Инфоцыгане: почему о том, как быть успешными и счастливыми, нам рассказывают «сапожники без сапог»

«МК в Питере» выяснил, чем новоиспеченные коучи привлекают людей

Пандемия и коронакризис, с одной стороны, перевернули рабо­чую повседнев­ность с ног на голову, с другой — создали благодатную почву для появления массы курсов, вебинаров, мастер-­классов и других обучающих программ, цель которых — дать полезную информацию. Одновременно активизировались создатели так называемых тренингов личностного роста и групп развития лидеров, а также авторы книг об «успешном успехе» и прочие псевдогуру, которых в народе окрестили инфоцыганами. И не просто так.

«МК в Питере» выяснил, чем новоиспеченные коучи привлекают людей
Во время пандемии в интернете появилось множество приглашений на мастер-классы и вебинары

Суть их деятельности, как правило, сводится к тому, чтобы, заменяя громкими фразами реальные знания и навыки, «научить» якобы быстро и без труда зарабатывать горы денег, быть любимыми, худеть, хорошеть, здороветь и так далее. Разумеется, не бесплатно. При этом липовые коучи зачастую сами не имеют ни стабильного (а уж тем более высокого) дохода, ни здоровых отношений, ни всего остального. Зато умудрились пролезть чуть ли не в каждую сферу, вызвав тем самым гнев у реальных профессионалов. Побеседовав с некоторыми из них, «МК в Питере» выяснил, чем таким инфоцыгане привлекают людей, почему среди них есть даже известные и, надо думать, успешные предприниматели и бизнесмены и есть ли смысл судиться с проходимцами, которые вместо полезных компетенций продают мотивационную ахинею.

«ПОДЫШИМ МАТОЧКОЙ»

Термин «инфоцыганство» появился сравнительно недавно, однако само явление сложно назвать новаторским.

«Идея инфоцыганства, если рассматривать его как обещание человеку лучшей жизни с минимумом прилагаемых усилий и гарантированным результатом, стара как мир. В различных формах подобные манипуляции встречались в разные, особенно нестабильные, исторические периоды. За примерами далеко ходить не нужно: меньше тридцати лет назад вся страна заряжала воду через телевизор», — напомнила социальный психолог Анна Гвоздева.

Инфоцыгане орудуют в интернете, играя на чувствах пользователей. Им неважно, кто купит «суперкурс» и что потом будет делать с этими бесполезными сведениями, главное — чтобы купили. А в ход порой идут самые абсурдные и даже курьезные предложения.

«Примерно в середине прошлого года, устав от новостей о коронавирусе и панического ожидания неизвестного, я решила поискать способы успокоиться», — рассказала петербурженка Ксения.

Девушка, по ее словам, работает визажистом с выездом на дом и в начале весны 2020‑го, когда в стране был введен режим самоизоляции, временно осталась без заработка. Чтобы хоть ­как-то снять связанный с этим стресс, она приобрела одно из онлайн-­занятий по медитации. Весьма необычной, надо сказать.

«Мне интересны восточные практики — йога, цигун (комплексы упражнений и дыхательных техник. — Прим. ред.) и т. д. И я наткнулась на упражнения, каждое из которых стоило в районе 500 руб лей, связанные с дао сизмом (китайское традиционное учение, включающее элементы философии и религии. — Прим. ред.), и почему-то решила, что они тоже имеют отношение к сосредоточенности и погруженности в себя. В каком-то смысле это так (смеется). Но когда ведущая или преподавательница, даже не знаю, какое в этом случае выбрать определение, сказала положить руки в область яичников и сделать из ладоней «тре­угольник вокруг… маточки», я поняла, что это будут самые незабываемые 40 минут моей жизни. Как человек, который половину этого времени, извините, «дышал влагалищем», скажу, что в следующий раз я дважды подумаю, прежде чем отдавать свои деньги неизвестно кому».

Наша собеседница, однако, не исключает, что польза от таких занятий, возможно, есть, ведь в целом, считает она, не так уж важно, на какую часть тела мы обращаем внимание, концентрируясь на дыхании. В данном случае проблема заключается в том, что девушка, к сожалению, не выяснила (поленилась, а может, просто забыла), что за услугу она покупает. И в этом Ксения не одинока.

ПОЧЕМУ МЫ ВЕРИМ ИНФОЦЫГАНАМ

Когда в определенный момент жизни та или иная тема оказывается актуальной, часто даже те, кто настроен скептически и склонен к критическому мышлению, ловят себя на мысли, что готовы допустить справедливость обещаний, которые дают липовые коучи (помощники, советчики, учителя. — Прим. ред.), считает председатель этического комитета общественного объединения «Нутрициологи России» Эльнара Кучина.

«В моей сфере так называемых инфоцыган не меньше, чем в других направлениях. Конечно, среди тех, кто верит в «гуру успеха», есть представители абсолютно всех уровней дохода и образования. Из опыта работы могу сказать, что уверенность, с которой псевдоспециалисты рассказывают о своих авторских методиках, гарантирующих стопроцентный результат, подкупает многих. Это происходит, так как знать все невозможно и не эксперту крайне сложно разобраться в узкой сфере и отличить выдумки от фактов, плюс большая часть из нас всегда надеется на быстрое и легкое разрешение своих проблем», — говорит Эльнара Кучина.

«Даже хорошо образованные и грамотные люди иногда сталкиваются с ощущением тупика в работе, жизни, — рассказал коммерческий директор направления «Полимерные мембраны и PIR» компании «Технониколь» Сергей Ольницкий. — В таких случаях может помочь наставник. Некоторое время назад в кругах достаточно успешных предпринимателей и топ-менеджеров было модно иметь ментора, выполнявшего роль личного психолога и консультанта. Но инфоцыгане внесли свой «вклад» в девальвацию и этого понятия».

Вера в пользу информационных продуктов, продаваемых инфоцыганами, — это не интеллектуальная, а психологическая проблема, полагает заведующая кафедрой рекламы и бизнес-­коммуникаций ИМЭБ РУДН Нина Трубникова: «Так же как умный не значит добрый, знающий не означает мудрый и осторожный». Процент доверчивых, поясняет она, стабилен во все времена. Но воздействие на них в диджитал-­эпоху стало активнее. Причиной тому, по словам эксперта, являются два фактора: возможность быстрого и масштабного распространения информации, а также использование мультимедийных средств, производящих на людей впечатление.

Процент доверчивых стабилен во все времена.

А медицинский психолог Олег Долгицкий считает, что все дело в тотальной инфантилизации населения: «Она выражается в недоразвитости мотивационно-­потребностной сферы, отвечающей за возможность взаимодействовать с другими при помощи интимно-­личностного общения. Поэтому люди не чувствуют себя взрослыми, даже несмотря на наличие образования. Особенно это касается операционно-­технической сферы. Грубо говоря, всем этим тренингам больше подвержены технари. «Гуру успеха» выступают для них в роли взрослого примера для подражания, такое взаимодействие повышает у человека, которому недостает социальных контактов, самооценку. Еще вчера он был одинок и никому не нужен, а сегодня у него целая переписка или, что еще хуже, имитация переписки в виде массовой рассылки видео- или аудиоматериалов с «домашними заданиями» и мотивационными речами. Это печально, ведь в итоге человек как был один, так одним и остался».

А еще людей привлекает секс. Вернее, сексуальный подтекст рекламы тех же курсов (не­обязательно на эту же тему) или ­каких-то товаров.

«Даже пост с фото девушки в купальнике со всеми «прелестями», мокрыми губами и томным взглядом будет более популярен, чем ­что-то по-настоящему интересное», — заключила лешмейкер (специалист по наращиванию ресниц. — Прим. ред.) Анна.

НА ЛИЧНОМ, НЕ ВСЕГДА УДАЧНОМ, ПРИМЕРЕ

Давно не секрет, что так называемые гуру успеха зомбируют свою паству якобы личным примером, демонстрируя всевозможные достижения — в бизнесе или любви, которые на деле оказываются пустышкой. 

Речь о несуществующих чемоданах денег, роскошных яхтах и автомобилях и толпах впечатленных девиц, вьющихся около новоявленных миллионеров, — долгое время социальные сети псевдоучителей были буквально забиты подобными фотографиями.

Возможно, вещатели о том, как жить дорого-­богато и правильно, переместились на страницы глянцевых журналов и даже серьезных изданий. Некоторые из них, например о бизнесе, запустили разного рода курсы, направленные на предотвращение профессионального выгорания или то, как обзавестись собственным делом. Справедливости ради стоит сказать, что за такие «уроки» не требуют баснословных денег. И вот ­тут-то может крыться подвох, поскольку пользы от подобных «знаний» нет никакой.

«Одно СМИ в качестве психологического просвещения решило помочь читателям, которые много работают, научиться отдыхать, — поделился петербуржец Василий. — Привлекло то, что цену за эти знания ты можешь назначить сам. Я отправил столько, сколько посчитал нужным, и в итоге получил лишь список очевидных вещей, которые мог просто загуглить (найти в интернете. — Прим. ред.)».

В основе подобных историй, считает соучредитель компании A&K American Educational Consulting и эксперт по поступлению на языковые курсы в США Антон Наянзин, лежит неочевидная, на взгляд обывателей, нажива: «Весь вопрос в том, сможет ли «предприниматель» договориться со своей совестью и таким образом зарабатывать».

Как это работает, на примере медийных личностей, которые тоже в ­каком-то смысле замешаны в инфоцыганстве, показал медицинский психолог Олег Долгицкий: «У известных людей есть раскрученные социальные сети, которые сегодня стало возможно монетизировать. К селебрити приходит фирма и предлагает продать его аудитории тренинг, который пишется по стандартной схеме. Самому ему ничего делать не нужно, достаточно просто выполнять рекомендации профессионалов, чтобы предварительно прогреть публику через скандалы, а потом подготовить ее к продажам, после чего всучить инфопродукт. Когда у знаменитости аудитория с десяток миллионов живых человек, то можно заработать даже на отклике 0,1%. То есть если продукт стоит, допустим, 399 руб­лей, условно доступных девочкам-­подросткам на бьюти-­тренинг от своего кумира, то на выходе будет почти четыре миллиона руб­лей».

«Это потрясающий способ монетизации собственной медийности, чем пользуются даже уже состоявшиеся люди, которые на волне хайпа начинают учить других тому, о чем сами только что узнали», — добавил независимый финансовый консультант и инвестор Максим Ульянов.

Последние слова о крайней степени неосведомленности в том, что проповедуется, относятся без преувеличения ко всем лжеэкспертам, некоторые из которых, к сожалению, сами порой оказываются в роли жертв. Как, например, петербургский секс-коуч (специалист в области интимных и межличностных отношений. — Прим. ред.), которую в порыве ревности жестоко убил собственный муж. Все случилось в середине сентября в квартире одного из домов в Приморском районе Петербурга. Мужчина нанес женщине не менее 10 ударов ножом, после чего выбросил тело несчастной с 13‑го этажа, а затем явился с повинной в полицию.

Назиданием для тех, кто верит в счастье, изображенное на фотографиях, в том числе незнакомых людей, считающих себя гуру семейных отношений и достатка, может служить страшная история, случившаяся с уральской блогершей Кристиной Журавлевой. С молодой девушкой также расправился супруг. Причина, судя по его признательным показаниям, крылась в постоянных конфликтах, в результате одного из которых мужчина сорвался — задушил жену, а тело (через пятеро суток!) вывез в лес. Труп, лежавший вблизи обочины, обнаружил случайный водитель. Некоторое время личность погибшей не была установлена, поскольку сведений об исчезновении схожих по приметам женщин, по данным следователей, не поступало.

СОСТАВЛЯЙТЕ ДОГОВОР

То, что обычно предлагают инфоцыгане, по словам адвоката Спасской коллегии адвокатов Юлии Харламовой, находится вне рамок образовательных программ. Но федеральный закон «Об образовании» содержит понятие просветительской деятельности, которое появилось 1 июня 2021 года и трактуется как «деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-­нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов…» и так далее. Соответствующий проект постановления, разработанный Минпросвещения, вызвал много отзывов, предложений и замечаний, в связи с чем был отправлен на доработку. Из-за того что до настоящего времени не определены порядок, условия и формы осуществления этой самой просветительской деятельности, считает юрист, и процветают так называемые бизнес-­коучи и сенсеи, которые за ваши кровные денежки лишь обещают успех, карьеру, любовь, удачу и мотивацию.

«Получение пред­оплаты и отсутствие реального намерения выполнить обещанное, а также результата и полноценных занятий — совокупность признаков мошеннических действий», — обратила внимание Юлия Харламова.

Адвокат советует грамотно заключать договор. Но предупреждает, что инфоцыгане, если являются таковыми, на это идут неохотно, а если и соглашаются, то условия такого документа, как правило, туманны и рассчитаны на то, что вдохновленный презентацией человек не будет его внимательно читать, а внесет оплату, полагаясь на первые эмоции.

«Конечно, если ваши ожидания не оправдались, занятия не состоялись, а деньги никто не вернул, необходимо настаивать на возбуждении уголовного дела по наличию признаков мошенничества, а параллельно — составлять и направлять претензию (в случае отказа в ее удовлетворении идти в суд в порядке гражданского судопроизводства)», — объяснила Харламова.

Она отметила, что вам также придется собрать доказательства того, что за обещаниями инфоцыган действительно ничего не последовало, — свидетельские показания, скриншоты сайта и другое.

«В целом по статистике не сориентирую — много или мало таких дел, но точно знаю, что населению не хватает правовой грамотности и культуры. Люди, не проверив информацию, доверяют буквально первым встречным, пообещавшим легкий путь к успеху, не составляют и не читают договор, поэтому потом не знают, как защитить свои права», — заключила специалист.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 1 декабря 2021

Заголовок в газете: А учителя кто?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру