь, искала в Московском районе серийного маньяка.
ПЕРЕДАЧКИ ДЛЯ ЛЮДОЕДА
При аресте Кузиков не сопротивлялся, а получив чай с булкой, обрадовался и стал подробно рассказывать следователю о своих преступлениях. Их мотивы Кузиков объяснял просто — ему не хватало маленькой пенсии по инвалидности, и он все время был голодный… В психиатрическую больницу, где его регулярно кормили и было хорошо, он давно просился, просто не было мест. Поимка людоеда наделала в городе столько шуму (история попала в эфир «600 секунд» Александра Невзорова), что следствие заключило его в «Кресты». Причем, по слухам, этот арест едва не послужил поводом для бунта.
Говорят, испуганные соседи по камере не спали по ночам, выставляя дозорного. А не ровен час в ночи людоед проголодается? В конце концов Кузикова поместили в камеру вместе с еще одним каннибалом — старым бомжом, который по несчастливой случайности кем-то по пьянке пообедал.
Ужас, охвативший «Кресты», понятен. Кормежка в изоляторе в те времена была, прямо скажем, плохонькая. Оперативники, сопровождавшие это громкое дело, отрывали средства от своей скудной зарплаты и регулярно передавали людоеду в камеру батоны колбасы и булку, только чтобы он был сыт.
Медико-психиатрическая экспертиза признала Кузикова невменяемым, поскольку болезнь, которой он страдает, обозначает, что он не способен понимать характер своих действий и руководить своими поступками. Городской суд Петербурга определил освободить Кузикова от уголовного наказания и поместить его в специальное медицинское учреждение закрытого типа (мало отличимое от тюрьмы строгого режима) для принудительного медицинского лечения. Теперь главный людоед Петербурга мирно дремлет в спецблоке в больнице на Авангардной. Бояться питерцам нечего. Каннибал вряд ли когда-нибудь покинет медицинское учреждение — ведь его там хорошо кормят.
БЕЗ РЕЛИГИИ
В нашумевшей истории го́тов (молодежная субкультура) Максима Главатских и Юрия Можнова (2009 год) тоже были любопытные моменты. По словам пожелавшего остаться анонимным оперативного сотрудника, сопровождавшего уголовное дело, была мини-гулянка. В гостях у Максима находилась его девушка. Закончился вечер убийством и расчленением. Часть тела Главатских… потушил с картошкой и луком и съел, поделив ужин с другом. Правоохранительные органы проверяли историю на религиозную составляющую. Ведь обвиняемые были го́тами, а потерпевшая — эмо (молодежная субкультура). Но религиозной составляющей в итоге не нашли. Как и следов какой-нибудь секты. Кстати, по словам этого же оперативника, как раз таки сектанты — люди культурные. Могут убить ритуально, но чтобы есть — ни-ни.
Специалисты, с которыми пообщался «МК в Питере», в один голос утверждают, что каннибализм — это довольно редкая девиация для современных людей и связана чаще всего с психическими отклонениями или сильным стрессом.
По словам психолога Родиона Чепалова, подобное пищевое поведение характерно для примитивных сообществ.
«Сейчас каннибализм — это одна из крайних степеней расчеловечивания, потери каких бы то ни было этических, социальных ориентиров. Случаями каннибализма в современном обществе занимаются психиатры: обследованием, лечением пациентов, — рассказывает специалист. — Но можно предположить, что у каждого современного каннибала есть одна или несколько проблем: задержка психического развития, тяжелое психическое же заболевание и так далее. Обычно такие люди сами являлись жертвами психологического или физического (сексуального) насилия. Каннибализм — это следствие либо болезни, либо отверженности, унижения, аномального развития и анормальных отношений, а чаще и того и другого вместе».
Психолог считает, что свое чудовищное пищевое пристрастие людоеды могут тщательно скрывать, маскировать, отрицать — и в этом их огромная опасность.
ВОЙНЫ, СТРЕССЫ, ЭПИДЕМИИ
Руководитель отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии МГППУ Сергей Ениколопов считает, что современные люди могут опуститься до каннибализма под воздействием фантастического стресса.
«В процессе эволюции у людей появились социальные нормы поведения. Мы все с детства знаем, что хорошо, а что плохо. Культуры, практикующие каннибализм, существуют до сих пор в Африке, Южной Америке и Океании. Они живут по своим правилам, — объясняет Сергей Ениколопов. — Отечественные людоеды — это люди, которые почему-то нарушают социальные правила, полученные с детства. Чаще всего в истории Петербурга-Ленинграда такие истории случались в ситуациях фантастического стресса».
По словам эксперта, людоедство встречалось во время войн. После Первой мировой, в 1918 году, в блокаду Ленинграда. На людей действуют голод, холод, страх и болезни.
«Сейчас мы тоже стали размышлять над будущими последствиями пандемии. Сейчас уже наблюдаются изменения в мышлении людей. Депрессии, страх. На эту тему уже есть публикации. Однако новый случай к этому, скорее всего, отношения не имеет. Здесь проблему выявит психолого-психиатрическая экспертиза», — добавил эксперт.