Поколение Z: во что превратятся современные школьники и кто в этом виноват

«МК в Питере» разобрался, какими негативными чертами отличается подрастающее поколение, кто в этом виноват, а также какое будущее всех нас ждет

На каждое новое поколение возлагаются большие надежды — что именно они построят «светлое будущее». Но, когда присматриваешься к тем, кто родился с 2000 по 2011 год, ловишь себя на мысли, что им интересны только десятисекундные ролики в социальных сетях, быстрые, легкие деньги, а также известность, добытая любыми, даже самыми аморальными путями.

Исчерпывающие ответы на поднятую тему дали практикующий психолог Наталья Панфилова и два преподавателя, пожелавшие остаться анонимами.

«МК в Питере» разобрался, какими негативными чертами отличается подрастающее поколение, кто в этом виноват, а также какое будущее всех нас ждет
Современной молодежи свойственно «клиповое» мышление.

КУЛЬТ УНИКАЛЬНОСТИ И НЕПОВТОРИМОСТИ

В нынешнее время быть «нормальным» — плохо. У молодежи появилось даже специальное слово с негативным оттенком — «нормис».

Подростковый возраст, а после и юность — время, когда хочется подвигов, отмечает психолог Наталья Панфилова. Именно в этот период к молодым людям приходит осознание, что именно они — то самое будущее. Здесь и начинается конкуренция с прошлыми поколениями.

В юном возрасте особенно стремишься к крайностям во всем: «все или ничего», «либо я уникален и не похож на других, либо просто никто».

«А поскольку общество никаких ориентиров не ставит, то они просто берутся из воздуха: из того, что подросткам интересно, что новое, свежее и еще не окученное старшим поколением. То есть то, где они могут быть конкурентоспособными по сравнению с людьми более взрослыми», — подчеркнула психолог.

Наталья убеждена, что на сегодня как таковые ориентиры для подрастающего поколения напрочь отсутствуют. На федеральном уровне не проводится сильной и конструктивной пропаганды, которая могла бы направить всю удаль молодых людей в правильное, здоровое русло.

«При этом родители здесь мало что решают, — добавляет Панфилова. — Они, конечно, могут привить ­какие-то локальные ценности ребенку, но не более того».

Николаю Осипову (имя изменено) 26 лет, и сейчас он работает преподавателем обществознания и истории в одном из петербургских колледжей. Он согласен с тем, что подрастающее поколение действительно отличает некий «культ уникальности», но формы у этого течения весьма нелицеприятные.

«Пять лет назад было популярно выделяться, рассказывая всем о наличии у себя ­каких-то психологических или психических расстройств. В 99% случаях это было выдумкой, позволявшей выделиться из толпы. Сейчас в моду вошла ЛГБТ-фем-квир-тема, которую в основном продвигают девушки. Например, у меня есть ученица, которая настаивает на том, чтобы я обращался к ней как к представителю мужского пола. И это вводит в полный ступор! Как мне реагировать на такое?!» — поделился Осипов.

Он также согласился с тем, что основополагающие ценности и адекватный взгляд на мир должны прививаться в первую очередь на общероссийском уровне. И родители действительно играют в этом второстепенную роль, ибо они также должны быть частью всей системы.

КУЛЬТ ИЗВРАЩЕННОГО УСПЕХА

Весь успех сводится к наличию кучи денег, миллионам подписчиков в социальных сетях, роскошным машинам в гараже и десяткам юных девушек легкого поведения, готовых реализовать любой каприз. Теперь быть инженером-­специалистом «не круто», а вот рэпером или блогером очень даже хорошо.

Подростки, юноши и девушки хотят быть заметными, говорит психолог Панфилова. А кто сейчас наиболее заметен? Именно — музыканты и блогеры, например. Чьи ценности и взгляды в большинстве своем не вызывают доверия. Нужно давать возможность подрастающему поколению регулярно «светиться» на телеэкранах и в интернете.

«Спас котенка, застрявшего на дереве, вытащил ребенка из огня, победил на ­каком-то престижном конкурсе — держи мощный пиар. Тебя покажут на телевидении, о твоих победах или героизме раструбят все СМИ», — добавила Наталья.

По ее словам, такая же ситуация должна быть и с непопулярными, но действительно важными нынче профессиями. На федеральном уровне регулярно нужно рассказывать и показывать, почему быть все тем же инженером хорошо и престижно. Более того, нынешним лидерам мнения необходимо противопоставить других людей, которых активно будут пиарить на общероссийском уровне благодаря их трудовым заслугам, героизму или образованности. Чтобы показать иную форму успеха — не извращенную.

С такой позицией соглашается и преподаватель колледжа Николай. Но он посчитал важным добавить, что в стимуляции этого «культа извращенного успеха» довольно серьезную роль играют различные коучи, бизнес-­тренеры, продавцы методов пробуждения женской энергии и прочие личности, чьи мотивы корыстны, а методы неэтичны.

«Они также стимулируют образ извращенного успеха, постоянно обманывая молодых людей. Они кричат: ты можешь быстро и легко заработать много денег! Но много ли у тебя денег или нет, на самом деле не так важно. Да и утверждение, что именно ты добьешься этого пресловутого успеха, не прилагая толком никаких усилий, — обман. Все этого обыкновенная логика обмана. И она должна быть заменена ­чем-то конструктивным», — заявил Осипов.

Молодежь уверена, что успешным блогером может стать каждый.

ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ — СКУЧНО И ГЛУПО

Молодые люди чаще всего выходят из школ «незнайками». Их образованность редко выдерживает хоть ­какую-то критику. И не потому, что в России некачественное образование, а потому что дети и подростки просто не хотят получать знания. Школа — диплом. Университет — корочка. Чтобы стать успешным, ни то ни другое не нужно.

Панфилова соглашается с тем, что тяга к образованию у подрастающего поколения действительно в большинстве своем отсутствует.

«И это естественно. Если не начать прикармливать умы молодых людей, не взращивать их, то рано или поздно все превратится в базар-­вокзал», — добавила психолог.

Николай также согласен с тем, что стремление к получению образования у молодых людей значительно притупилось. В прошлом веке образование рассматривалось как абсолютная ценность. Но в 1990‑х и нулевых произошло два процесса: развал СССР и появление культа успеха «в обход усилий».

«Грубо говоря, подросток, юноша или девушка не хотят теперь тратить 5–10 лет на получение качественного образования, для чего придется приложить много усилий. Вместо этого они желают стать востребованными специалистами за несколько дней или в крайнем случае месяцев. Я лично знаю девушку, которая занимается психологическим консультированием. Только вот ее образование — это трехдневные курсы!» — отметил Николай.

Он также подчеркнул, что нынешняя система образования далека от совершенства, но ее можно подстроить под современные тенденции. Высшие учебные заведения готовят специалистов — тех, кто работает по шаблонам. Но кто же тогда будет заниматься производством новых знаний?

Осипов считает, что раз подрастающее поколение не тянется к получению высшего образования, то обучением тех, кто работает по уже имеющимся технологиям, должны заняться техникумы, училища, колледжи. А университеты пусть «воспитывают» тех студентов, что искренне заинтересованы в получении знаний. То есть тех, кто в дальнейшем будет двигать вперед науку, технологии и прочее.

«И для того чтобы эта система эффективно работала, рабочие профессии должны стать престижными и высокооплачиваемыми. И здесь огромную роль играет здоровая пропаганда», — подвел итог педагог.

Леность ума

Речь идет о нежелании основательно разбираться в ­какой-либо теме. К примеру, подросток прочитал короткую новость в СМИ или краткое содержание книги, и этого ему достаточно. На таком поверхностном знании он и строит свое мировоззрение.

«В лености ума не так сильно виновно «клиповое мышление». Молодежь по природе своей любопытна и стремится к ­чему-то яркому. Но в итоге ей предлагают ­что-то скучное. Оттого молодые люди задаются вопросом: а зачем это вообще надо? — и переключают внимание на ­какие-то другие яркие вещи», — подчеркивает Наталья Панфилова.

По ее словам, значительную роль в лености ума у подрастающей молодежи играет «купеческая психология». Когда идет акцент на то, что «сейчас срубил денег — значит, молодец».

«На общероссийском уровне должно пропагандироваться, что получение фундаментальных знаний и острый ум — залог того, что молодой человек к середине жизни достигнет ­каких-то высот, заимеет уважение и прочее. Но мы получаем только неопределенность. В результате молодой человек спрашивает у самого себя: а зачем мне это надо? Он думает: сейчас буду корячиться, а в это время все будут гулять, развлекаться. Для чего? Чтобы потом мне сказали: ну ты дурак, зачем ты вообще этим занимался?» — пояснила Наталья.

Осипов добавил, что леность ума и поверхностное потребление информации — проблема не только подрастающего поколения.

«Даже мне самому сейчас бывает тяжело читать, например, ­какие-то объемные вещи. Потому что я уже тоже вовлечен в социальные сети и прочее. К примеру, читаю Достоевского, а мне сообщение приходит — тут же отвлекаюсь. И с этим сложно бороться. Причем я представитель более старшего поколения, а нынешние дети и подростки с самого детства растут окруженные всеми возможными гаджетами. И им еще тяжелее дается процесс углубленного анализа или чтения», — признался он.

КОНФЛИКТ С КОНСЕРВАТИВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ

По словам наших собеседников, современную молодежь отличает желание стать частью ­какого-либо модного течения, целенаправленное разрушение института семьи и безразличие к традициям.

«Когда перестают охранять ценности, логично, что они начнут трещать по швам, — говорит Панфилова. — Молодежь, в которой кипит энергия, должна быть в ­чем-то ограничена. Детям и подросткам нужно показать границу, которую нельзя переступать. И речь здесь не о ­каких-то запретах, устрашении наказанием и прочем. А о создании альтернативы, где традиции и консервативные ценности сохраняются. Причем эта альтернатива должна внушать уважение и соответствующим образом выглядеть».

Психолог считает, что те попытки, которые сейчас предпринимаются для сохранения традиционных ценностей, «скучные и вялые». А потому молодые люди могут «снести их» своей энергией.

Наталья отметила, что место отсутствующей конструктивной альтернативы занимает деструктивная. Например, протестные движения. Ведь для молодых людей это часто способ утолить свое любопытство, высвободить энергию и ­как-то разнообразить жизнь. В свою очередь Осипов заявил, что подростковый протест — это нормально. Такой протест всегда направлен на старшие поколения, на их консервативные ценности.

«Все потому, что они хотят заиметь свои прогрессивные ценности. Но из чего они складываются? Из того, что их сейчас окружает, — модные, во многом разрушительные движения, погоня за иллюзиями и прочее…» — добавил он.

УХОД В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Полный уход, например, в социальные сети. Есть даже устоявшаяся мысль: «Если тебя нет в сети, то ты не существуешь».

По словам Панфиловой, раньше школьник мог поучаствовать в ­каком-­нибудь спортивном состязании или ином соревновании и там ­как-то себя проявить, показать. Сейчас это все выглядит незначительным, маленьким — социальные сети дают больше возможностей получить внимание, что и подстегивает молодых людей к уходу в виртуальное пространство.

«Нужна опять же альтернатива тому, что предлагают социальные сети и прочее. Ч­то-то, что даст молодежи заявить о себе во всеуслышание», — отметила психолог.

Николай привел яркий пример того, насколько молодые люди погружены в мир виртуального пространства.

«У меня есть знакомые девочки, которые в одной из социальных сетей рожают детей, усыновляют, выходят замуж и разводятся. И самое интересное — когда там, в виртуальном пространстве, происходит ­какой-то конфликт, например развод, то девушка искренне негодует в реальности. Рыдает, нервничает, злится», — рассказал преподаватель.

Подросткам неинтересен реальный мир.

В ПРОМЕЖУТКЕ МЕЖДУ ИСТИНАМИ

Панфилова уверена, что если ситуация не изменится в лучшую сторону, то через 10–15 лет сегодняшняя молодежь осознает, сколь много было упущено. Пожалеет о брошенном образовании или о бездумном следовании моде, о безответственном отношении к прошлому и будущему.

Она отмечает и другой риск из-за отсутствия качественной конструктивной пропаганды в стране.

«Свято место пусто не бывает. Всегда найдется пророк, который начинает продвигать свои идеи. И все от этого пострадают, ибо эти пророки могут не иметь никаких ценностей нашей страны. У них может просто не быть такой задачи — беречь эти ценности. В результате все разбазарят за шесть секунд», — подвела итог психолог.

Осипов признает, что подрастающему поколению действительно придется в будущем тяжело.

«Это люди, которые не хотят учиться, а значит, и уметь ничего не будут. Они хотят добиться всего и сразу, не прикладывая усилий, но в итоге место под солнцем займут единицы — самые хитрые, умные и беспринципные. Большая часть же окажется не у дел. Мы получим целое поколение, представители которого пойдут, например, на завод на самые мелкие должности. И пойдут они туда не с горящими глазами и гордостью за то, что занимаются хорошим делом, а с опустошением в душе», — пояснил он.

Возникает закономерный вопрос: действительно ли к столь плачевным результатам привело отсутствие как таковой альтернативы для подрастающего поколения? Выходит, единственный виновник, вероятно, не самого светлого будущего современных детей и подростков — отсутствие хорошей, качественной и конструктивной пропаганды на федеральном уровне?

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Заслуженный учитель старших классов с более чем 20‑летним стажем Алевтина Разумовская (имя изменено) считает, что есть иной виновник происходящей на наших глазах трагедии. Ссылаясь на доктора наук Александра Асмолова и отталкиваясь от собственного опыта и наблюдений, Алевтина заявляет, что для подростка 12–18 лет куда интереснее интернет и гаджеты, чем беседы с родителями.

Причина — родители неинтересны этим детям. По ее словам, подрастающее поколение — первое в том плане, что ему совершенно неинтересны предыдущие поколения.

«Нынешние родители подростков — это те дети, которые росли в страшные 1990‑е. Мысли их мам и пап тогда были заняты лишь необходимость прокормить своих детей и не дать им сгинуть от наркотиков или случайной бандитской пули. Став родителями, дети 1990‑х не имеют потребности к культурному развитию. Уйдя полностью в направление сплошного накопительства, приобретения и потребления, они закономерно стали безынтересны детям. Теперь эти родители — быт и служба обеспечения», — пояснила Разу­мовская.

Она отметила, что сегодня не идет речи о конфликте «отцов и детей». И те и другие безыдейны. Конфликтовать просто нечему. Надорвалась эта нить культурного генофонда на поколении 1990‑х. Ну а сейчас она порвалась окончательно… Что мы имеем в итоге. Подрастающее поколение действительно обладает рядом негативных черт, которые приведут к большим разочарованиям в будущем.

Первый виновник тому — отсутствие качественных и привлекательных альтернатив. Второй — родители подрастающего поколения, которые замкнулись на выживании и погоне исключительно за материальными ценностями.

Пока не поздно, обе стороны могут предпринять необходимые меры, приложить максимум усилий, чтобы у России действительно было светлое будущее. В противном случае «потерянное и безыдейное» поколение лишь сильнее загонит страну в стагнацию, где истина, искренность и жажда ­чего-то качественно лучшего утонет в рутине и тотальной скуке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру