В пятницу в рамках деятельности Лектория Шокальского эксперты провели онлайн-заседание Кинокомиссии Петербургского отделения Русского географического общества. Там подняли тему Павловского музыкального вокзала в истории Царскосельской железной дороги и истории российской музыкальной культуры.
Изначально Павловский музыкальный вокзал задумывался как место для увеселений, где могли собираться представители светской публики. Рассчитывалось, что это станет рекламой для Царскосельской железной дороги, которая в то время была относительно новым видом транспорта. В гостинице, которую изначально представлял из себя вокзал, гостей развлекали цыгане. Через несколько лет туда стали приглашать оркестры. Так, вокзал завоевал звание первого концертного учреждения, где играли симфоническую музыку.
В XIX и начале XX веков на сцене Павловского музыкального вокзала побывали знаменитые композиторы, дирижеры и артисты. Гостям посчастливилось услышать популярные композиции Глинки, Чайковского, Прокофьева. В середине XIX века выступать на вокзал приехал Иоганн Штраус, который радовал светскую публику десять сезонов подряд.
«Есть такое понятие – гений места. Дух-покровитель оказался благосклонным к Павловскому музыкальному вокзалу, органично соединившему в себе человеческий гений и уникальность, красоту природы», – начала дискуссию директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.
В то время, как и всегда в нашей стране к реализации больших проектов подходили с творческим подходом. И если за рубежом железные пути часто соединяли главные промышленные точки, то в России Царскосельская железная дорога начиналась от Веденского канала до доходила до Царского Села и Павловска, а музыкальный вокзал был конечной остановкой, который впоследствии стал центром культурной жизни страны. Павловский музыкальный вокзал держал за собой этот титул на протяжении ста лет. По его примеру даже начали называть главные станции на новых железных дорогах, которые строились по всей империи.
Несмотря на разрушение вокзала во время оккупации города фашистами и потерю традиции музыкальных сезон, запрос на серьезную музыку, которая звучала на его сцене, по-прежнему существует.
«После утраты Павловского музыкального вокзала в годы минувшей войны всегда существовала мечта его возрождения, к которой не однажды приближались совсем близко, когда остро вставал вопрос воссоздания славной страницы истории в культурной жизни страны, – отметила Вера Дементьева. – Но одному коллективу музея такой проект не поднять. Это должна быть задача всей культурной общественности России. Цель проекта – вновь занять лидирующее место в мировой музыкальной культуре».
Участники беседы, среди которых были глава кинокомиссии РГО Александр Ингилевич, лауреат международных конкурсов и пианистка Мариинского театра Нелли Абди, директор «Историко-литературного музея города Пушкина» Наталья Петрова, член Правления Санкт-Петербургского союза краеведов Алексей Ерофеев в один голос заявили о необходимости возрождения Павловского музыкального вокзала. Они уверены, вокзал сможет вернуть себе былую славу и звание центра российской и мировой музыкальной культуры.
«Мы должны вернуть славу этого места, славу Павловских музыкальных сезонов. Силы для этого есть. А главное, есть огромное желание!», – резюмировала Вера Дементьева.