«МК в Питере» выступил в качестве организатора круглого стола на тему «Павловский музыкальный вокзал: история и взгляд в будущее»
Мероприятие прошло 18 ноября в онлайн-формате с участием спикеров и гостей, которые пожелали присутствовать при обсуждении прошлого, настоящего и будущего этого исторического объекта.
В качестве приглашенных экспертов за круглым столом выступали ученый секретарь историко-литературного музея города Пушкина Юлия Кузнецова, историк железных дорог Леонид Москалев и председатель Общества любителей железных дорог, член Союза композиторов России Алексей Вульфов. Модерировал беседу историк и автор telegram-канала «Игроки. Ставка на интеллект» Дмитрий Прокофьев. Так что мы можем констатировать: за виртуальным круглым столом собрались уникальные люди, которые являются экспертами в своих сферах — музыке, культуре, истории и в области железных дорог.
Спикеры обсуждали вокзал как инфраструктурный центр и центр культурного значения того времени. Железная дорога в XIX веке была технологическим чудом и рассматривалась на всех уровнях власти и статусности примерно так же, как сейчас мы смотрим на современные технологии вроде VR или беспилотных перевозок. Железные дороги были символом прогресса и как магнит притягивали талантливых, умных людей, которые во многом определили будущее страны и… мировой культуры.
Павловский музыкальный вокзал прославился не только как один из первых вокзалов России, но и как предок консерваторий и филармоний. Музыкальные концерты, которые давали здесь, были неотъемлемой частью и, как скажут сегодня, «фишкой» функционирования вокзала. Концертная площадка Павловского музыкального вокзала быстро стала престижной — послушать концерты приезжали видные деятели страны. Неудивительно, что этот транспортный объект стал своеобразным центром притяжения для молодых и амбициозных деятелей культуры.
Как отметили спикеры нашего круглого стола, музыкальный вокзал во многом опередил свое время. До сих пор в России, по словам экспертов, нет аналогичных мест.
«Павловск стал, по сути дела, предком нынешних филармоний и залов консерваторий. Там прозвучала вся симфоническая музыка не только австро-венгерских композиторов, но и русских, и мировых. Павловский музыкальный вокзал стал площадкой для представления новой музыки, — сообщил член Союза композиторов России Алексей Вульфов. — Кстати, в Павловске прозвучало первое симфоническое произведение Петра Ильича Чайковского “Пляска сенных девушек”».
Эксперт отметил, что вокзал являлся мемориальной русской симфонической площадкой огромного культурного значения. По его мнению, туристический интерес к подобному проекту сегодня был бы огромен. Спикеры даже позволили себе помечтать по поводу реконструкции здания вокзала и восстановления музыкальных традиций комплекса. Пришли к выводу, что это могла бы быть своеобразная культурная перезагрузка.
«К сожалению, довольно давно этим вопросом никто не занимался. Но, прежде чем говорить о создании или воссоздании подобного музыкально-железнодорожного кластера, необходимо возродить особенности и традиции того времени в части потребления культурного контента. Это потребует серьезной перезагрузки и переосмысления всего исторического наследия Павловского музыкального вокзала», — делится историк железных дорог Леонид Москалев.
Про гипотетическую возможность восстановления транспортно-музыкального объекта говорила ученый секретарь историко-литературного музея города Пушкина Юлия Кузнецова. Эксперт уверена, что интерес ученых могут вызвать и люди, которые посещали павловские концерты. Да и сам феномен музыкального вокзала достоин изучения.
«Не может быть сомнений в том, что это крайне интересный проект. И в частности, для краеведов и историков, поскольку в зале часто присутствовали важные для того времени литераторы, композиторы, деятели искусств. И они сохраняли в очерках истории о посещении вокзала», — объясняет Юлия Кузнецова.
Наши эксперты единогласно резюмировали: Павловский музыкальный вокзал был крайне важным транспортным и культурным объектом, феноменальным симбиозом музыки и железной дороги. Это проект, который требует изучения и все чаще всплывает в медиапространстве как частичка чего-то уникального, что вызывает гордость и восхищение.